Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования (10.09.2007)
Автор: Абдуразаков Магомед Мусаевич
В процессе изучения курса у студентов должны формироваться умения по: проектированию образовательных процессов, проектированию дидактических и диагностических средств; системному анализу педагогических явлений; реализации педагогических систем в целом и ее отдельных компонентов; оптимальному выбору средств и методов реализации и решения педагогических задач; контролю и коррекции педагогического процесса. Организация усвоения содержания программы студентами должна быть построена с учетом контекстного подхода, через включение их в академическую, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность. Реализация задач программы позволит обеспечить готовность студента к осуществлению педагогической деятельности в традиционном, проблемном, программированном и проектном видах обучения. Содержательно курс ”Технология преподавания информатики” включает разделы: проектная деятельность учителя информатики, технологии обучения информатике и техника учителя информатики. Раздел ”Проектная деятельность учителя информатики” включает темы: проектная культура учителя информатики; педагогический процесс как объект проектирования; технология педагогического проектирования; сущность педагогического проектирования; моделирование педагогического процесса; целеполагание в педагогическом проектировании; конструирование педагогического процесса; проектирование педагогических средств; проектирование средств диагностики и контроля; программирование педагогического процесса; проектирование инновационного процесса; проектирование внеурочной деятельности и проектирование воспитательного процесса. Раздел ”Технологиа обучения информатике” включает темы: сущность технологии обучения; реализация как компонент технологии обучения; контроль как компонент технологии обучения; классификация технологий обучения; репродуктивные технологии обучения; продуктивные технологии обучения; суггестотехнологии обучения информатике; игровые технологии обучения информатике и авторские технологии обучения информатике. Раздел ”Техники учителя информатики” включает темы: техника общения; композиция содержания речи учителя; техника речи учителя и техника перевоплощения. Программа нацелена на обучение студентов основам проектирования и управления учебно-воспитательным процессом на всех ступенях общеобразовательной школы, формированию ключевых компетенций у будущего учителя информатики в области ИКТ, его готовности к профессиональной деятельности. Содержание программы отражает особенности организации учебного процесса по информатике, предполагающего обучение содержательным линиям информатика и информационные процессы, представление информации, системы счисления и основ логики, архитектуры компьютера, основ алгоритмизации и программирования, моделирования и формализации, информационных и компьютерных технологий и т.д. Наибольшее внимание уделяется одному из наиболее важных и сложных вопросов - психолого-педагогическим основам использования ИКТ в обучении, возникающих при использовании ИКТ в профессиональной деятельности. Кроме того, программа учитывает специфику контроля достижений студентов, выполнение курсовых проектов, прохождение практикума и государственной аттестации. Как уже было отмечено ранее, острая необходимость использования новых информационных технологий в учебном процессе обусловливает следующие частные положения: Учитель информатики должен быть готов к эффективному использованию появляющихся в последнее время образовательных Web-сайтов (учебных, методических, справочных и т.д.) в учебном процессе; Современные тенденции развития образования (непрерывное образование, открытое образование, дистанционное образование и т.д.) ставят вопрос о необходимости овладения учителем методами и средствами создания собственных образовательных Web-ресурсов; Учитывая основные аспекты влияния Web-технологий на содержание деятельности учителя информатики, выделим три уровня освоения дидактических возможностей Web-технологий: уровень пользователя Web-ресурса; уровень разработчика Web-ресурса; уровень преподавателя Web-технологий. Для рассмотренных уровней освоения дидактических возможностей Web-технологий содержание образования должно быть следующим: I. Уровень пользователя Web-ресурса 1. Основы навигации в Web-пространстве, поисковые системы. 1.1 Поисковые системы Internet. 1.2 Организация и проведение поиска в Internet. 2. Многообразие учебных, методических, справочных Web-сайтов и области их применения. 3. Отбор и копирование необходимого Web-ресурса на “собственные” твердые носители. 4. Оценка и переконструирование Web-ресурса образовательного назначения для ”собственной” ситуации. 5. Дистанционное образование. 5.1 Средства и формы организации дистанционного образования. 5.2 Дистанционное образование в повышении квалификации педагогических кадров. II. Уровень разработчика Web-ресурса 1. Введение в HTML и размещение информации на Web-сайтах. 2. Язык гипертекстовой разметки HTML, основы создания Web-страниц. HTML-дескрипторы, гипертекстовые ссылки, понятие URL, списки. Графика в Web-пространстве, таблицы, фреймы, листы стилей. Настройка графических элементов на мультимедийных Web-страницах. 3. Приемы и методы быстрой загрузки Web-страниц путем блокирования загрузки объемных видеоизображений. 4. Динамический HTML, введение в XML. 5. Использование HTML-редакторов для создания Web-страниц. 6. Технология создания учебного Web-ресурса. III. Уровень преподавателя Web-технологий 1. Методика преподавания раздела “Использование Web-ресурса (учебных, методических, справочных и др.) для поддержки и организации учебного процесса”. 2. Методика преподавания раздела “Основы Web-технологий, средства и методы создания образовательного Web-ресурса”. |