Delist.ru

Автоматизация и гибридное моделирование дискретно-непрерывнах технологических процессов управления транспортом газа (09.02.2010)

Автор: Рощин Алексей Владиславович

Рощин Алексей Владиславович

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ГИБРИДНОЕ моделированиЕ ДИСКРЕТНО-НЕПРЕРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ управления транспортом газа

Специальность 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Москва - 2010

Работа выполнена на кафедре «Автоматизированные системы управления» в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете)

Научный руководитель Кандидат технических наук, доцент

Бернер Леонид Исаакович,

доцент МАДИ(ГТУ ), г.Москва

Официальные оппоненты Доктор технических наук, профессор

Строганов Виктор Юрьевич,

профессор МГТУ им.Н.Э.Баумана, г.Москва

Кандидат технических наук,

Зимин Валерий Анатольевич

Генеральный директор,

внедренческой фирмы «ЭЛНА», г.Москва

Ведущая организация: Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение «Промавтоматика» (ОАО «НПО Промавтоматика»), г. Краснодар.

Защита состоится 9 марта 2010г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д.212.126.05 при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по адресу:

125319 ГСП А-47, Москва, Ленинградский пр., д.64.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ(ГТУ)

Текст автореферата размещен на сайте Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета): www.madi.ru

Автореферат разослан 8 февраля 2010г.

Отзыв на автореферат в одном экземпляре, заверенный печатью, просим направлять в адрес совета института.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат технических наук, доцент Михайлова Н.В.

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы

Наиболее актуальными проблемами диспетчерской службы газотранспортных предприятий являются задачи обеспечения безопасности эксплуатации и улучшение управления процессами добычи и транспорта газа. Для решения этих задач разрабатываются и внедряются системы автоматизации и системы диспетчерского управления. Системы телемеханики обеспечивают удаленный контроль за территориально-распределенными объектами, информационную поддержку работы диспетчера, обеспечивают ретрансляцию на исполнительные устройства поданных диспетчером команд телеуправления или телерегулирования. В штатном режиме работы объектов данные, полученные телемеханикой, являются основой для анализа режима работы технологических объектов и принятия решений по его оптимизации. В аварийных ситуациях данные, контролируемые телемеханикой, позволяют диагностировать разрывы трубопроводов и другие аварийные ситуации, определять место аварии и осуществлять локализацию (отключение) аварийного участка.

Однако при использовании «традиционной» системы телемеханики и диспетчерского управления задачу анализа ситуации и принятия решений решает человек-диспетчер. В условиях необходимости принятия ответственных решений в ограниченные сроки (особенно при локализации аварий) и на основе анализа многокритериальных данных нагрузка на диспетчера существенно возрастает. Задача принятия решений усложняется при необходимости анализа технологического объекта сложной структур, например, закольцованной трубопроводной системы перемычками и различными вариантами потоков газа.

Исходя из вышесказанного, особую роль приобретает автоматизация информационной поддержки принятия решений в задачах управления газопроводами и другими распределенными объектами. Системы, решающие подобные задачи, не должны быть запрограммированы жестко, они должны динамично развиваться, адаптироваться к новым, изменяющимся условиям, гибко и оперативно перестраивать алгоритмы функционирования. Фактически речь идёт о реализации элементов искусственного интеллекта в диспетчерском управлении, что и определяет актуальность темы диссертации.

Цель и задачи

Целью работы является повышение эффективности управления технологическими процессами транспорта газа за счет разработки методов и моделей управления газотранспортной системой, интегрированных в систему поддержки принятия решений. Для решения указанной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

системный анализ методов и моделей управления газотранспортной системой с учетом специфики технологических процессов;

исследование моделей компонентов газотранспортной системы и параметрическое описание их взаимосвязи;

разработка процессно-ориентированного подхода к формализованному представлению технологических процессов транспорта газа;

разработка дискретно-непрерывных моделей управления газотранспортной системой в виде гибридного автомата;

разработка модели динамического управления потоками в газотранспортной сети;

загрузка...