Delist.ru

Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования (10.09.2007)

Автор: Абдуразаков Магомед Мусаевич

При использовании средств ИКТ в рамках традиционного построения образовательного процесса определенная часть функций преподавателя (контроль, тренинг и др.) может быть возложена на средства ИКТ. Это может изменить систему обучения в основном в двух аспектах: сократить время на рутинные компоненты деятельности учителя и создать условия для индивидуализации обучения. Принципиально новые образовательные результаты в этом случае вряд ли могут быть достигнуты. Инновационная модель обучения требует приоритетного использования иных функциональных возможностей средств ИКТ – доступ к новым источникам знаний, компьютерное моделирование, создание новых информационных образовательных сред и т.д.

Сейчас содержание курсов методики или использования средств ИКТ в обучении ориентировано в основном на традиционную модель учебного процесса. Отсюда ограниченный набор средств ИКТ учебного назначения, осваиваемых при изучении этих курсов - демонстрационные ППС, АОС, тренажеры, контролирующие программы. Вместе с тем упомянутый уже принцип опережающего образования в педвузах требует ориентации на инновационные перспективные модели обучения и значительного расширения набора средств ИКТ.

Второе направление совершенствования подготовки будущих учителей к использованию средств ИКТ связано с систематизацией содержания этой подготовки. Традиционный подход – от дидактических возможностей средств ИКТ к учебному процессу – недостаточно эффективен, не позволяет в должной мере осознать реальное место и функции этих средств в обучении. Более рациональным представляется подход, основанный на рассмотрении типологии средств ИКТ учебного назначения.

Известны несколько подходов к такой типологии: по критериям дидактической направленности, программной реализации, предметной области применения и т.д. Наиболее обоснованной нам представляется типология (И.В.Роберт, А.А.Кузнецов и др.) по методическим функциям средств ИКТ: визуализация, аудирование, контроль и оценка, построение и анализ информационных моделей и т.д. Такой подход позволяет перейти к иной схеме раскрытия роли и места средств ИКТ в образовании – от потребностей образовательного процесса и профессиональной деятельности учителя к обоснованному выбору средств ИКТ.

Применение этой типологии позволяет более эффективно построить и процесс освоения прикладных программных средств и студентами педвузов – с позиции и в контексте их будущей профессиональной деятельности, т.е. под углом зрения возможности использования этих средств в учебном процессе.

Следует рассмотреть вопросы использования перспективных видов программного обеспечения – мультимедиа средств и компьютерных телекоммуникаций, информационных образовательных сред. Обоснованные нами направления совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики отражены в предлагаемых программах курса ”Технология преподавания информатики” и ”Web-технологии в образовании”.

Особое внимание в подготовке будущего учителя следует уделять дистанционной форме обучения, отличительной особенностью которой является отсутствие единства пространства и времени во взаимодействии между преподавателем и обучаемыми. Кроме того, для дистанционной формы обучения характерны: модульное выражение содержания обучения; дистанцированность преподавателя от студента; использование технических средств для коммуникации между двумя субъектами образовательного процесса; открытость мониторинга конечного результата обучения.

Достоинства, функции и организационное построение дистанционного обучения рассмотрены в значительном числе работ. Мы хотели бы подчеркнуть актуальность и специфику этого направления в методической подготовке учителя информатики в связи с тем, что реализация профильного обучения в старшем звене школы в значительной мере связана с идеей построения сетевого взаимодействия школ средствами дистанционных технологий обучения (А.А.Кузнецов, М.Л.Кондакова, Е.Я.Подгорная и др.). Учитель информатики в школах, объединенных в образовательную сеть (при ”паритетном” взаимодействии и, особенно, при реализации функций ”ресурсного центра”), становится ключевой фигурой организации профильного обучения. Очевидно, что это потребует формирования у него в процессе обучения в вузе соответствующей готовности к выполнению этих новых образовательных функций.

Концепция обновления высшего профессионального образования предполагает индивидуально-творческий принцип формирования будущего специалиста, выявление и формирование его творческой индивидуальности, развитие его профессиональных взглядов, создание гибких моделей организации учебного процесса, позволяющих реализовать:

возможность создания индивидуальных программ профессиональной подготовки специалиста и организация учебного процесса на их основе;

формирование гибкой системы расписания и построения его, исходя из принципа блочно-психологического погружения студента в предмет;

всесторонний охват всех аспектов подготовки специалиста учебно-научно-производственным комплексом вуза (факультетом);

создание системы методического самоуправления как фактора активизации личности студента в контексте профессиональной подготовки.

В этом плане представляет интерес модульно-интегративный подход к проектированию структуры содержания учебного процесса. Модульно-интегративный подход предполагает формирование у обучаемого тезауруса, представляющего собой интегративную, многосвязную сеть тщательно отработанных блоков знаний, умений и навыков (модулей).

Сущность модульного подхода состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

К числу преимуществ данного подхода относятся: системность в построении курса и определении его содержания; обеспечение методически правильного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними, гибкость структуры; эффективный контроль за усвоением знаний студентами, выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя.

Системный анализ содержания курса и его обучающих модулей должен проводиться с учетом методического обеспечения и состояния лабораторной базы кафедры, возможностей вуза в области компьютерных технологий, а также потребностей социального заказа.

Модульно-интегративный подход к формированию тезауруса будет способствовать балансу двух объективно необходимых сторон учебного процесса - концентрированию изучения специальных сведений в рамках традиционных учебных предметов, в составе модулей и интеграции знания в целое на занятиях, ориентированных на стимулирование исследовательской, конструкторской и учебной деятельности.

Третья глава ”Методическая подготовка будущего учителя информатики” отражает содержание методической системы обучения информатике студентов педвуза.

Проблемы формирования общепедагогической, методической, специальной подготовки учителя и учителя информатики, в частности, рассмотрены в работах О.А. Абдулиной, Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Белокур, В.П. Беспалько, С.А.Жданова, Н.В.Кузьминой, Э.И.Кузнецова, М.П.Лапчика, В.В.Лаптева А.Т. Маленко, В.Л.Матросова, Н.И.Рыжовой, В.А.Сластенина и др. В них анализируется состояние общепедагогической подготовки в высшей школе, рассматриваются способы формирования профессионально значимых умений, намечаются пути формирования основ педагогического мастерства.

Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая подготовка выпускников педагогических вузов не в полной мере отвечает современным требованиям, поскольку значительная часть молодых педагогов испытывает серьезные затруднения, связанные с адаптацией к условиям профессиональной деятельности. Педагогическая практика студентов факультета информатики показывает, что выявленные трудности заключаются в: неумении студентов осуществлять проектную деятельность по построению урока, затруднении в обоснованном выборе методов и средств передачи информации учащимся логически законченными частями, отсутствии альтернативы объяснительно-репродуктивному обучению, неумении проводить контроль, оценку и закрепление материала, постановке вопросов, лишенных проблемности и познавательной значимости, завышенной оценке знаний, умений и навыков, излишней скованности, неуверенности в себе, неумении входить в контакт с учащимися, не владении педагогической техникой и т.д. На наш взгляд, эти недостатки в значительной мере обусловлены содержанием, формами и методами существующей подготовки учителей информатики, которая не в полной мере обеспечивает формирование у студентов в процессе обучения объективно необходимого состава профессиональных умений.

В основе методической подготовки учителя информатики базисными будут являться психолого-педагогические знания, а практико-ориентированными - методические, в совокупности представляющие комплекс технологии и методики обучения информатике.

Группу методических знаний составляют: знания о технологии обучения; знания особенностей организации различных видов обучения; знания о целесообразном использовании средств обучения, воспитания; знания об управлении учебной деятельностью учащихся согласно различным видам обучения; знания о целесообразном использовании средств коммуникативного воздействия учителя на аудиторию; знания об организации коллективной мыследеятельности и т.д.

Методическую подготовку обосновано принято считать заключительной фазой профессиональной подготовки. Именно владение методическими умениями свидетельствует о профессиональной готовности специалиста (учителя). Исходя из предложенной нами внутренней структуры методических умений как результата методической подготовки, она должна осуществляться так, чтобы каждое вводимое преподавателем понятие или положение перестраивало структуру прошлого опыта обучаемого, и просматривались бы её содержательные связи с ситуациями будущего профессионального использования. Только в этом случае можно говорить о качестве методической подготовки.

Использование ИКТ несет в себе не только повышение эффективности деятельности человека, но и изменение стиля мышления, образа жизни, способов ориентации человека в социальном пространстве. ИКТ должны выступать как средство профессионализации и социализации обучаемых, формирования необходимых технико-технологических и научных знаний для профессиональной деятельности в информационном обществе. В частности, современный человек должен пользоваться понятиями: ”объект и его состояние”, ”переход в новое состояние”, ”взаимодействие между объектами”, ”сигнал”, ”система”, ”компонент, элемент системы” и т.д. (Ю.И.Журавлев).

Основой для изменения стиля мышления и ценностных ориентаций личности будущего учителя, на наш взгляд, должны стать развиваемые в педагогике подходы к использованию ИКТ в обучении, системное рассмотрение возможностей их применения в той или иной сфере. Следовательно, целесообразно исследовать рассматриваемую проблему в двух направлениях:

во-первых, через исследование процесса формирования информационной культуры будущего педагога как фундаментальной составляющей общей и профессиональной его культуры, как характеристики социальной природы человека и продукта его разнообразных творческих способностей, формируемых в системе образования;

во-вторых, через выявление возможностей средств компьютерных и телекоммуникационных технологий в формировании информационной культуры, поскольку совершенствование и развитие этих технологий расширяет возможности использования новых педагогических программных продуктов, мультимедийных технологий и Web-ресурсов, используемых в обучении.

Основываясь на рассмотренных требованиях, предъявляемых к содержанию учебных программ, нами разработаны программы курсов ”Технология преподавания информатики” и ”Web-технологии в образовании” для студентов педагогического вуза для специальностей информатика и информационные технологии. В программу вошли тематический план, аннотация тем, список рекомендуемой литературы, материалы по проектированию и реализации традиционного и инновационного образовательного процесса, по разработке и использованию дидактических и диагностических средств обучения. Структура содержания программ позволяют реализовать информационно-технологическую подготовку будущего учителя информатики в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Курс ”Технологии преподавания информатики” нацелен на обучение студентов основам проектирования и управления учебно-воспитательным процессом по информатике в школе.

Цель курса ”Технологии преподавания информатики” - формирование педагогической культуры и мастерства студентов.

Достижению данной цели способствует решение задач формирования:

знаний, умений и навыков по проектированию и организации учебно-воспитательного процесса в школе по информатике;

педагогического и технологического проектного мышления;

теоретических основ технологий обучения информатике;

проектной культуры;

организаторских, коммуникативных, контрольных, коррекционных и других умений, обеспечивающих реализацию проекта системы обучения информатике.

умений самодиагностики профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности;

педагогических техник воздействия на познавательную и эмоциональную сферы ученика;

В результате изучения курса ”Технологии преподавания информатики” студент должен усвоить: понятийный аппарат, теоретические положения о проектировании, его этапах и формах; особенностях проектирования педагогических процессов в различных режимах обучения; проектную деятельность педагога.

загрузка...