Повышение эффективности управления грузовыми перевозками в крупных городах (09.02.2010)
Автор: Вохмин Иван Владимирович
ВОХМИН Иван Владимирович Повышение эффективности управления грузовыми перевозками в крупных городах 05.22.01 – Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва 2010 Работа выполнена на кафедре «Логистика» в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ). Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Герами Виктория Дарабовна Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Резер Семен Моисеевич, кандидат технических наук, доцент Жанказиев Султан Владимирович Ведущая организация: ОАО «НИИАТ» г. Москва. Защита состоится « » ___________ 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.126.06 при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по адресу: 125319, Москва, Ленинградский пр., д. 64, ауд. 42. Телефон для справок (495) 155-93-24. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ. Автореферат разослан «_______________» 2010 г. Отзывы в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять в диссертационный совет университета и по электронной почте: uchsovet@madi.ru Ученый секретарь диссертационного совета ДМ.212.126.06 кандидат технических наук, доцент Ефименко Д.Б. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования: в настоящее время в крупных городах России грузовые автотранспортные предприятия (ГАТП) функционируют в условиях перегруженности городской транспортной системы, которая обуславливает близкую к критической плотность транспортных потоков на улично-дорожной сети (УДС) крупных городов. Высокая плотность транспортных потоков приводит к росту издержек ГАТП за счет увеличения затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ), ремонт подвижного состава, прямых потерь предприятия от увеличения времени выполнения транспортной работы. Высокая загруженность УДС, в конечном итоге, увеличивает издержки потребителей транспортных услуг ГАТП в крупных городах. Причинами являются, во-первых, увеличение себестоимости городских грузовых автоперевозок, а, во-вторых, невозможность реализации технологии JIT («Just In Time» – «Точно вовремя») в условиях неопределенности времени доставки грузов, что, в свою очередь, обуславливает высокий уровень транспортных издержек. Существенен и экологический ущерб, наносимый окружающей среде из-за высокой плотности транспортных потоков на УДС. В США, по оценкам экспертов, ежегодные потери от высокой плотности движения составляют 78 млрд. долларов. В России, по данным Росстата, показатель намного меньше – по приближенным оценкам ущерб составляет 3,3 млрд. долларов. Однако, возрастающие темпы автомобилизации страны, несмотря на кризис, актуализируют необходимость решения проблемы повышения эффективности управления грузовыми перевозками в крупных городах. Для повышения конкурентоспособности и рентабельности ГАТП в условиях крупных городов предприятиям необходимо учитывать влияние загруженности УДС при выборе алгоритма системы оперативного управления ГАТП, а также при планировании показателей транспортной работы. Следует особо отметить важность учета загруженности УДС при крупногабаритных и тяжеловесных перевозках, в частности, строительных грузов. Существующие планы монтажа строительно-монтажных организаций находятся в прямой зависимости от возможности ГАТП доставить груз вовремя и в нужное место, что в крупных городах трудновыполнимо без учета загруженности УДС. Цель исследования: разработка рекомендаций по повышению эффективности работы подвижного состава ГАТП с применением системы оперативного управления в условиях технологических ограничений и загруженности УДС при выборе маршрутов в крупных городах. Объектом исследования являются информационные системы; системы оперативного управления перевозками и транспортным производством при перевозках грузов в крупных городах на примере негабаритных и тяжеловесных строительных грузов, перевозимых крупными ГАТП. Предметом исследования являются транспортная логистика, организация и технология транспортного производства (организационные, технологические и экономические методы оперативного управления (СОУ) перевозками грузов) в крупных городах, а также защита окружающей среды от загрязняющего воздействия транспорта. Практическая значимость работы заключается в возможности (планах) внедрения разработанных методических рекомендаций по повышению эффективности эксплуатации подвижного состава с использованием СОУ для ГАТП в крупных городах, занимающихся перевозкой негабаритных и тяжеловесных строительных грузов. Методы исследования, использованные в работе, включают применение прикладных пакетов статистических программ для обработки первичной статистической совокупности и решения математических задач; методы и средства использования информационных технологий на автомобильном транспорте; методы динамического программирования и теории графов; натурные исследования. Научная новизна исследования заключается в разработке следующих теоретико-методологических и методических основ и положений повышения эффективности управления грузовыми перевозками в крупных городах, которые выносятся на защиту: модель зависимости скорости движения грузового транспортного средства от загруженности участка УДС; обоснование дифференциации выбора критерия планирования движения транспортных средств по маршруту в зависимости от дня недели и часов суток на основе среднестатистической загруженности УДС; методика повышения эффективности работы грузовых автотранспортных средств в крупных городах; алгоритм планирования номинальных маршрутов движения грузовых автотранспортных средств с использованием методов динамического программирования, учитывающий статистическую загруженность УДС в условиях города; алгоритм оперативного перепланирования (корректировки) номинальных маршрутов, учитывающий реальную скорость движения подвижного состава за счет мониторинга текущего значения загруженности УДС в условиях города. Апробация результатов исследования Основные положения диссертационной работы обсуждены и одобрены на 66-ой и 67-ой научных конференциях МАДИ (ГТУ) (2008 – 2009 г.г.), и заседаниях кафедры «Логистика» МАДИ (ГТУ) (2007 – 2009 г.г.). |