Delist.ru

Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование (10.09.2007)

Автор: Волгоградский государственный университет

Богачкова Людмила Юрьевна

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЯМИ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ: теоретические предпосылки, практика, моделирование

08. 00. 05 — Экономика и управление народным хозяйством

(Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами. Промышленность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Волгоград – 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Научный консультант член-корреспондент РАН, профессор

Клейнер Георгий Борисович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Нижегородцев Роберт Михайлович

доктор экономических наук, профессор

Слепаков Сергей Семенович

доктор экономических наук, профессор

Соколов Сергей Николаевич

Ведущая организация ГОУ ВПО «Воронежский государственный

университет»

Защита состоится ______ ноября 2007 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 2-05 «В».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Автореферат разослан_______________________2007 г. и размещен на сайте ВАК РФ_____________________2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор экономических наук, доцент Тимофеева Г.В.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Энергетические отрасли – это составные части топливно-энергетического комплекса (ТЭК), представляющего собой базовый инфраструктурный сектор российской экономики. Электроэнергетика, газовая и нефтяная отрасли снабжают экономику важнейшими производственными факторами, являющимися также товарами первой необходимости для населения. В сфере добычи нефти и газа генерируется национальная природная рента. Российские энергетические рынки включают в себя крупнейшие естественные монополии – уникальные газотранспортную сеть и единую национальную электрическую сеть. Производственным процессам в энергетике свойственны мощные отрицательные внешние эффекты, выражающиеся в ущербе, наносимом предприятиями ТЭК окружающей природной среде. Все это обусловливает необходимость государственного управления отраслями ТЭК. Российская государственная энергетическая политика определена официальным документом «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р. (Далее – Энергетическая стратегия). Основными составляющими энергетической политики являются меры по развитию внутренних энергетических рынков, по рационализации недропользования, по формированию топливно-энергетического баланса, а также региональная, социальная и внешняя энергетическая политика.

Как сами энергетические отрасли, так и управление ими непрерывно изменяются под влиянием институциональных, технологических, экономических и природно-геологических факторов. Последние 15-20 лет стали периодом реструктуризации, приватизации, либерализации и дерегулирования энергетических отраслей не только в России, но и в мировой экономике. На первый взгляд может показаться, что эти процессы свидетельствуют об ослаблении роли государства как субъекта управления. Однако внимательное изучение мирового опыта и отечественной практики показывает, что реализация общественных интересов, связанных с функционированием этих отраслей, как и сами требования развития энергетических рынков и добросовестной конкуренции, приводят к необходимости разработки и реализации новых способов управления этим сектором экономики.

Универсальных рецептов организации производства и функционирования энергетических отраслей не существует. Общие закономерности эволюции этих процессов находят специфическое воплощение в разных странах в зависимости от конкретных условий национальных экономик. В нашей стране преобразования в сфере ТЭК с начала 1990-х гг. проводились в русле общесистемной перестройки экономики и общественных отношений, и в этом их коренное отличие от реорганизации энергетических отраслей и рынков за рубежом. Разработанные в странах с развитой рыночной экономикой модели и механизмы управления обычно предполагают, что экономика функционирует по нормальным рыночным правилам, что не всегда в полной мере относится к экономике России. Поэтому анализ мирового опыта и перспектив его применения к управлению отраслями российской энергетики представляет научный и практический интерес.

Со времени начала российских экономических реформ в ТЭК накопился ряд серьезных проблем, к которым, в частности, относятся: недостаточность развития энергетических рынков и рыночной инфраструктуры; деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы; дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование; высокая степень износа основных производственных фондов; низкие темпы развития минерально-сырьевой базы углеводородов и объективный рост затрат на освоение и эксплуатацию новых месторождений.

Необходимость решения указанных проблем, потребность в разработке новых способов управления ТЭК в изменяющихся условиях его функционирования, дискуссионность проблем управления энергетикой, обусловленная противоречивостью экономических интересов, связанных с распределением генерируемых в этом секторе доходов, определяют актуальность избранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Методологические основы государственной политики в отношении инфраструктурных отраслей рыночной экономики, а также теоретический анализ инструментов и методов регулирования этих отраслей представлены в трудах В. Баумоля, С. Брауна, К. фон Вайцзекера, Дж. Викерса, Г. Демсеца, П. Клейндорфера, М. Крю, Д. Морриса, Дж. Панзара, В. Парето, М. Пери, Р. Познера, Д. Сиблея, Дж. Стиглера, Ж. Тироля, Р. Уиллига, О. Уильямсона, А. Харбергера, Д. Хэя, У. Шепарда и др. Теория свидетельствует об отсутствии однозначного ответа на вопрос о выборе направлений государственной политики в отношении отрасли. Противоположными крайностями являются: с одной стороны – признание экономической эффективности, достигаемой исключительно в процессе развития рыночной конкуренции, единственной целью государственной политики, а с другой стороны – перераспределение прав собственности на факторы производства в пользу государства и введение прямого государственного управления отраслью. Автору работы наиболее конструктивным представляется компромиссный подход, направленный на достижение как высокой степени добросовестной конкуренции, так и ответственности государства за реализацию общественных интересов, связанных с функционированием отрасли. Реализация этого подхода связана с такими проблемами, как трудность адекватной формулировки общественных интересов, необходимость разграничения сфер «состоятельности» и «несостоятельности» рынка в реализации общественных интересов, сложность разработки и согласованного применения инструментов управления.

Фундаментальным положениям об экономических функциях государства в современной рыночной экономике (об участии государства в хозяйственных и распределительных процессах и его ответственности за реализацию прав граждан на стандарт благосостояния, обеспечивающий их достойное существование) посвящены работы российских ученых Л. Абалкина, С. Глазьева, О. Иншакова, Г. Клейнера, А. Лившица, В. Лившица, Д. Львова, А. Некипелова, В. Полтеровича и др. Эти положения оказали существенное влияние на формирование позиции автора.

Мировой опыт управления электроэнергетикой и нефтегазовой отраслью освещается в работах таких российских и зарубежных авторов, как М. Алмаев, А. Арбатов, Н. Белоусова, Е. Васильева, В. Грайфер, Д. Джонстон, В. Клейнер, Т. Митрова, С. Хант, П. Ван Дорен, Е. Королькова, Е. Малинникова, Г. Шаттлуорт и др. Результаты исследований этих авторов использованы в настоящей работе для анализа продолжающихся реформ отраслей российской энергетики, для определения направлений и разработки способов решения проблем, накопившихся в ТЭК, а также для обновления инструментов и методов управления отраслями ТЭК в изменяющихся условиях их функционирования.

В Институте энергетических исследований РАН методами математического моделирования изучается взаимовлияние ТЭК и других отраслей экономики, проводятся исследования макроэкономических народнохозяйственных последствий изменений ценовой и налоговой политики в энергетике. Результаты исследований отражены, в частности, в работах А. Лукацкого, А. Макарова, В. Малахова, Д. Шапота, Г. Федоровой и др.

Изучению влияния энерготарифов на цены в российской промышленности посвящены также работы эконометрического направления И. Борисовой, С. Ворониной, П. Кадочникова, Ю. Кретининой, М. Ксенофонтова, О. Некрасовой, Д. Полевого, Т. Полянской, С. Чернавского, О. Эйсмонта и др. Однако непродолжительность истории развития рынков в нашей стране, неустойчивость тенденций в динамике цен и непрерывное совершенствование правил и методов ценового регулирования затрудняет построение несмещенных оценок эконометрическими методами. Кроме того, эконометрический подход не позволяет раскрыть причинно-следственные зависимости динамики цен на рынках, связанных по вертикали. Это позволяет сделать аналитический подход, предложенный С. Брауном и Д. Сиблеем, и использованный в настоящей работе для обоснования гармонизации тарифной политики в энергетике с антимонопольной политикой в других отраслях промышленности.

Анализу нерешенных практических проблем управления отраслями ТЭК посвящены работы таких ученых и специалистов, как И. Башмаков, Л. Д. Гительман, Л.М. Гительман, П. Горкин, Г. Казиахмедов, Г. Кутовой, В. Крюков, А. Мастепанов, Н. Подкопай, А. Раппопорт, А. Ратников, В. Рыльский, В. Саенко, С. Соколов, С. Слепаков, А. Троицкий, Я. Уринсон, Ю. Шафраник и др. Труды Р. Нижегородцева посвящены актуальным для ТЭК проблемам инвестиционной и промышленной политики, технологическому развитию.

Для теоретического обоснования некоторых путей рационализации недропользования в нефтегазовом секторе ТЭК и для совершенствования внешней энергетической политики России автором были построены экономико-математические модели. При этом использованы теоретические предпосылки и приемы моделирования, изложенные в трудах Р. Пиндайка, М. Хэула и С. Строма.

Методологии и практике управления отраслями энергетики в рыночной экономике посвящена обширная экономическая литература, в которой проблемы повышения экономической эффективности и социальной ответственности государства в сфере ТЭК рассматриваются преимущественно изолированно друг от друга. Возможности, предпосылки, принципы, механизмы и методы согласованного решения этих проблем, в том числе путем адаптации зарубежного опыта к российским условиям, изучены недостаточно. Вместе с тем, обеспечение баланса между экономической эффективностью и реализацией общественных интересов, по мнению автора, представляет собой основную задачу государственной энергетической политики и необходимое условие совершенствования управления отраслями энергетики.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость совершенствования управления энергетическими отраслями обусловили выбор темы диссертационной работы, предопределили ее цель, задачи и структуру.

Цель и задачи исследования. Цель исследования – сформулировать концепцию совершенствования управления отраслями российской энергетики, включающую уточнение основной задачи энергетической политики России как государства с социально ориентированной рыночной экономикой, а также принципы решения этой задачи; разработать методологические положения и практические рекомендации, соответствующие предложенной концепции, применив к обоснованию некоторых из них методы экономико-математического моделирования.

загрузка...