Delist.ru

Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование (10.09.2007)

Автор: Волгоградский государственный университет

предложена модель ценообразования на электроэнергию для населения, основанная, в отличие от существующей, на построении «тарифного меню», что представляет собой механизм защиты потребителей с низкими доходами от повышения цен на электроэнергию путем предоставления им субсидии не из госбюджета, а за счет стимулирования роста энергопотребления домохозяйств с высокими доходами и за счет действия положительного эффекта масштаба в энергоснабжении населения;

обосновано применение математической модели оптимального управления эксплуатацией невозобновимых природных ресурсов, которая учитывает взаимодействие объективных геологических, экономико-технологических и институциональных факторов, определяющих реальную динамику этого процесса, для разработки мер по совершенствованию управления нефтегазовой отраслью с целью рационализации недропользования в этом секторе российской экономики;

получена оценка возможных потерь эффективности экспорта российского газа в условиях либерализации европейского газового рынка, основанная на экономико-математической модели, описывающей диверсификацию цен газа, закупаемого странами ЕС у различных поставщиков, в зависимости от индивидуального риска прерывания поставок каждого поставщика и от доли его поставок в совокупном объеме потребительского спроса;

предложено экономико-математическое обоснование диверсификации геополитического партнерства России на внешних энергетических рынках: показана целесообразность разработки восточных направлений экспорта и расширения круга стран-потребителей российских энергоресурсов, что позволяет, в частности, противодействовать отрицательному влиянию либерализации европейского газового рынка на эффективность экспорта российского газа.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что представленные в диссертации методологические подходы и практические рекомендации по совершенствованию управления отраслями российской энергетики могут быть использованы руководителями и специалистами органов государственной власти при уточнении государственной энергетической стратегии, а также при ее реализации.

Самостоятельное практическое значение имеют разработанные рекомендации по совершенствованию управления нефтегазовым сектором (в части согласования структурной, антимонопольной, лицензионной и налоговой политики), газовой отраслью и электроэнергетикой (в части ценообразования и тарифной политики). А также – полученная количественная оценка влияния либерализации европейского газового рынка на эффективность экспорта российского газа и экономико-математическое обоснование мер по совершенствованию экспортной стратегии ОАО «Газпром».

Представленные в исследовании экономико-математические модели включены в содержание лекционных курсов «Модели рынков и рыночной власти: теория организации промышленности» и «Экономико-математическое моделирование».

» (Москва, ЦЭМИ РАН, ноябрь 2006 г.); всероссийская конференция «Трансформация хозяйственного механизма в условиях социально-экономических реформ: региональный аспект» (Волгоград, ноябрь 2002 г., 2004 г.), пять всероссийских конференций в Пензе (2000-2002 гг.); Интернет-конференция научно-образовательных центров ИПУ РАН "Экономика, управление, информатизация регионов России" (портал ВолГУ, 2007 г.); заседания круглых столов: «Эколого-экономические проблемы Нижней Волги» (Волгоград, 2001 г.), «Проблемы конкурентоспособности, безопасности и защиты интересов экономических субъектов» (Волгоград, 2002 г.), «Экология и экономика» (Волгоград, 2005 г.), а также ежегодные вузовские конференции в Волгоградском государственном университете.

п.л., из них 3 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения; пяти глав, объединяющих тринадцать параграфов; заключения и списка литературы, включающего 430 наименований. Объем работы – 421 страница.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность и выбор темы, указываются цель и задачи исследования, раскрывается его новизна, практическая значимость и степень апробации полученных результатов и выводов.

Для разработки концепции совершенствования управления отраслями российской энергетики и для обоснования соответствующих ей методологических положений выполнен анализ теоретических основ управления базовыми отраслями промышленности в рыночной экономике, а также современных общемировых тенденций организации промышленности и управления в отраслях энергетики.

Управление отраслями ТЭК как процесс систематического, целенаправленного воздействия на них на основе познания и использования объективных закономерностей и прогрессивных тенденций развития энергетики, представляет собой содержание государственной энергетической политики. Цели, задачи и основные направления энергетической политики конкретизирует энергетическая стратегия; она предполагает также разработку согласованных управленческих решений, планирование и контроль их выполнения.

Теоретические предпосылки рекомендаций по совершенствованию государственной политики в отношении отраслей промышленности лежат в сфере экономики благосостояния, которая убедительно свидетельствует об отсутствии однозначных подходов к этой проблеме.

Государственная политика в отношении отрасли включает: 1) определение институциональной структуры и распределение собственности на ресурсы (т.е. определение общественного и частного (смешанного) секторов отрасли); 2) реализацию прямого государственного управления и контроля по отношению к общественному сектору; 3) формулировку требований, предъявляемых обществом и исполнительной властью к частному сектору; 4) разграничение сфер производственной деятельности частного сектора на две части: первую, в которой рыночные механизмы обеспечивают достижение желаемого общественного результата, и вторую, в которой рыночные механизмы «проваливаются» (отрицательные внешние эффекты, наличие естественных монополий и др.); 5) применение к частному сектору политики государственного вмешательства, основными направлениями которой являются: поддержание и развитие конкуренции в тех сферах, где рыночные механизмы обеспечивают достижение желаемого общественного результата, и регулирование рынков в сферах, где рыночные механизмы оказываются не состоятельными в этом отношении; 6) разработку и координацию применения инструментов государственного вмешательства: антимонопольной и структурной политики, ценового регулирования, налоговой и таможенной политики и др.

Представляется целесообразным признание уже существующего распределения собственности на факторы производства, но при введении налогообложения, обеспечивающего перераспределение доходов между членами общества. Наиболее конструктивным, на взгляд автора данной работы, является такой подход к выбору государственной политики, который направлен на одновременное достижение двух целей: как высокой степени экономической эффективности, так и ответственности государства за реализацию общественных интересов и требований, предъявляемых к определенной отрасли рыночной экономики. Инструментами достижения экономической эффективности являются структурная и антимонопольная политика, лицензионная политика, ценовое регулирование, налоговая и таможенная политика. Для достижения социальной ответственности государства перед гражданами необходима реализация представлений общества о социальной справедливости, которая выражается в определенном распределении доходов. Инструментами регулирования распределения доходов являются налогообложение, таможенные сборы и пошлины, а также тарифная политика. Реализация указанного подхода требует согласованности определения критериев эффективности и формулировки общественных интересов, а также координации инструментов государственной политики в энергетике.

В электроэнергетике процесс производства подразделяется на отдельные вертикально интегрированные стадии: генерирование, передачу, распределение и поставку (сбыт) электроэнергии, координация которых обеспечивается системой централизованного оперативно-диспетчерского управления. До 1980-х гг. прошлого века в силу объективных особенностей производственных процессов все эти стадии в большинстве стран реализовывались вертикально интегрированными естественными монополиями. Однако по мере развития новых технологий характер общемировой тенденции приобрели процессы реструктуризации и либерализации данной отрасли промышленности. В настоящее время генерирование и поставка электроэнергии относятся к потенциально конкурентным видами деятельности, а ее транспортировка (передача) и оперативно-диспетчерское управление – к сфере естественных монополий.

Как показывает опыт зарубежных стран, универсального способа реструктуризации не существует. Типология рыночных структур в электроэнергетике может быть представлена 4-мя наиболее общими концептуальными моделями, нумерация которых возрастает в соответствии со степенью «радикальности» реформирования. Так, первая модель представляет исходную вертикально-интегрированную монополию, реализующую все четыре стадии производственного процесса, а четвертая – напротив, – полную вертикальную дезинтеграцию и конкуренцию во всех сферах производственного процесса, кроме транспортировки электроэнергии.

Экономическая эффективность электроэнергетики, называемая обычно целью реформ, достигается путем создания стимулов, позволяющих использовать производственные ресурсы и готовый продукт – электроэнергию – наиболее оптимальным для отрасли образом. Эффективность проявляется в окупаемости инвестиций и издержек производства по рыночным ценам, в наиболее экономичном выборе места расположения новых объектов электроэнергетики и топлива, в наиболее рациональном, с точки зрения окупаемости затрат распределении электроэнергии среди потребителей и т.д.

Защита общественных интересов, призванная быть второй обязательной целью государственной политики в отношении электроэнергетики, может включать такие аспекты, как оказание помощи малоимущим и регулирование спроса, финансирование региональных программ экономического развития и программ охраны окружающей среды, субсидирование использования определенных видов топлива и др.

Чем радикальнее реформирование отрасли, тем больше стимулов для повышения экономической эффективности ее функционирования, и тем сложнее задача реализации общественных интересов. В первой модели потенциал решения социальных задач «перевешивает» стимулы к эффективности, а в четвертой – наоборот.

Основным недостатком четвертой модели, реализуемой в настоящее время в российской электроэнергетике, является то, что ни производители, ни поставщики электроэнергии не несут никаких социальных обязательств. Для защиты малообеспеченных слоев населения, для охраны окружающей среды от загрязнений, связанных с отраслевыми производственными процессами, и для других социально значимых мероприятий необходимо разрабатывать специальные механизмы. Кроме того, переход к этой модели сопряжен с наиболее радикальными институциональными преобразованиями в отрасли и с максимальным риском утраты координации между производством, передачей и распределением электроэнергии. Велика опасность злоупотреблений своим положением со стороны системного оператора, единолично управляющего всеми технологическими процессами.

Таким образом, реструктуризация и либерализация электроэнергетики усложняет проблему обеспечения баланса между экономической эффективностью и защитой общественных интересов. Необходимы новые методы и механизмы управления отраслью, как для поддержания добросовестной конкуренции, так и для решения социальных задач. Поэтому для России, осуществляющей наиболее радикальные преобразования в электроэнергетике, изучение известных по мировому опыту и разработка новых механизмов управления отраслью в изменяющихся условиях ее функционирования имеют большое теоретическое и практическое значение.

В нефтегазовом секторе, как и в электроэнергетике, производство характеризуется вертикально связанными компонентами: добычей; транспортировкой; распределением и сбытом. Добыча и сбыт, как нефти, так и газа, являются потенциально конкурентными сферами деятельности. Транспортировка и распределение газа обладают естественно-монопольными характеристикам (в том числе и потому, что перевозка газа по трубопроводам не имеет заменителей). Транспортировка нефти может осуществляться не только по трубопроводу, но и любым другим транспортным средством.

Общей чертой газовой и нефтяной отраслей является недропользование – сфера, где генерируется природная рента. На ранних стадиях промышленного освоения крупных месторождений по мере стремительного роста темпов и объемов добычи проявляется положительный эффект масштаба производства: капиталоемкие инвестиции в производственную инфраструктуру быстро окупаются, издержки в расчете на единицу добытого ресурса понижаются, и рентные доходы растут. Это время для крупных вертикально интегрированных компаний. По мере старения месторождения добыча становится все сложнее и требует применения специальных технологий, учитывающих специфику геологических условий и понижающееся качество нефти и газа. Средние (на единицу добытого ресурса) издержки начинают расти, а рентные доходы – падать. Крупные вертикально интегрированные компании не заинтересованы в переоборудовании дорогостоящих производственных мощностей и адаптации их к новым условиям. Наступает время малых и средних инновационно ориентированных независимых фирм. В соответствии с этими закономерностями в структуре нефтяной отрасли выражены две разнонаправленные тенденции: с одной стороны - концентрация производства и монополизация; с другой – дезинтеграция и развитие малого и среднего бизнеса.

Газовый сектор в экономиках разных стран до 1980-х гг. был представлен вертикально интегрированными (часто государственными) естественными монополиями. Однако в связи с ростом цен на первичные энергоносители и с ухудшением условий добычи на давно разрабатываемых месторождениях начались процессы реформирования: реструктуризация, приватизация и либерализация газовых рынков.

?????6?D

?ения нефти и газа, в создании условий для защиты конкуренции и предотвращения дискриминации независимых производителей владельцами производственной инфраструктуры.

Общественные интересы, связанные с функционированием нефтегазового сектора, прежде всего, выражаются в генерировании и распределении природной ренты. В большинстве нефтедобывающих стран, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, рента является источником финансирования крупномасштабных социальных и экономических программ. Впечатляющие примеры использования ренты для повышения жизненного уровня большинства населения демонстрируют Норвегия, Великобритания, США (штат Аляска) и страны Ближнего Востока. Основным инструментом распределения рентных доходов между государством и добывающими компаниями является гибкая налоговая политика.

В нефтегазовом секторе одновременное достижение целей эффективности и социальной ответственности достигается путем согласованного и комплексного применения структурной, конкурентной (антимонопольной) политики, тарифной, а также гибкой налоговой политики.

Предложенная концепция и методологические положения использованы для анализа современной российской Энергетической стратегии и проблем функционирования отраслей ТЭК; определены и обоснованы направления и способы совершенствования управления отраслями российской энергетики.

Цель энергетической политики сформулирована с учетом необходимости обеспечивать как повышение эффективности (в использовании природных энергетических ресурсов и потенциала всех отраслей энергетического сектора), так и социальную ответственность государства (рост экономики и повышение качества жизни населения страны). В качестве основного пути и главного средства достижения цели энергетической политики избрано формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических отношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство предполагает ограничивать свои функции как хозяйствующего субъекта и усиливать свою роль как регулятора рыночных отношений. Заметим, что намеченный путь и избранное средство достижения целей экономической политики ориентированы на одну лишь экономическую эффективность, в известном смысле конкурирующую с решением социальных задач. Поэтому вторая составляющая двуединой основной задачи государственной энергетической политики – реализация социальной ответственности государства – требует дополнительной теоретической и практической разработки механизмов для ее выполнения.

Содержание энергетической политики представляет собой комплекс мер 1) по оптимизации недропользования и управления государственным фондом недр, 2) по развитию внутренних топливно-энергетических рынков, 3) по рационализации топливно-энергетического баланса; к основным составляющим энергетической политики относятся также 4) региональная энергетическая политика и 5) социальная политика в сфере энергетики 6) внешняя энергетическая политика.

Совершенствование управления отраслями ТЭК должно выражаться в решении проблем, сформулированных Энергетической стратегией, к которым, в частности, относятся: 1) недостаточность развития энергетических рынков и рыночной инфраструктуры; 2) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование; 3) высокая степень износа основных фондов; 4) низкие темпы развития минерально-сырьевой базы углеводородов и объективный рост затрат на освоение и эксплуатацию новых перспективных месторождений; 5) деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы; 6) высокая зависимость нефтегазового сектора от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка; 7) сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду.

Инструментами государственной энергетической политики являются: структурная политика и институциональные преобразования в ТЭК; тарифная, налоговая, таможенная и антимонопольная политика; управление государственной собственностью; технические регламенты, национальные стандарты и нормы, усиление контроля их выполнения; стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.

В то же время разработка механизмов согласованного и комплексного применения инструментов энергетической политики к решению проблем ТЭК для одновременного достижения целей эффективности и социальной ответственности за реализацию общественных интересов в сфере ТЭК остается актуальной научной и практической проблемой.

Реформирование российской электроэнергетики началось в 1992 году. Путем реструктуризации и приватизации были созданы региональные вертикально-интегрированные монополии – АО-энерго, федеральный общероссийский холдинг РАО «ЕЭС России», доминировавший в генерировании, и являвшийся одновременно владельцем магистральных электросетей и системы оперативно-диспетчерского управления. С целью запуска рыночных механизмов был создан также Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. Однако это не повлекло за собой к началу 2000-х годов ни либерализацию (в смысле усиления конкуренции), ни оптимизацию функционирования отрасли.

Новый этап преобразований начался в 2003 году. В ходе реформы разделяются естественно-монопольные виды деятельности и параллельно создаются горизонтально интегрированные структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Создаваемые компании превосходят по масштабу прежние монополии регионального уровня: они объединяют предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими. Вертикально-интегрированная структура сохраняется у некоторых региональных энергокомпаний, изолированных от единой национальной сети электропередач. В условиях реформирования происходит реорганизация системы регулирования и изменение функций регулирующих органов. Осуществляется переход от методов прямого регулирования прежних вертикально-интегрированных компаний к новым методам регулирования электроэнергетических рынков.

По окончании реформы на конкурентных рынках (в производстве и сбыте электроэнергии) возможно прекращение государственного регулирования цен. В сфере естественных монополий и для вертикально интегрированных компаний могут устанавливаться: нормативы рентабельности; экономически обоснованные тарифы и предельные уровни тарифов. В отдельных случаях не исключается установление верхнего предела цены и в генерировании. На оптовом рынке электроэнергии внедряется система регулируемых договоров между продавцами и покупателями. Цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Тарифы поставщиков будут рассчитываться методом индексации, учитывающим уровень фактической, а не прогнозной инфляции. Предполагается постепенное снижение объемов купли-продажи электроэнергии по регулируемым договорам и расширение сферы действия свободных нерегулируемых цен. На розничном рынке новая система ценообразования предусматривает поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене (в 2007 г. около 95%), а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке.

загрузка...