Delist.ru

Повышение эффективности транспортно-технологических систем доставки товарной продукции (на примере сбытовой сети фармацефтической продукции) (09.11.2010)

Автор: Селиверстова Алина Станиславовна

Основная задача планирования работы автомобильного транспорта заключается в том, чтобы партия фармацевтической продукции из пункта поставщика-дистрибьютора в пункты потребления доставлялась с минимальными транспортными издержками. При доставке фармацевтической продукции от одного дистрибьютора с заездами к нескольким получателям необходимо так рассчитывать движение, чтобы очередность заездов в промежуточные пункты обеспечивала бы минимальный суммарный пробег по всей ездке. Однако количество возможных вариантов закрепления получателей фармацевтической продукции за поставщиками весьма велико. По этой причине практически невозможно обычными методами решать все варианты доставки и путем сравнения результатов выбирать из них оптимальный вариант доставки. Поэтому мы используем квалиметрический метод экспертных оценок при выборе способов доставки. Этот метод наиболее простой и легко выполнимый: для этого составляется рейтинговая таблица, построенная на квалиметрических принципах 10-балльной оценки следующих критериев: транспортные затраты на 1000 руб. перевезенного товара; интенсивность (пропускная способность) канала сбыта; качество сервиса (своевременность, надежность, ритмичность, сохранность); улучшение использования складского и транспортного оборудования; повышение производительности труда; риск ошибок при выполнении заказов; гибкость относительно новых клиентов; потенциал автоматизации управления, оптимальность маршрутов, минимальный порожний пробег; технические ограничения (коэффициенты адаптации кузовов).

Экспертная оценка выбора схемы доставки фармацевтической продукции клиентам

(прикрепление потребителей к дистрибьюторам)

Схема доставки (вес важности продукта) Перевозки

маятниковая лучевая кольцевая Межрегионально-кольцевая

Заказ-поставка: день-в-день (0,5) 8,08 8,08 6,33 6,92

Заказ-поставка: на следующий день (0,3) 7,27 7,24 4,87 5,46

Заказ-поставка: через 2 сут и более (0,2) 6,82 6,85 6,29 6,23

Были установлены наиболее часто используемые маршруты прикрепления поставщиков к потребителям: маятниковые, лучевые, кольцевые и межрегионально-кольцевые. При маятниковой перевозке загрузка на дистрибьютивном центре осуществляется в одну сторону и доставляется продукция одному потребителю. Лучевая перевозка – это маятниковая перевозка, применяется, когда дистрибьютор связан с n – ми новыми потребителями односторонними перевозками. В маятниковой и лучевой перевозке коэффициент использования пробега не превышает ?=0,5. Кольцевые перевозки (кольцевые рейсы) обеспечивают обслуживание нескольких потребителей, расположенных в зоне кольца за один рейс. Коэффициент использования пробега транспортных средств в кольцевых перевозках достигает ?=0,8 – 0,9, но коэффициент использования грузоподъемности ( не превышает ( = 0,5 – 0,6. При невозможности выполнить перевозку за один рейс рекомендуется межрегионально-кольцевые перевозки (у них ?=0,8 – 0,9; а ( до 0,6).

Выбор той или иной схем перевозок фармацевтической продукции сочетается с расчетом количества используемых транспортных средств (см. рис. 6). При кольцевых маршрутах количество транспортных средств можно определить по упрощенной формуле

T) ед. , (7)

где Q – объем партий фармацевтической продукции по кольцу за смену, т; tk – время движения по кольцу, мин; tп – время погрузки, мин; m – количество потребителей фармацевтической продукции на кольце, ед; tp – время выгрузки, мин; tз – время задержек в пути, мин; q * ( - фактическая грузоподъемность, т; T - фонд времени при односменной работе, ч.

На основании экспертной оценки наиболее целесообразной схемой прикрепления потребителей к дистрибьюторам является: для продукции, доставляемой день-в-день или на следующий день – кольцевая, для продукции, доставляемой через 2 сут и более - межрегионально-кольцевая.

В главе 4 «Разработка предложений по совершенствованию транспортно-технологической системы сбытовой сети дистрибьюции фармацевтической продукции» приводится реализация предложенных методических рекомендаций и апробация результатов проведенного исследования у фармацевтического дистрибьютора.

Внедрение на ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» мер, направленных на реализацию принципов стандартизации транспортной доступности поставок фармацевтической продукции по трем временным критериям: заказ-поставка день-в-день; заказ-поставка на следующий день; заказ-поставка через 2 сут и более; а также структурирование фармацевтической продукции по трем группам (лекарственные средства для лечения сердечно-сосудистой системы; лекарственные средства для лечения онкологических заболеваний и прочие фармацевтические препараты), в целом позволило более обоснованно прикреплять потребителей к дистрибьюторам.

В результате последующего одновременного внедрения модели расчета потребности в автотранспортных средствах транспортно-технологической системы фармацевтического дистрибьютора, учитывающей расходы как на собственный, так и на наемный автотранспорт, а также использования методических рекомендаций по совершенствованию аудиторского контроля процесса доставки фармацевтической продукции с включением элементов матрицы «узких» мест произошло сокращение уровня транспортных издержек.

Так, суммарно доля транспортных издержек ЗАО ЦВ «ПРОТЕК» в цене доставляемой фармацевтической продукции сократилась с 7 до 4%.

Подчеркивается важность экспертного заключения при выборе конкретных мероприятий по повышению эффективности процесса доставки фармацевтической продукции и применение необходимого, но недостаточного критерия экономической эффективности по отношению к оценке процессов ТТС.

Кроме того, отдельного внимания заслуживает учет методики формирования запасов, зависящих от транспорта. При определении расходов дистрибьюторов, зависящих от транспорта, необходимо учитывать сложившиеся условия взаимодействия транспорта, складских систем, поставщиков и потребителей. В РФ большинство перевозок фармацевтической продукции происходят через систему складов, чтобы обеспечить бесперебойность снабжения населения лекарствами.

Запасы фармацевтической продукции у дистрибьюторов и покупателей состоят из трех основных составляющих – текущих Rтек, страховых, т.е. гарантированных Rстр, и подготовительных Rподг (8)

Rобщ = Rтек + Rподг + Rстр . (8)

Так как перевозка фармацевтической продукции осуществляется автомобильным транспортом, то минимальная партия поставки равна фактической грузоподъемности q * (, и величину текущего запаса можно приравнять к фактической грузоподъемности. Тогда средняя величина текущего запаса фармацевтической продукции у i-го поставщика или j-го распределительного склада будет равна

(ij) / 2 т, (9)

где qij - грузоподъемность транспортного средства, осуществляющего доставку фармацевтической продукции от i-го отправителя j-му получателю; (ij - коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства, осуществляющего доставку фармацевтической продукции от i-го отправителя j-му получателю.

Величина подготовительного запаса практически не зависит от транспорта.

Страховой, гарантированный запас, зависящий от автомобильного транспорта с учетом неравномерности поставок, равен:

(Кmaxн - 1), т (10)

(1-Кminн), т, (11)

где Кmaxн, Кminн - соответственно коэффициенты неравномерности: максимальной для дистрибьютора при вывозе и минимальной для получателя при ввозе.

Общая величина запаса фармацевтической продукции, зависящая от транспорта, равна:

Кmaxн, т (12)

(2-Кminн), т . (13)

Полученные значения Rз для третей категории продукции (прочие фармацевтические препараты) необходимо учитывать при расчете размеров складских мощностей.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

В результате выполненных исследований было установлено, что одним из факторов конкурентоспособности дистрибьютора на современном этапе развития рыночных отношений в России является сокращение совокупных затрат товаропроводящей сети.

Выявлено, что от качества технологических процессов, осуществляемых на транспортно-складском комплексе, и комплексного подхода к управлению запасами будут зависеть товарооборот, рентабельность и конкурентоспособность фармацевтического дистрибьютора. Это позволило сформулировать основные принципы управления потоковыми процессами грузопереработки фармацевтической продукции в дистрибьютивной транспортно-технологической системе.

Построены и сформулированы на основе свойств эмерджентности «Дерево-система» формирования товародвижения фармацевтической продукции через дистрибьютивную ТТС и система функционального транспортно-технологическо-

го менеджмента фармацевтического дистрибьютора, позволяющие упростить работу по оценке и анализу ТТС.

Разработана система классификационных признаков, влияющих на обеспечение доставки фармацевтической продукции, и предложена схема доставки с использованием двухуровневого канала и дистрибьютора в качестве центрального звена управления процессом товародвижения в местном и межрегиональном сообщении. Предложено стандартизировать транспортную доступность поставок фармацевтической продукции по трем временным критериям: 1) заказ-поставка день-в-день (лекарственные средства для лечения сердечно-сосудистой системы); 2) заказ-поставка на следующий день (лекарственные средства для лечения онкологических заболеваний); 3) заказ-поставка через 2 сут и более (прочие фармацевтические препараты).

На основании экспертной оценки установлено, что наиболее целесообразной схемой доставки (прикрепления потребителей к дистрибьюторам) является: для продукции, доставляемой день-в-день или на следующий день – кольцевая, для продукции, доставляемой через 2 сут и более - межрегионально-кольцевая.

загрузка...