Delist.ru

Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование (10.09.2007)

Автор: Волгоградский государственный университет

При одноставочном

тарифе 50,00 227,78 625,00 245,00

При тарифном меню 40,56 233,33 628,97 245,00

Источник: Богачкова, Л.Ю. О развитии системы цен в электроэнергетике: моделирование тарифного меню для населения / Л.Ю. Богачкова, Ю.В. Зайцева // Управление большими системами: Сборник трудов / Общая редакция — д.т.н., проф. Д.А. Новиков. – М.: ИПУ РАН, 2006. – Вып. 12-13. – С. 32-45.

Таким образом, в рассмотренном примере заметный выигрыш первой группы малоимущих потребителей (снижение их расходов на электроэнергию на 18,9%) оплачивается относительно небольшими выплатами потребителями второй и третьей групп со средними и высокими доходами (увеличение их расходов на 2,4% и на 0,6% соответственно). Объемы потребления для всех групп домохозяйств не уменьшаются, и выручка энергокомпании остается на прежнем уровне.

Отдельно рассмотрены примеры экономико-математического моделирования экономических процессов в ТЭК, позволившие получить теоретическое обоснование для ряда мер по оптимизации управления недропользованием в нефтегазовом секторе и по совершенствованию внешней энергетической политики.

На основе подхода, впервые предложенного Р. Пиндайком, проблема эксплуатации невозобновимого ресурса рассмотрена как динамическая задача оптимизации. Методами теории оптимального управления построена экономико-математическая модель рационального недропользования в нефтегазовом секторе, которая позволила выявить объективные закономерности эксплуатации месторождений нефти и газа, обусловленные действием геологических, технологических и экономических факторов. Учет этих закономерностей позволил автору обосновать механизм оптимизации недропользования в нефтегазовом секторе российской экономики.

Нефтегазовые провинции – это крупные обособленные территории, включающие в себя зоны нефтегазонакоплений, называемые месторождениями.

Первая, допоисковая стадия эксплуатации провинции связана со сбором общих геологических данных о наличии нефти и газа и не требует специальных затрат на поиски месторождений. Вторая стадия – поисковая. Проводится бурение, стадия длится вплоть до получения первых промышленных притоков углеводородов. Затраты в этот период сравнительно малы, и в случае обнаружения месторождений они многократно окупаются. Финансирование поисково-разведочных работ связано с риском, и привлечение предприятий к этим работам требует экономических льгот.

Третья стадия именуется ранней стадией промышленного освоения. Она связана с гигантскими и крупными открытиями, которые, как правило, наиболее легко обнаруживаются. На этой стадии темп прироста запасов и предельная производительность исследовательских работ чрезвычайно велики. Быстро развивается инфраструктура в связи с необходимостью обеспечения добычи, подготовки и транспортировки большого количества нефти. Средние и предельные издержки по добыче сравнительно велики, но быстро уменьшаются с расширением масштабов производства. Объем добычи стремительно растет. Рентная составляющая в цене нефти также резко увеличивается. В этот период эффективными недропользователями являются крупные нефтегазовые компании, способные осуществлять широкомасштабные и быстро окупающиеся инвестиции. Действует ярко выраженный положительный эффект масштаба производства. Становится возможным изъятие части ренты путем увеличения налоговых платежей собственнику недр – государству.

Четвертая стадия обычно называется зрелой. Добыча достигает своего пика и стабилизируется с последующим плавным снижением. По мере увеличения степени геологической изученности недр снижается темп прироста запасов нефти и газа. Пока прирост запасов все еще превосходит объем добычи, продолжает действовать положительный эффект масштаба, и рентная составляющая по-прежнему занимает значительное место в цене продукции. Однако постепенно лучшие месторождения истощаются и происходит переход к более высокозатратным. Начинается снижение добычи и уменьшение доли ренты в цене. Наступает пятая, поздняя стадия.

Последнюю стадию можно назвать затухающей. Уже не происходит компенсации выбывающих объектов, извлечение запасов становится все более трудным. В цене продукции увеличивается роль производственных затрат, сокращается рентная составляющая. Прекращается действие положительного эффекта масштаба, и решающее значение приобретает специализация производства и внедрение инноваций.

Найденные закономерности эксплуатации невозобновимых ресурсов предопределяют меры по рационализации нефте- и газодобычи в российской энергетике.

Математические методы применены также к обоснованию путей совершенствования внешней энергетической политики на примере экспорта российского газа.

Во внешней энергетической политике две основные цели государственного регулирования сходятся: максимизация доходов «Газпрома» отвечает как цели повышения экономической эффективности экспорта природного газа, так и общественным интересам, поскольку пропорциональную их часть государство присваивает путем налогообложения и может использовать в дальнейшем для реализации мер социальной политики.

В настоящее время экспорт российского газа в дальнее зарубежье осуществляется исключительно в европейском направлении и преимущественно на основе долгосрочных контрактов. Российский газ покрывает около 30% европейского спроса. Европейский рынок характеризуется избытком предложения, хотя уже в ближайшее время ожидается превышение спроса над предложением, поэтому зависимость Европы от России и других «энергетических держав» потенциально возрастает. Проводимая ЕС политика либерализации газового рынка является одним из механизмов противодействия этой тенденции. Либерализация заключается в разработке и реализации мер, направленных на развитие конкуренции между поставщиками и на ограничение их монопольной власти. К этим мерам, в частности, относятся диверсификация внешних поставщиков газа в Европу и открытие внутренних газовых рынков отдельных европейских стран.

В диссертации представлена оценка влияния либерализации европейского газового рынка на эффективность экспорта российского газа, полученная путем математического моделирования, основанного на методологии, впервые предложенной норвежскими авторами М. Хэулом и С. Стромом в 1980-х годах для обоснования замещения дорогим норвежским газом более дешевого газа, поступавшего в то время в Европу из СССР. В настоящей работе представлен численный анализ с использованием современных статистических данных о состоянии и перспективах развития газового рынка Европы.

Рассмотрен рынок природного газа, на котором спрос предъявляет централизованный покупатель, действующий в интересах конечных потребителей. Совокупный объем предложения превышает объем спроса, и централизованный покупатель имеет некоторую свободу в принятии решений о диверсификации объемов закупок и цен. Предложение осуществляется несколькими внешними поставщиками, возможности которых различаются как по объемам предложения, так и по ценам. Поставки осуществляются на основе долгосрочных договоров, и существуют определенные риски прерывания поставок. При отсутствии рисков оптимальная стратегия покупателя заключалась бы в выборе поставщика с минимальной ценой и в заключении с ним договора о максимальном объеме поставки. Учет рисков прерывания приводит к другому оптимальному решению, заключающемуся в диверсификации поставщиков и в закупках газа по различным, в том числе по завышенным, по сравнению со среднерыночными, ценам.

Таблица 2

Диверсификация цен поставок газа в Германию из различных источников с учетом риска прерывания поставок из России

(по данным за 2005 год, при фиксированной вероятности прерываний поставок из других источников, равной 0,05)

Вероятность прерывания российских поставок Цены ($/тыс. м3)

Россия Голландия Алжир Норвегия

0,00 228,53 210,28 215,44 222,01

0,01 223,48 213,00 218,75 226,34

0,02 218,63 215,59 221,91 230,47

0,03 213,98 218,06 224,92 234,41

0,04 209,53 220,42 227,81 238,19

0,05 205,24 222,68 230,57 241,80

0,06 201,13 224,85 233,22 245,27

0,07 197,17 226,92 235,75 248,59

0,08 193,35 228,91 238,18 251,78

0,09 189,68 230,81 240,51 254,84

0,10 186,14 232,64 242,75 257,77

Источник: Богачкова, Л.Ю. Моделирование диверсификации цен на европейском газовом рынке и совершенствование стратегии экспорта российского газа / Л.Ю. Богачкова, Е.В. Савицкий // Проблемы управления. – 2007. – № 2. – С. 56-60.

Рассмотрены рынок газа Германии и европейский рынок газа в целом. Расчеты показали, что уровни цен на газ, поступающий из различных источников, тесно связаны с рисками прерывания поставок и с распределениями долей рынка между поставщиками газа. Так, на обоих рассмотренных рынках при одинаковой и равной 0,05 вероятности прерывания поставок для всех поставщиков, цена газа возрастает в направлении убывания рыночной доли поставщика.

Самый низкий уровень имеет цена российского газа, покрывающего 35% спроса в Германии и около 30% спроса в Европе, а самый высокий уровень – цена норвежского газа, удовлетворяющего 12% спроса в Германии и около 8,5% спроса в Европе.

По мере роста риска прерывания поставок из РФ при фиксированных рисках прерываний из других источников цена российского газа заметно падает, а цены других поставщиков растут, что свидетельствует о понижении конкурентоспособности российского газа. Например, как показано в таблице 2, на рынке Германии повышение риска прерывания поставок из РФ от 0 до 10% приводит к понижению цены российского газа на 18,5% и к одновременному повышению цен на газ, поступающий из Голландии, Алжира и Норвегии на 10,6%, 12,7% и 16,1% соответственно. Вместе с тем, если предположить, что риск прерывания поставок из РФ сведен к нулю при том же, равном 5%, риске для других источников, то цена российского газа заметно превысит цены всех остальных поставщиков.

Политика либерализации газового рынка позволяет Евросоюзу дискриминировать цену российских поставок, объясняя этот факт меньшей надежностью и сравнительно большой долей поставок. Это приводит к понижению эффективности российского экспорта, выраженному в сокращении экспортной выручки.

Таким образом, получено количественное обоснование для следующих мер, предпринимаемых в последнее время Правительством РФ и руководством ОАО «Газпром»: 1) для инвестиций в проекты, прямо или косвенно снижающие инфраструктурные и транзитные риски; 2) для распределения экспорта российского газа между несколькими мировыми центрами, включая рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона; 3) для применения принципа диверсификации партнерства и к самим странам Европы, что открывает возможности для входа «Газпрома» на отдельные новые участки европейского рынка.

загрузка...