Delist.ru

Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования (10.09.2007)

Автор: Абдуразаков Магомед Мусаевич

Во-вторых, использование средств компьютерных сетевых технологий для обмена разнообразной информацией между пользователями, для доступа к базам данных, библиотечным фондам, вычислительным ресурсам крупных научных центров и др.

По мере развития компьютерных телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей все активнее проявляется потребность в формировании у обучаемых знаний, умений и навыков навигации в информационно-образовательном пространстве с целью повышения эффективности их познавательной и практической деятельности в условиях становления информационного общества.

В-третьих, многообещающее и перспективное направление использования компьютерных и телекоммуникационных технологий связано с развитием системы дистанционного обучения.

Актуальность создания единой телекоммуникационной сети на базе компьютерных технологий обусловлена:

необходимостью постоянного взаимодействия между пользователями, а также удаленными территориальными органами образования как внутри страны, так и за рубежом;

необходимостью обеспечения преподавателям, студентам и школьникам доступа к накопленным в нашей стране и за рубежом информационным ресурсам;

необходимостью повышения эффективности управления процессом информатизации образования.

В-четвертых, совершенствование сферы управления и администрирования в условиях информатизации образования.

В этих условиях система методической подготовки учителя, благодаря системным, интегративным характеристикам ИКТ, приобретает, по сравнению с традиционной, качественно новые, присущие именно ей функции, среди которых:

социально-педагогическая, отражающая социальную значимость информатизации профессионально-педагогического образования и технологий подготовки будущих учителей, удовлетворение профессионально-познавательных потребностей личности, повышение профессионализма и профессиональной востребованности в условиях становления рынка труда.

системная, обеспечивающая целостность и структурную организацию процесса профессионально-методической подготовки студентов в области компьютерных технологий, создание и применение педагогических программных средств (ППС), проектирование технологии компьютерной подготовки студентов. Системная функция ИКТ в обучении способствует усилению методологической функции профессионально-методических знаний, умений и навыков, превращению их в интеллектуальный инструмент информационной ориентации и средств добывания новых знаний и способов деятельности.

прогностическая - в современной педагогической науке и практике обеспечивает использование эвристических свойств теоретических знаний и компьютерных технологий для моделирования научно-исследовательских и педагогических процессов. Реализация прогностической функции является одним из условий развития прогностической деятельности будущего учителя, направленной на определение стратегий эффективного обучения учащихся в соответствии с тенденцией развития образования. Прогностическая функция ориентирована на создание новых информационных технологий обучения, благодаря чему повышается эффективность профессиональной подготовки будущего учителя.

информационная - направлена на интенсификацию процессов целенаправленного поиска информации, восприятия, переработки информации и ее применения. Учебный процесс - это прежде всего процесс, связанный с передачей, трансформацией, усвоением, хранением и применением учебной информации, ведущей к интеллектуализации и развитию личности обучаемого.

организационно-управленческая функция вытекает из структурной организации учебного процесса, из функций педагогической деятельности учителя. Наиболее успешно управление педагогической системой и педагогическим процессом осуществляется на базе информационных технологий, что позволяет значительно усилить самоорганизацию, самоуправление собственной деятельностьи и самоконтроль за результатами обучения.

Вышеизложенное позволяет сделать теоретико-методологический вывод, что применение ИКТ в обучении является условием полноценного педагогического взаимодействия субъектов. Следовательно, ориентация на использование НИТ выступает в качестве одного из важнейших аспектов методологической основы построения управляемой и саморегулируемой педагогической системы профессионально-методической подготовки учителя в области информатики и информационных технологий.

Э.И.Кузнецов, рассматривая квалификационную характеристику учителя информатики, выделяет три его основные задачи (функции): учитель по предмету ”информатика”; организатор применения средств ИКТ в обучении; организатор использования ИКТ для целей управления. Структура многоуровневой подготовки студентов наиболее полно обоснована в исследованиях М.В. Щвецкого. Содержанию профессиональной деятельности учителя информатики посвящены работы Т.В. Добудько, Н.В.Софроновой, Т.А.Лавиной и др.

На основе анализа этих педагогических задач (функций) деятельности учителя информатики нами выделены основные компоненты его профессиональной деятельности, содержание которых в наибольшей степени будет подвержено изменениям в условиях внедрения ИКТ: конструктивный, гностический, проектировочный, организационный, коммуникативный, и проведен анализ развития их содержания. В соответствии с выделенными компонентами деятельности учителя информатики в диссертации сформулированы основные требования к его подготовке в педвузе.

Исходя из предмета исследования, мы представим более подробно только требования в области методики преподавания информатики: понимание места и значения методики обучения в профессиональной подготовке учителя информатики; знание основных компонентов методической системы обучения информатике в школе, их взаимодействия в учебном процессе; знание основных технологий обучения информатике, программ и учебников, разработанных на их основе; понимание сущности и назначения стандартов обучения, знание содержания стандартов по информатике; владение методикой преподавания отдельных тем и вопросов школьного курса; умение подбирать, оценивать методическую целесообразность и использовать программную поддержку курса; знание принципов дифференциации содержания обучения информатике, владение методикой одного-двух профильных курсов информатики, отвечающих специализации образования на старшей ступени в конкретной школе; умение планировать учебный процесс по информатике, выбирать организационные формы и методы, адекватные содержанию изучаемого материала; знание функций и видов контроля и оценки результатов обучения, умение разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников, корректировать методику по результатам проверки.

В исследованиях А.А.Кузнецова, Е.С. Полат, Т.А.Сергеевой, Л.О.Филатовой и др. показано, что применение средств ИКТ в учебном процессе будет эффективным, если эти средства будут реализовать свои собственные, присущие только им функции, а не только поддерживать традиционные функции преподавателя в рамках ранее сложившейся системы образования. Речь, таким образом, идет о новой информационной образовательной среде, ориентированной на новые цели и ценности образования, отражающие современный социальный заказ.

Подобная среда представляет ближайшее по отношению к индивидууму информационное окружение, совокупность средств и условий, в которых непосредственно протекает его учебно-познавательная деятельность.

Информационно-образовательная среда строится по принципу создания целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности обучаемого. Для достижения новых целей и ценностей образования должны быть обеспечены возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения. Иначе говоря, приоритетами системы образования становятся ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых. Именно в этих условиях применение средств ИКТ в образовании становится наиболее эффективным, т.к. здесь в полной мере реализуются такие присущие этим средствам функции, как адаптивность, гибкость, интерактивность, расширение видов учебной деятельности и т.д.

Система подготовки учителя информатики, разработанная на предшествующих этапах (работы Э.И.Кузнецова, Ю.С.Брановского, М.П.Лапчика, Е.К.Хеннера, Н.В.Софроновой и др.), и направления ее совершенствования, предполагающие включение средств ИКТ в традиционно построенный учебный процесс на современном этапе, становятся недостаточно эффективными. В настоящее время изменяются не только ориентиры и цели образования, приоритеты в его результатах, но изменяются и функции учителя в учебном процессе. Из ”транслятора знаний” он превращается в организатора познавательной (в значительной мере – самостоятельной) деятельности школьника в новой информационно-образовательной среде, насыщенной средствами ИКТ. Основное назначение учителя в этой среде – обеспечение возможности реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых. Начинает складываться принципиально новый тип взаимодействия ”учитель-ученик” в учебном процессе. Все это ставит принципиально новые задачи перед системой подготовки учителя с использованием средств ИКТ в образовательном процессе. Речь идет не только об овладении им знаниями, позволяющими работать с ИКТ в условиях традиционной системы обучения, но и об освоении своей новой роли в образовательном процессе, новыми компонентами профессиональной деятельности. Ясно, что это затронет не только содержание методической подготовки будущего учителя, но и потребует изменения его педагогической (дидактической) и психолого-педагогической подготовки. Таким образом, должна быть поставлена задача комплексного подхода к совершенствованию содержания подготовки учителя информатики в целом.

Вторая глава ”Основные факторы, определяющие пути совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики” посвящена основным направлениям развития содержания методической подготовки и обоснованию механизмов практической реализации условий подготовки будущего учителя информатики.

Происходящие в системе образования качественные изменения, обусловленные новой социокультурной ситуацией, требуют обновления профессиональной подготовки учителя, овладения не свойственными ранее в педагогической деятельности функциями. Это видно из проведенного нами анализа развития (три основных этапа методической системы обучения информатике и соответствующего изменения функционала учителя по этому предмету).

Таблица 1.

Компоненты методической системы обучения информатике

Компоненты Этапы развития методической системы обучения

(1985-1990 г.г.) II –

(1990-2000 г.г.) III – (настоящее время и ближайшая перспектива)

Цель обучения Формирование ”компьютерной грамотности” Подготовка непрофессионального пользователя Формирование ключевых информационных компетенций личности

Системообразующий компонент содержания обучения Основы алгоритмизации программирования Формирование пользовательских умений средствами ИКТ, частичное включение в содержание вопросов формализации и моделирования Создание и использование информационных моделей

Педагогический процесс Репродуктивный Репродуктивный с элементами познавательной активности Продуктивный (проблемный, активный, игровой), модульный, дифференцированный, организация исследовательской деятельности

Организационные формы Урок (теоретический практический, комбинированный) Урок (теоретический, практический, комбинированный) Урок (теоретический, практический, комбинированный). Проекты (мультимедиа, гипермедиа, информационные и т.д.), дистанционное обучение

Основные средства обучения ”Е-практикум”, ”Кумир”, исполнители алгоритмов Исполнители алгоритмов. Профессиональные средства ИКТ (”Офисный пакет”, браузеры, поисковые программы, презентации и т.д.) Проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные, предметно-ориентированные программные средства.

Средства контроля Тестирование, мониторинг Тестирование, мониторинг Тестирование, мониторинг, ”портфолио”, защита проекта, Case-технологии

Функционал учителя (компоненты подготовки и структура обучения: начальное, среднее, дифференциация) Формирование знаний и умений основ алгоритмизации и программирования (в основном 10-11 кл.) Формирование знаний и умений: подготовка непрофессионального пользователя в области ИКТ, использование программного и/или пакетного обеспечения в различных областях деятельности учителя-предметника, подготовка обучаемых в области ИКТ Формирование ключевых компетенций в области ИКТ. Преподавание профильных и элективных курсов (минимум 2-3), освоение новых организационных форм и методов обучения (метод проектов, исследовательская работа, сетевое взаимодействие, дистанционное обучение и т.д.).

Обобщая существующие подходы к предметной и методической подготовке будущего учителя информатики в педвузах с учетом новых социокультурных реалий, мы обосновали направления коррекции содержания подготовки, осуществляемой в рамках модернизации образования. Следует отметить, что эти направления тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться изолированно друг от друга.

На современном этапе дальнейшее развитие существующей системы методической подготовки будущего учителя информатики определяется рядом факторов, среди которых, на наш взгляд, основополагающими являются:

Изменение представлений о предмете информатики как науки (от понимания ее как прикладной, технической науки о методах и средствах автоматизации обработки данных – к осознанию ее сущности как фундаментальной естественной науки), изучающей информационные процессы в системах различной природы: социальных, технических, биологических (А.П.Ершов, А.И.Мизин, Н.Н.Моисеев, К.К.Колин, А.А.Кузнецов и др.). Необходимо отметить, что новые взгляды на предмет информатики уже получили определенное отражение в целях и содержании школьного образования, но в меньшей степени повлияли на методическую подготовку учителя информатики в педвузах.

Изменение понимания роли и места информатики в образовании:

загрузка...