Delist.ru

Повышение эффективности управления грузовыми перевозками в крупных городах (09.02.2010)

Автор: Вохмин Иван Владимирович

Внедрение и реализация результатов исследования

Результаты диссертации использованы при подготовке отчета НИР по теме: «Научная разработка методов и механизмов регулирования рынка транспортных услуг с учетом требований безопасности дорожного движения» (третий этап) (2008 г.).

Практическая апробация результатов проводилась на ОАО «Первый автокомбинат» им. Г.Л. Краузе.

Результаты исследования также используются в учебном процессе МАДИ (ГТУ) кафедрой «Логистика» при проведении лекционных занятий по специальности 08.05.06 - «Логистика и управление цепями поставок» по дисциплинам «Логистика городских транспортных систем», «Экономические основы логистики и УЦП»

Публикации

По теме работы опубликованы четыре работы общим объёмом 0.8 печатных листа, в том числе одна в журнале из перечня ВАК по транспорту.

Структура и объем диссертационной работы

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка литературы, приложений. Общий объем составляет 133 страницы машинописного текста, включающего 35 рисунков и 12 таблиц. Библиография содержит 162 наименования, в том числе 6 источников на иностранном языке, 2 электронных ресурса.

Содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект, предмет исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе рассматривается современное строение и развитие систем оперативного управления (СОУ). Выявляются основные тенденции и проблемы развития таких систем в России.

Научный базис, на который опирается работа, во многом сформировался под влиянием зарубежных авторов и с учетом тенденций, характерных для развития данной области знаний за рубежом, а также научных и практических разработок отечественных авторов.

Существенный вклад в разработку научных проблем, связанных с формированием загруженности УДС, закономерностями транспортных потоков, внесён работами В.В.Зырянова, Л.А.Коваленко, В.И.Коноплянко, В.В.Семёнова и др. На текущий момент предложены многочисленные модели, описывающие транспортный поток как отечественных, так и зарубежных авторов.

Фундаментальное влияние на разработку математических моделей, методик и алгоритмов, описывающих процесс перевозки грузов и его планирование, логистический процесс на ГАТП, оказали работы С.Б.Александрова, А.П.Кожина, К В.М.урганова, В.В.Луговенко, Л.Б.Миротина, С.М.Резера, Н.А.Троицкой и др. В настоящее время математический аппарат, описывающий грузоперевозочный процесс, разработан достаточно хорошо и во многом опережает развитие технических средств, где он может быть реализован.

Большое значение для решения проблем, связанных с внедрением и эксплуатацией СОУ и ее компонентов, имели работы В.М.Власова, А.А.Бражника, А.Г.Липатова, В.Г.Кочерги и др. В данных работах рассматривается алгоритм внедрения систем и технические аспекты их применения.

Исследование работ, посвященных выбранной теме, показал необходимость дальнейшего анализа связи между закономерностями транспортных потоков и работой системы оперативного управления на предприятии, планированием маршрутов городских перевозок. Существующая система управления перевозками ГАТП требует большей адаптации к современным условиям функционирования транспортной системы крупных городов.

В современных условиях предприятию необходимо использовать все ресурсы для повышения конкурентоспособности. Особую важность при этом приобретает эффективное взаимодействие между предприятием и контрагентами, реализация современных логистических технологий. В частности, при взаимодействии автотранспортных и строительных предприятий по современным схемам в рамках технологии JIT точность времени доставки грузов оказывает ключевое влияние на размеры страховых запасов.

На данный момент реализуется схема «монтаж с колёс». При использовании данной схемы доставляемые строительные элементы должны быть использованы непосредственно по прибытии перевозящего их транспортного средства, вместо отправки на склад. Монтаж с колес актуален в условиях крупных городов, где размер строительных площадок часто ограничен. Но реализация данной схемы в современных городских условиях невозможна без учета загруженности УДС, так как влияние загруженности на время движения транспортного средства весьма значительно. Выполненные в работе расчеты показали, что время движения по маршруту может увеличиться в 5 раз, что приводит к срыву графиков монтажа и наносит ущерб автотранспортному предприятию в виде штрафов.

Реализация технологии JIT на крупных грузовых автотранспортных предприятиях в рамках цепи поставок от производителя конструкций к строительно-монтажной организации, потребителю первого уровня, зависит от эффективности управления транспортными средствами и составления маршрутов, а также от оперативности управления, обеспечивающей выполнение уже составленного плана.

Следует отметить, что реализация технологии JIT создает предпосылки для внедрения ориентированных на клиента систем CSRP на автотранспортном производстве. Однако обеспечение качества предоставления услуг клиентам не должно значительно влиять на себестоимость услуги, что возможно за счёт повышения производительности подвижного состава. Повышение производительности подразумевает уменьшение количества автомобилей для перевозки объема груза за счет повышения технической скорости, заложенной как на этапе планирования, так и на этапе реализации опорного плана (в процессе оперативного управления). В работе произведена категоризация факторов, влияющих на эффективность работы подвижного состава при применении СОУ, по статусу (см. рис. 1). Важным аспектом управления подвижным составом является учёт загруженности УДС при использовании СОУ.

Повышение эффективности эксплуатации подвижного состава предприятия рассматривается в двух аспектах:

составление оптимального плана с учётом загруженности УДС;

корректировка возможных отклонений от оптимального плана с применением системы оперативного управления.

При составлении оптимального плана предусматривается построение графа маршрутов, отображающего план движения подвижного состава в течение времени в наряде. На этом этапе маршруты с учетом загруженности УДС выстраиваются в определённой последовательности, чтобы удовлетворялось соотношение (Lе/Vт)?min (Lе – длинна ездки, Vт – техническая скорость).

Рис. 1. Статус факторов, влияющих на эффективность СОУ

Показателем эффективности в работе принята интегральная прибыль предприятия. Изменение критерия показателя происходит за счет уменьшения времени выполнения транспортной работы.

где: q – средняя грузоподъемность парка, ? - коэффициент использования грузоподъемности, ? – коэффициент использования пробега, Vт – техническая скорость, Тн – время в наряде, Асп – списочное число автомобилей, Дк – календарные дни за период, ?вып – коэффициент выпуска, lср – средняя длина ездки, Тп-р - время погрузо-разгрузочных работ, Ттон – доходная ставка за перевозку одной тонны грузов, Ипост, Ипер – постоянные и переменные издержки.

Таким образом, воздействие на техническую скорость движения подвижного состава на маршруте приводит нас к рассмотрению следующих формулировок задачи математического программирования (оптимизации плана перевозок):

исходя из заданного объема перевозок, выполнение транспортной работы в неизменные сроки производится меньшим количеством подвижного состава Асп (уменьшение издержек при ограничении на перевозимые объемы);

исходя из имеющихся ресурсов (подвижного состава и других ограничений), достижение максимума объема перевозок грузов (максимальное увеличение прибыли).

При выполнении сформированного плана используется система оперативного управления, позволяющая реагировать на изменение загруженности УДС, часто диктуемое стохастическими факторами, которые не могут быть учтены в имитационной модели из предыдущей задачи.

При корректировке графиков в качестве частного показателя эффективности выступает математическое ожидание прямых потерь предприятия от выплат водителям за сверхурочную работу подвижного состава на линии, а также возможные штрафы, которые несет предприятие за нарушение установленных графиков. Данный показатель влияет на интегральную прибыль предприятия в составе переменных издержек.

В качестве объекта внедрения научных результатов рассматривается СОУ ОАО «Первый автокомбинат» имени Г.Л. Краузе (г. Москва). Данная система (АСУ «Навигация») используется автокомбинатом совместно с его контрагентами (Домостроительным комбинатом № 1), что позволяет уменьшить асинхронность производства домостроительного комбината и доставку грузов. В качестве основных недостатков существующей системы (как и у многих ее аналогов) отмечена ее инертность, делающая затруднительной оперативную реакцию на изменение загруженности УДС.

Для решения данной проблемы рекомендовано внедрить дополнительный компонент в систему оперативного управления (мониторинг текущего значения загруженности УДС в условиях города), позволяющий диспетчерам автокомбината своевременно реагировать на изменение ситуации по загруженности УДС (см. рис. 2).

Таким образом, оператор совмещает данные с систем мониторинга загруженности УДС с данными мониторинга СОУ для принятия решений.

Рис. 2. Схема работы СОУ с использованием данных о загруженности УДС на примере ОАО «Первый автокомбинат» им. Г.Л. Краузе

При этом данные о ситуации на УДС стекаются к оператору, который является для водителя управляющим звеном, дающим при необходимости команды на смену маршрута.

В главе также проанализирован рынок СОУ и их компонентов, выявлены основные проблемы как технического, так и методологического характера, связанные с эффективностью использования СОУ.

Во второй главе рассматриваются и анализируются характеристики транспортных потоков и загруженности УДС на примере г. Москвы.

В работе транспортный поток рассматривается с точки зрения соотношения скорость-плотность. При исследовании транспортного потока учитывается особенность перевозок строительных грузов, которая заключается в том, что их перевозка требует специального разрешения, как это указывается в инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 года с изменениями от 22 января 2004 года).

загрузка...