Delist.ru

Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование (10.09.2007)

Автор: Волгоградский государственный университет

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:

- уточнить формулировку основной задачи российской государственной энергетической политики и обосновать принципы совершенствования управления отраслями ТЭК, необходимые для выполнения этой задачи;

- проанализировать общемировые закономерности организации производства и управления в электроэнергетике, нефтяной и газовой отраслях на примере опыта стран с развитой рыночной экономикой;

- охарактеризовать состояние и перспективы развития российской государственной энергетической политики в условиях динамично развивающихся рынков ТЭК;

- определить направления и предложить новые для российской практики способы совершенствования управления электроэнергетикой, а также нефтяной и газовой отраслями ТЭК, необходимые для реализации основной задачи энергетической политики, адекватные изменяющимся условиям функционирования этих отраслей;

- обосновать механизм согласования инструментов энергетической политики в нефтегазовом секторе, обеспечивающий одновременное достижение экономической эффективности, рационализации недропользования и реализацию общественных интересов, связанных с распределением природной ренты, генерируемой в этом секторе;

- предложить и обосновать способы гармонизации динамики цен в ТЭК и в других отраслях промышленности, основанные на применении комплексного подхода и принципа согласованности инструментов энергетической политики к к решению этой проблемы;

- обосновать применение микроэкономического подхода к прогнозированию отклика цены готовой продукции на повышение цены энергоносителя, потребляемого в процессе ее производства для разработки рекомендаций по регулированию указанного отклика;

- уточнить и обосновать направления совершенствования тарифной политики в российской электроэнергетике в условиях происходящего реформирования отрасли;

- разработать модель «тарифного меню» на электроэнергию для населения, представляющую собой механизм защиты потребителей с низкими доходами от повышения цен на электроэнергию в условиях ликвидации практики перекрестного субсидирования населения промышленностью;

- предложить экономико-математическое обоснование мер по совершенствованию управления недропользованием в нефтегазовом секторе ТЭК, основанное на формулировке проблемы рациональной эксплуатации невозобновимого природного ресурса как задачи динамической оптимизации;

- получить количественную оценку возможных потерь эффективности экспорта российского газа в условиях либерализации европейского газового рынка для обоснования направлений совершенствования внешней энергетической политики России, используя для этого математическую модель диверсификации поставок и цен природного газа, закупаемого Европейским Союзом у различных поставщиков с учетом рисков прерывания поставок из каждого источника.

Объектом исследования являются отрасли российского ТЭК в условиях динамично развивающихся внутренних и внешних энергетических рынков.

Предметом исследования являются управленческие и экономические отношения между органами государственной власти, энергетическими компаниями и различными группами потребителей топливно-энергетических ресурсов; инструменты (институциональная, антимонопольная, ценовая, налоговая и лицензионная политики); механизмы и методы управления отраслями российского ТЭК.

Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, модели и методы, представленные в трудах зарубежных и отечественных авторов. В процессе исследования были использованы общенаучные методы системного, статистического и сравнительного анализа, а также математические методы исследования операций в экономике.

Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере ТЭК.

Эмпирической основой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики, статистических и финансово-экономических изданий России, Федеральной службы по тарифам, Министерства экономического развития и торговли РФ; материалы, опубликованные в периодической печати и специальной научной литературе, размещенные в Интернет, а также авторские расчеты.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Россия определяет себя как государство с социально ориентированной рыночной экономикой (статья 7 конституции РФ), поэтому постановка основной задачи государственной энергетической политики должна заключаться в одновременном достижении двух целей: экономической эффективности и социальной ответственности государства за реализацию общественных интересов в сфере энергетики. Для совершенствования управления отраслями российской энергетики необходимы: разработка теоретических методов и практических способов достижения обеих этих целей, а также реализация принципа согласованности (основной задачи, цели и средств энергетической политики) и комплексного подхода к объектам и проблемам управления отраслями ТЭК, к выбору инструментов и средств энергетической политики.

2. Реструктуризация и либерализация электроэнергетики имеют в настоящее время характер общемировой тенденции. Как показывает опыт зарубежных стран, универсального способа реформирования не существует. Типология отраслевых рыночных структур может быть представлена 4-мя наиболее общими концептуальными моделями, различающимися по степени реструктуризации от вертикально-интегрированной монополии, реализующей все связанные по вертикали стадии производственного процесса, до полной вертикальной дезинтеграции и конкуренции во всех сферах производственного процесса, кроме транспортировки электроэнергии. Чем радикальнее реформирование отрасли, тем больше стимулов для повышения ее экономической эффективности и тем сложнее задача реализации общественных интересов. Реструктуризация и либерализация электроэнергетики усложняют проблему обеспечения баланса между экономической эффективностью и защитой общественных интересов. Необходима научная разработка новых методов и механизмов управления отраслью, как для поддержки добросовестности конкуренции, так и для решения социальных задач.

3. Общей чертой газовой и нефтяной отраслей является недропользование – сфера, где генерируются рентные доходы. На ранней и зрелой стадии промышленного освоения крупных месторождений действует ярко выраженный положительный эффект масштаба производства, эффективными недропользователями являются крупные нефтегазовые компании, способные осуществлять широкомасштабные и быстро окупающиеся инвестиции. Рентная составляющая в цене добываемого ресурса растет и стабилизируется на высоком уровне, что является основанием для реализации общественных интересов путем распределения рентных доходов средствами налоговой политики. По мере старения месторождения эффект масштаба становится отрицательным, и рентные доходы сокращаются. Добыча неуклонно усложняется и возникает потребность в технологиях, учитывающих специфику геологических условий отдельных участков месторождений и понижающееся качество нефти и газа. Роль вертикально-интегрированных компаний ослабевает, и возрастает значение малых и средних предприятий. Для них необходимы меры по защите от дискриминации со стороны крупных компаний и льготное налогообложение. В изменившихся условиях адекватной стратегией вертикально-интегрированных компаний является не сохранение их присутствия на истощающихся месторождениях, а разработка новых крупных месторождений в других регионах. Одновременное достижение целей эффективности и социальной ответственности обеспечивается в нефтегазовом секторе путем согласованного и комплексного применения структурной, антимонопольной, тарифной и гибкой налоговой политики.

4. Анализ современной российской энергетической стратегии показывает, что ее цель сформулирована с учетом необходимости обеспечивать как повышение эффективности (в использовании природных энергетических ресурсов и потенциала всех отраслей энергетического сектора), так и социальную ответственность государства (рост экономики и повышение качества жизни населения страны). Вместе с тем основной путь и главное средство достижения цели энергетической политики (формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических отношений его субъектов между собой и с государством) ориентированы лишь на экономическую эффективность, в известном смысле, конкурирующую с решением социальных задач. Поэтому вторая составляющая двуединой цели государственной энергетической политики – повышение качества жизни населения страны – требует дополнительной разработки и реализации специальных механизмов решения социальных задач.

5. В российской электроэнергетике реализуется наиболее радикальная из всех известных моделей реструктуризации отрасли, не получившая пока широкого распространения даже в странах с развитой рыночной экономикой. К недостаткам избранной модели относятся высокие технологические риски утраты координации работы всей системы и минимизация возможностей реализации социальных программ внутриотраслевыми средствами. Для понижения технологических рисков необходимо, чтобы предложение электроэнергии превышало спрос на нее и чтобы имелись избыточные производственные мощности, чего пока нельзя сказать о российской электроэнергетике. Для решения социальных задач и защиты населения от повышения цен на электроэнергию необходимо разрабатывать механизмы, совместимые с новыми условиями функционирования рынков.

6. Для гармонизации динамики цен в ТЭК и в других отраслях промышленности предлагается использовать комплексный подход к инструментам тарифной, налоговой и антимонопольной политики, который заключается в следующем. Необходимы льготное налогообложение в отношении независимых производителей газа при разработке и эксплуатации ими сложных месторождений, а также предотвращение дискриминации независимых производителей в вопросах их доступа к газопроводной сети и в вопросах ценообразования на транспортировку газа. Реализация этих мер привела бы к увеличению добычи и предложения газа и способствовала, в конечном счете, понижению его цены на внутреннем рынке.

7. Заниженные цены на электроэнергию и газ породили проблему дефицита инвестиционных ресурсов в этих энергоотраслях. Комплексный подход к обновлению и развитию основных производственных фондов электроэнергетики и газовой отрасли может найти свое выражение в создании государственного фонда инвестирования, источником финансирования которого могли бы стать рентные доходы, генерируемые смежными отраслями ТЭК (например, нефтяной отраслью) в периоды благоприятной конъюнктуры мировых энергетических рынков.

8. Микроэкономический подход к моделированию влияния цен энергоносителей, потребляемых в процессе производства, на цены готовой продукции предприятий, основанный на применении анализа Курно с учетом вертикальной связи рынка готовой продукции с рынком энергоносителя, позволяет установить, что отклик цены конечной продукции на изменение цены энергоносителя выражается через линейно-однородную функцию относительно удельной энергоемкости производства готовой продукции. Множитель при удельной энергоемкости является повышающим и зависит от структуры и типа рынка конечной продукции, а также от эластичности производственного спроса на энергоноситель по объему выпуска, от свойств функции издержек и от свойств функции спроса на готовую продукцию. Этот множитель принимает тем большие значения, чем меньше фирм в отрасли (случай чистой монополии приравнивается к сговору олигополистов) и чем ниже ценовая эластичность конечного спроса. Модель позволяет предвидеть возможные злоупотребления монопольной властью на рынках готовой продукции, спровоцированные ростом регулируемых цен на энергоносители. Полученный результат является теоретическим обоснованием а) потенциальной возможности неоправданного завышения цен конечной продукции в условиях роста цен энергоносителей, б) необходимости гармонизации регулирования цен на энергоносители с антимонопольным регулированием рынков конечной продукции в условиях несовершенной конкуренции и неэластичного по цене спроса на этих рынках.

9. Социальная ответственность государства предполагает, что повышение тарифов для населения должно быть соразмерным с его реальными доходами, которые в среднем по России все еще значительно ниже, чем в западных странах. К тому же, за годы экономических реформ возникла исключительная дифференциация в доходах населения. Поэтому заниженные для всех в равной мере тарифы неэффективны: они косвенно предоставляют обеспеченным семьям в целом большую субсидию, чем семьям с низкими доходами.

10. Механизмом защиты населения с низкими доходами от повышения цен на электроэнергию в современных условиях ликвидации перекрестного субсидирования населения промышленностью может стать следующая модель тарифного меню. В этой модели потребителю на выбор предлагается один из двух двухставочных тарифов: первый включает в себя пониженную ставку (по сравнению со средним уровнем цены) на первые 100 кВт-ч электроэнергии и повышенную ставку – на все последующие единицы потребления электроэнергии (привлекательный для бедных); а второй состоит из фиксированной абонентской платы и пониженной ставки за каждый потребленный кВт-ч электроэнергии (выгодный для обеспеченных слоев населения, потребляющих электроэнергию в больших объемах). При этом домохозяйствам с низкими доходами предоставляется субсидия, но не из государственного бюджета, а за счет стимулирования роста потребления электроэнергии домохозяйствами с высокими доходами в условиях положительного эффекта масштаба энергообеспечения населения.

11. Применение методов динамической оптимизации к анализу проблем недропользования, основанное на подходе Р. Пиндайка, позволило выявить закономерности и стадии эксплуатации месторождений нефти и газа. Первая, допоисковая стадия связана со сбором общих геологических данных о наличии нефти и газа и не требует специальных затрат на поиски месторождений. Вторая стадия – поисковая. Проводится бурение, стадия длится вплоть до получения первых промышленных притоков углеводородов. Затраты в этот период сравнительно малы, и в случае обнаружения месторождений они многократно окупаются. Финансирование поисково-разведочных работ связано с риском. Третья – ранняя стадия промышленного освоения. Она связана с крупнейшими открытиями. Быстро развивается инфраструктура в связи с необходимостью обеспечения добычи, подготовки и транспортировки большого количества нефти. Средние и предельные издержки по добыче велики, но быстро уменьшаются с расширением масштабов производства. Рентная составляющая в цене ресурса растет. Четвертая стадия – зрелая. Добыча достигает своего пика и стабилизируется. Рентная составляющая по-прежнему занимает значительное место в цене продукции. Однако постепенно лучшие запасы истощаются. Последняя стадия – затухающая. Извлечение запасов становится все более трудным. В цене продукции неуклонно возрастает доля производственных затрат и сокращается доля ренты. Прекращается действие положительного эффекта масштаба. Решающее значение приобретает специализация производства и внедрение инноваций. Описанные закономерности служат основанием для механизма рационализации нефте- и газодобычи.

12. Для количественной оценки влияния либерализации европейского рынка и рисков прерывания поставок на эффективность экспорта российского газа целесообразно применять математическое моделирование, основанное на методологии М. Хэула и С. Строма. Расчеты, выполненные на основе этой модели и на реальных статистических данных, показали, что политика либерализации газового рынка позволяет Евросоюзу в значительной степени дискриминировать цену российских поставок, объясняя этот факт меньшей надежностью и сравнительно большой долей поставок. Это приводит к понижению эффективности российского экспорта, выраженному в сокращении экспортной выручки. Усилению позиций России в мировом энергетическом пространстве и повышению эффективности экспорта российского газа способствуют такие меры, как: инвестиции в проекты, прямо или косвенно снижающие инфраструктурные и транзитные риски; распределение экспорта российского газа между несколькими мировыми центрами, включая рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона; применение принципа диверсификации партнерства и к самим странам Европы, что открывает возможности для входа «Газпрома» на отдельные новые участки европейского рынка.

Научная новизна диссертационного исследования:

предложена концепция совершенствования управления отраслями ТЭК, содержащая уточненную формулировку основной задачи энергетической политики, заключающуюся в необходимости обеспечить одновременное достижение экономической эффективности и социальной ответственности государства за реализацию общественных интересов, а также принцип согласованности цели, задач и средств энергетической политики и принцип комплексного подхода к объектам, проблемам и средствам ее реализации;

показано, что повышение степени реструктуризации и либерализации электроэнергетики может стимулировать рост экономической эффективности ее функционирования, однако при этом возможность для решения социальных задач понижается, что обусловливает необходимость разработки новых способов обеспечения баланса между экономической эффективностью и реализацией общественных интересов;

определен механизм оптимизации недропользования в нефтегазовом секторе, который основан на комплексном применении инструментов управления (налоговой, структурной, антимонопольной и лицензионной политики) в соответствии с объективными закономерностями эксплуатации месторождений и обеспечивает одновременное достижение экономической эффективности и реализации общественных интересов, связанных с распределением генерируемой в этом секторе природной ренты;

обоснована актуальность уточнения российской Энергетической стратегии путем согласования ее основной цели и средств реализации, обусловленная тем, что основная цель определена с учетом необходимости обеспечения как экономической эффективности энергетики, так и социальной ответственности государства за проводимую политику, а средство достижения этой цели определено как развитие рыночных сил и конкуренции, что предполагает достижение только экономической эффективности;

выявлена необходимость разработки новых механизмов защиты общественных интересов в российской электроэнергетике, связанная с реализацией в России такой модели реструктуризации этой отрасли, которой присущи максимальные риски утраты координации работы всей системы и минимальные возможности реализации социальных программ (по сравнению с другими известными из мировой практики моделями организации производства в электроэнергетике);

определены направления совершенствования управления отраслями ТЭК, основанные на комплексном подходе к изучению совокупности взаимосвязанных проблем регулирования различных отраслей энергетики и на согласованном применении к их решению рационально подобранных инструментов энергетической политики, что позволяет наиболее полно использовать потенциал отраслей ТЭК;

предложен способ прогнозирования реакции цены продукции отрасли промышленности на изменение цены энергоносителя, потребляемого в процессе производства, основанный на микроэкомическом анализе отраслевого равновесия Курно с учетом вертикальной связи рынка энергоносителя с рынком готовой продукции, что позволяет выявить основные факторы, определяющие величину реакции цены конечной продукции на изменение цены энергоносителя (количество фирм в отрасли и их рыночное поведение, эластичность производственного спроса на энергоноситель по объему выпуска, характеристики функции издержек и функции спроса на готовую продукцию), и учесть их влияние при разработке мер по гармонизации динамики цен на энергоносители и цен на готовую продукцию;

доказана необходимость согласования повышения цен на энергоносители с антимонопольным регулированием цен в отраслях промышленности, поскольку небольшое количество фирм, оперирующих в отрасли, и неэластичный спрос на готовую продукцию являются предпосылками для чрезмерно высокого скачка цены продукции в ответ на любое повышение цены энергоносителя;

определено направление совершенствования ценовой политики в российской электроэнергетике, заключающееся в разработке и реализации новых механизмов защиты домохозяйств с низкими доходами от роста цен на электроэнергию, что способствует реализации социальной ответственности государства в условиях, когда перекрестное субсидирование населения промышленностью ликвидируется, а низкий средний уровень доходов населения и высокая степень неравномерности их распределения сохраняются;

загрузка...