Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования (10.09.2007)
Автор: Абдуразаков Магомед Мусаевич
от ”компьютерной грамотности” к общеобразовательному курсу информатики, занимающему ведущее место в формировании научного мировоззрения, социализации школьников, подготовке их к последующему профессиональному образованию, вносящему существенный вклад в развитие мышления и т.д.; сформировалось иное, чем прежде, представление о целях, задачах, структуре, содержании школьного курса информатики (многоэтапная система обучения информатике, включая ее пропедевтику в младших классах, создание профильных курсов на старшей ступени школы и т.п.); изучение информатики стало играть существенную роль в развитии познавательной деятельности обучаемых через освоение средств и методов применения НИТ в обучении; методы познания (информационное моделирование, ”вычислительный” эксперимент и др.), современное научное мировоззрение, формируемые информатикой, приобрели общенаучное значение, а умения и навыки, способы деятельности, осваиваемые при ее изучении, имеют общеинтеллектуальный, общеучебный, надпредметный характер, входят в число важнейших компетенций современного человека. Изменение характера профессиональной деятельности учителя информатики и в связи с этим изменение ”удельного веса” отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики - гностический, проектировочный и т.д. Дифференциация обучения информатике становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики. Однако она не получила должного отражения в содержании методической подготовки учителя информатики в педвузах. Необходимо раскрыть в курсе методики роль дифференциации обучения в обеспечении индивидуализации, развитии способностей, склонностей школьников, их познавательной активности, мотивации. Реализация профильного обучения с разными ориентациями и содержанием для разных профилей обучения предполагает использование профильных и элективных курсов обучения, с чем на практике учитель сталкивается впервые и не готов к практической реализации учебного процесса на базе таких курсов. Эффективная реализация профильного обучения невозможна без внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методов обучения (учебное проектирование, дистанционное обучение, зачетно-модульная система и т.д.). Однако учитель также во многом не готов к их широкому использованию. Отсутствие у учителей информатики специальной и методической подготовки работы с учащимися начальной школы в области информатики и информационных технологий, реализующих специфические цели обучения на начальном звене преподавания информатики в школе. Становление непрерывной системы обучения специалиста предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатике в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании. Модернизация программ методической подготовки учителя информатики в соответствии с требованиями более адекватного отражения в их содержании современных тенденций развития методической системы обучения информатике в школе, ориентированной на создание научно обоснованной модели педагогической деятельности учителя информатики. Выделенные факторы предопределяют направления совершенствования системы подготовки будущих учителей информатики. Первое направление предполагает преодоление несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества через использование так называемого компетентностного подхода к формированию учебных планов и программ. Второе направление связано с пересмотром структуры учебных планов, программ. На наш взгляд, принципы формирования учебного плана и учебных программ должны вобрать в себя множество факторов (содержание, цели, умения, формы обучения и самообразования и т.д.), что вполне возможно, потребует разработки этих документов в гипертекстовой форме. Третье направление предполагает изменение структуры учебных программ через обеспечение выбора приоритетов как средства упорядочения большого числа отдельных учебных действий, с которыми обучаемые постоянно сталкиваются в образовательном процессе. Состояние методической системы подготовки будущего учителя определяется не только внутренними, но и внешними связями, поскольку функционирует в определенном социальном и культурном контекстах. С учетом этого к ”внутренним” принципам развития в условиях открытости системы необходимо добавление принципов, связанных с внешними связями методической системы, к которым относятся: принцип сохранения фундаментальности подготовки; принцип профессионального развития: совершенствование методической системы обучения информатике в вузе должно усиливать профессиональную направленность всех ее компонентов, учитывая при этом растущие требования к уровню профессионального мастерства; принцип преемственности: развитие методической системы обучения должно основываться на сложившейся в вузе системе обучения и органично входить в нее. Анализ работ, посвященных проблемам совершенствования методической системы обучения информатике (С.А.Бешенков, Я.А. Ваграменко, С.К.Кариев, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, В.И. Михеев, В.М. Монахов, С.В. Панюкова, Е.А.Ракитина, И.В. Роберт, А.Я. Савельев, Е.К. Хеннер, А.В. Могилев и др.), показывает, что до недавнего времени в педвузах ее содержание имело явный уклон в сторону программирования и алгоритмизации. Только в последние годы существенно усиливается роль и увеличивается удельный вес материала, посвященного использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении и управлении образованием. Вместе с тем, следует отметить, что в целом ряде случаев научно-педагогические коллективы ряда педвузов приступили к изучению, освоению и внедрению в практику обучения технологий дистанционного обучения, открытого образования, мультимедийных средств и средств автоматизации образовательного процесса. Оценивая содержание методической подготовки будущих учителей информатики, следует отметить, что оно имеет еще немало ”пробелов” и в значительной мере до сих пор представляет собой в основном ”методический комментарий” к школьному учебнику информатики. Наряду с учетом указанных факторов, совершенствование методической подготовки учителя должно быть направлено на преодоление ряда ее во многом традиционных недостатков. Неоправданно малое место в ней занимают такие важные элементы методики, как, например, изменение учебного процесса при внедрении образовательных стандартов, дифференциация содержания обучения информатике (профильная и уровневая), контроль и оценка результатов обучения информатике, профессиональная ориентация на уроках информатики и т.д. Важную роль в становлении нового понимания содержания и направленности методики обучения информатике сыграл современный взгляд на предмет информатики как науки. Он во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека. Информатика в настоящее время — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся ”информационном” обществе. Изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания совпали во времени с коренными изменениями приоритетов школьного образования, поворотом его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно ориентированной модели образования. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информатике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве ”катализатора” этих процессов. Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизацию и гуманизацию образования. Тем самым, представляется безусловно оправданным включение обязательного минимума образования по информатике в содержание образования для всех школьников, включая и старшее, профильное звено школы (Ю.И.Журавлев). Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. ности на базе ИКТ. Соответственно и методика обучения информатике должна перенести акценты на методы, приемы и средства формирования именно этих умений. Эта тенденция уже отчетливо прослеживается в новых учебниках по школьной информатике (см., например, учебник С.А.Бешенкова и Е.А.Ракитиной), но не получила еще достаточного отражения в курсе методики. Существенным изменением структуры и содержания обучения информатике в школе является введение профильного обучения по этому предмету на старшей ступени, предполагающего изучение информатики на базовом и профильном уровнях, создание серии элективных курсов. Профильные курсы специализируют содержание обучения не только по принципам уровневой, но и профильной дифференциации. Элективные курсы носят в основном межпредметный характер, связаны с освоением видов деятельности, востребованных на рынке труда. Анализ содержания программ этих курсов позволяет говорить о необходимости расширения не только методической, но и предметной подготовки будущих учителей информатики. Если говорить о курсах методики, то, очевидно, что они требуют адекватного отражения в них специфики базовых, профильных и элективных курсов. Конечно, методика их преподавания только начинает складываться, но, исходя из принципа ”опережающего обучения” в педвузе, основы этих методик должны стать достоянием выпускников, т.к. массовое внедрение профильного обучения уже стало фактом сегодняшнего дня. Дифференциация обучения информатике становится, таким образом, одной из наиболее актуальных проблем методики. Необходимо раскрыть в курсе методики роль дифференциации обучения в обеспечении индивидуализации, развитии способностей, склонностей школьников, их познавательной активности, мотивации. Рассмотреть основные виды дифференциации содержания обучения (профильная и уровневая дифференциация), показать их различие и специфику реализации при обучении информатике. Постоянно растет число профильных курсов информатики в средних общеобразовательных учреждениях различного типа. Анализ их программ показывает, что этот процесс идет стихийно, без должного научно-методического обоснования профилизации. В связи с этим в курсе методики необходимо рассмотреть основные подходы и критерии профильной дифференциации (А.А.Кузнецов, Т.Б.Захарова и др.) по предметным областям и видам информационной деятельности. Использование ИКТ в обучении создает предпосылки для внедрения в образовательный процесс новых методов, организационных форм и методических систем обучения. Есть немало новых методов и организационных форм обучения, ориентированных на новые виды учебной деятельности и новые образовательные результаты (ролевые игры, учебное проектирование, зачетно-модульная система обучения), эффективность которых может быть существенно повышена при использовании средств ИКТ. Очевидно, что они должны войти в арсенал профессиональной деятельности учителя информатики. Мы полагаем, что одним из наиболее продуктивных методов в обучении информатике является метод учебных проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования информационных технологий, поэтому метод учебных проектов внесет немалый вклад в развитие познавательной деятельности, профессионального самоопределения школьников. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с работой в коллективе и будет способствовать развитию таких важных способностей, как способность успешно действовать в коллективе, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов. Значимое место в методической подготовке учителя займет освоение образовательных стандартов. Важность этой проблематики и объем рассматриваемых вопросов дают основание говорить о выделении в программе по методике обучения информатике специального раздела (темы) для изучения этих вопросов. Необходимо раскрыть будущему учителю назначение и функции стандартов (социальные функции, критериально-оценочные функции, функции гуманизации и демократизации образования, роль стандартов в повышении качества обучения), научить его пользоваться в планировании и организации обучения такими разделами стандартов, как ”Минимальное содержание обучения” и ”Требования к подготовке выпускников”. Курсы методики обучения информатике должны включать в себя анализ действующих школьных программ и учебников по этому предмету. В условиях вариативности содержания обучения, появления разнообразных по содержанию и методическому аппарату учебников и учебно-методических комплексов учителю необходимо самому овладеть методикой, основными критериями оценки содержания и методической эффективности предлагаемых учебников. В связи с этим в содержание методической подготовки целесообразно включить материал по технологии и критериям оценки учебников (соответствие программе, научность, доступность, соответствие объема тем и разделов учебному времени, последовательность изложения материала, межпредметные связи и т.д.). Недостаточное место в действующих программах курса методики занимают вопросы проверки и оценки знаний школьников. Необходимо показать специфику основных дидактических функций проверки знаний школьников (учетно-контрольная, диагностирующая и корректирующая, обучающая, воспитательная, аттестационная) применительно к обучению информатике, раскрыть сущность подходов (нормированный, критериально-ориентированный) к их осуществлению, направления повышения достоверности и объективности оценки, вопросы использования единого государственного экзамена (ЕГЭ). Очень важно соотнести направления совершенствования проверочно-оценочной деятельности учителя с возможностями и преимуществами средств и методик контроля на базе ИКТ. Недостаточно систематизирован в программах по методике материал, связанный с программным обеспечением курса информатики и его применением в учебном процессе. Совершенствование методических аспектов применения средств ИКТ в обучении связано в основном с двумя вопросами. Во-первых, на какую модель обучения (традиционную или инновационную) должно быть ориентировано использование средств ИКТ. |