Delist.ru

Оптимизация функционирования транспортного процесса в цепи поставок (09.04.2010)

Автор: Короткова Елена Николаевна

Для обработки исходной информации были использованы пакеты прикладных программ Microsoft Excel, Scientifiс WorkPlace 6.5.

Научная новизна работы:

обоснованы наиболее важные факторы, оказывающие влияние на снижение работоспособности водителя СПС в течение рабочего дня;

разработана математическая модель с целью выяснения степени влияния факторов, характеризующих систему ВАД по времени совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП);

применено топологическое моделирование с позиции теории «катастроф» для описания изменения работоспособности человека в динамических условиях системы ВАД;

теоретически установлена и экспериментально подтверждена закономерность изменения работоспособности водителя в течение рабочего дня;

разработан и применен программно-методический комплекс по исследованию психофизиологических качеств водителя;

разработана и применена методика профессионального подбора водителей.

Практическая ценность работы состоит в том, что выявлены наиболее важные факторы, оказывающие влияние на снижение работоспособности водителей, перевозящих КТГ, на каждом часу управления СПС; предложены мероприятий по снижению влияния тех факторов, значения которых носят отрицательный характер влияния на надежность системы ВАД.

В ходе исследования динамики работоспособности водителей при перевозке КТГ была использована теория «катастроф» Арнольда В.И. с целью описания развития процессов, имеющих пороговые характеристики. Показана возможность применения топологического подхода для описания процесса работоспособности человека в динамических условиях системы ВАД. Определено пороговое значение функции работоспособности F(Jp) , ниже которого F(Jp) принимает неустойчивые значения.

На основе проведенного исследования выявлены значимые психофизиологические качества водителя – время реакции, внимание, память, мышление. На базе диссертационного исследования разработан и применен в ОАО «Первый автокомбинат» им.Г.Л.Краузе (Комбинат) программно-методический комплекс, оценивающий индивидуальные психофизиологические качества водителя. Разработана и применена методика профессионального подбора водителей на СПС. Методика может быть применена и в других АТП.

Реализация работы.

Результаты исследования внедрены в практическую деятельность комбината при осуществлении приема на работу и проведении профессионального подбора водительского состава.

Результаты исследования используются в учебном процессе МАДИ кафедрой «Организация и безопасность движения» при проведении лекционных занятий и лабораторных работ по курсу «Инженерная психология».

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы обсуждены на 4-ой ежегодной научной конференции факультета «Управление» МАДИ (2010 г.) и заседаниях кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ (2008 – 2010 г.г.).

На защиту выносятся:

разработанная математическая модель факторов, влияющих на снижение работоспособности водителя СПС в течение рабочего дня, характеризующих систему ВАД по времени совершения ДТП;

результаты исследования особенностей психофизиологических качеств водителя с позиции теории «катастроф», что позволит спрогнозировать динамику работоспособности;

выявленные закономерности влияния индивидуальных психофизиологических качеств водителя на параметры изменения работоспособности в течение дня;

разработанная методика профессионального отбора водителей при приеме на работу и методика профессионального подбора водителей в зависимости от сложности перевозочного процесса.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ, в том числе в трех изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов, изложена на 156 страницах машинописного текста, содержит 41 рисунок, 21 таблицу, 3 приложения и библиографический список из 115 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении показаны актуальность и определена цель диссертационного исследования, раскрываются научная новизна и практическая ценность работы, дается общая характеристика исследования, сведения о результатах ее апробации, внедрении и основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава посвящена анализу специфики создания материального потока при транспортировке КТГ. Были проведена оценка существующих методов по обеспечению безопасности дорожного движения в грузовых автотранспортных предприятиях. Установлено, что в логистической системе «груз» - «получатель» отсутствует такое мероприятие, как профессиональный подбор водителей. Управление крупногабаритным и тяжеловесным транспортным средством требует высокой умственной и физической концентрации. При высокоинтенсивном характере дорожного движения в таких мегаполисах, как г.Москва, безаварийное управление предъявляет высокие требования к психофизиологическим качествам водителя.

Анализ аварийности на примере Комбината выявил зависимость количества ДТП от продолжительности управления ТС. В 47% всех ДТП столкновения происходили на перегонах вследствие несоблюдения бокового интервала, что объясняется невнимательностью водителя из-за развившегося утомления. В ходе исследования работ отечественных ученых В.Ф.Бабкова, А.Б.Дьякова, Н.А.Игнатова, В.И.Коноплянко, В.М.Мишурина, А.Н.Романова, В.В.Шульца установлено, что надежность водителя определена довольно сложным комплексом взаимосвязанных факторов (рис.1). Наиболее значимые среди них знания, навыки, умения и работоспособность, которые зависят от индивидуальных особенностей водителя.

Рис.1. Факторы, определяющие надежность водителя

В ходе анализа работ А.Н.Романова, В.В.Шульца было установлено, что описанием изменения работоспособности водителя в течение рабочего дня является параболическая кривая (рис.2):

Рис.2. Кривая изменения работоспособности водителя в течение рабочего дня

Проведенные оценки существующих методов по обеспечению безопасности дорожного движения в грузовых автотранспортных предприятиях позволили сформулировать цель следующего этапа исследования, которая заключается в повышении надежности подсистемы «водитель» и системы «водитель – автомобиль – дорога» (ВАД) при перевозке КГТ, путем осуществления профессионального подбора водителей на СПС.

В рамках сформулированной цели дальнейшего исследования были поставлены задачи:

исследовать особенности процесса управления специализированным подвижным составом при перевозке КТГ;

исследовать влияния факторов системы ВАД на изменение работоспособности водителя в течение рабочего дня;

разработать методику экспериментального исследования работоспособности водителя;

разработать и апробировать методику профессионального подбора водителей на СПС.

Вторая глава посвящена исследованиям изменения работоспособности водителя, работающим на СПС. Выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на снижение работоспособности водителя СПС в течение рабочего дня. Анализ данных по ДТП за последние 5 лет на Комбинате позволил создать группу параметров, характеризующих комплекс «водитель-автомобиль-дорога-среда» (ВАДС) на момент совершения ДТП. В данную группу вошли 6 показателей: X1 – время совершения происшествия; X2 – количество полос движения в одном направлении; X3 – возраст; X4 – водительский стаж; X5 – длина автопоезда; Y –время работы на линии.

Показатель X1 характеризует время суток на момент совершения дорожного происшествия.

Показатель X2 характеризует дорожную обстановку – это число полос на дороге в попутном направлении. На автомобилях с большой грузоподъемностью и длиной автопоезда более 15 м при совершении маневров водитель вынужден из-за габаритов транспортного средства отступать от требований дорожной разметки. При осуществлении поворотов ширина полосы не всегда позволяет выполнить маневр в соответствии с правилами дорожного движения, вынуждая водителя их нарушать.

загрузка...