Развитие академической науки в Башкирии (вторая половина XX - начало XXI вв.) (09.01.2008)
Автор: Юсупов Рахимьян Галимьянович
В 1990-е гг. финансирование академии было сокращено, началась «утечка умов» и отток молодежи. Не было средств на обновление технического оборудования. Однако в то время происходила суверенизация республик, укрепление их государственного статуса, возрастание роли регионов, что подняло науку Башкортостана на новую ступень и создало в регионе более благоприятные условия для ее развития. Президиум Башкирского научного центра имел возможность сориентироваться на обеспечение необходимых условий по сохранению и дальнейшему развитию своих учреждений. Именно в этих целях была создана Академия наук Республики Башкортостан (АН РБ), а в 1993 г. БНЦ УрО РАН преобразован в УНЦ РАН. Взаимодействие и сотрудничество академических институтов, интеграция РАН, УНЦ РАН и АН РБ способствовали сохранению и консолидации научно-технического потенциала в конкретном субъекте Российской Федерации, в котором реализовалась единая академическая система науки. Правительство Республики Башкортостан, руководство УНЦ РАН рассматривают науку и ее подразделения как национальное достояние, определяющее будущее региона, страны. Поддержка научной сферы обозначена приоритетной государственной и общественной задачей. Основными перспективами ближайших лет являются: создание условий для сохранения, функционирования наиболее продуктивной части науки и системы подготовки научных кадров, концентрация ресурсов на особо востребованных направлениях научно-технической сферы, формирование динамично развивающихся учебно-научно-производственных комплексов, способных реализовать стратегию инновационного развития экономики, образования и культуры. России досталась в наследство от СССР наука мирового уровня. Творческий потенциал Российской академии наук представляет не только огромную общечеловеческую ценность, но и является важнейшим стратегическим ресурсом государства российского. Российское государство предпринимает меры, чтобы не лишиться этого стратегического ресурса. Сохранен научный потенциал и его сердцевина – фундаментальная наука. Являясь логически цельным периодом, вторая половина XX – начало XXI вв. включают в себя этапы: институционализации форм организации академической науки в Башкирии в 1950-е гг., становления основных направлений академического строительства в регионе в 1960–1980-е гг., развития академической науки на рубеже XX–XXI веков. Следует отметить, что такой выбор хронологических рамок позволяет рассмотреть связь эволюционных процессов в области истории становления академической науки в научно-исследовательских учреждениях республики, влияния их деятельности на социально-политическое, экономическое и культурное развитие регионов и страны в целом. Территориальные рамки исследования охватывают историю развития академической науки на территории Башкирии, которая в силу своего географического положения, природно-сырьевых возможностей и исторически сложившегося места в экономическом потенциале страны отражает характерные тенденции научно-технической модернизации ряда восточных регионов России. Научный и технологический опыт, накопленный в республике, на протяжении длительного времени используется отечественной наукой в изучении и промышленном освоении богатейших природных ресурсов Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока и т.д. Степень изученности проблемы. Специального обобщающего исследования, предметом которого явилось бы развитие академической науки в Башкирии во второй половине XX – начале XXI вв., до настоящего времени не проводилось. Но имеется достаточно многогранная историография, формирующая базу для такого анализа. Это труды, посвященные истории России, отечественной науки, академических учреждений страны и ее регионов, а также исследования регионального уровня о развитии республики, науки в Башкирии и непосредственно БФ АН СССР, БНЦ УрО АН СССР, УНЦ РАН. В силу фрагментарности изучения различных аспектов темы, некоторые вопросы остаются малоисследованными. Цельной картины формирования академической науки к настоящему времени не сложилось. Проблема нуждается в специальном научном исследовании. Историографии проблемы посвящен специальный раздел диссертации. Актуальность и научная значимость темы, ее недостаточная разработанность определили объект, предмет, хронологические и территориальные рамки, цель и задачи исследования. Цель исследования – провести комплексное исследование истории развития академической науки в Башкирии во второй половине XX – начале XXI вв. как единой системы, тесно взаимосвязанной с познанием и освоением природных ресурсов, запросами развития экономики и культуры региона. В соответствии с общей целевой установкой, основываясь на изучении и анализе литературы и источников по теме, диссертант поставил перед собой следующие исследовательские задачи: обобщить и проанализировать исторический материал, характеризующий развитие академической науки в регионе; рассмотреть систему организации и управления наукой в рамках АН СССР, РАН, а также координации исследований; выявить формы и основные задачи организации академической науки в республике, ее взаимосвязь с развитием науки в СССР, России в целом; осветить процесс формирования основных направлений исследований в учреждениях БФ АН СССР, БНЦ УрО АН СССР, УНЦ РАН, главные достижения как в области фундаментальных, так и прикладных разработок; изучить и обобщить вклад академических научных учреждений в научно-технический прогресс, в развитие экономики и культуры Башкирии, рассмотреть проблемы их взаимоотношений с производственной сферой; дать анализ и общую картину процесса формирования кадров академической науки, организационных условий создания системы их подготовки; показать процесс организации материальной базы БФ АН СССР, БНЦ УрО АН СССР, УНЦ РАН проблемы ее совершенствования и развития; определить вклад академической науки в развитие народного хозяйства; оценить роль отдельных государственных деятелей, ученых, организаторов науки в процессе регулирования научно-технической политики. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней впервые на основе обширного фактического материала комплексно и всесторонне исследуется история развития академической науки в Башкирии во второй половине XX – начале XXI вв., выявляются особенности и закономерности формирования и функционирования ведущих научных направлений естественных и гуманитарных наук в академических учреждениях республики. Научная новизна исследования заключается также в рассмотрении истории академического строительства за период второй половины XX – начала XXI вв. в Башкирии. Основываясь на основных тенденциях социально-экономического и политического развития страны, реализации научно-технической политики государственных органов СССР, России, история БФ АН СССР, БНЦ УрО АН СССР, УНЦ РАН, АН РБ предстает не как простая совокупность научно-исследовательских учреждений, а как сложная многоаспектная структура, включающая в себя комплекс взаимозависимых компонентов, имеющая свой вектор развития и внутренние импульсы формирования. Прослеживая в целом историю развития академической науки в Башкирии (вторая половина XX – начало XXI вв.) в контексте развития российской истории, автор выделяет четыре качественно различных этапа (1951– середина 1960-х гг.; вторая половина 1960 – 1970-е гг.; 1980-е гг.; с 1990-х гг.), изучает и анализирует огромный вклад БФ АН СССР, БНЦ УрО АН СССР, УНЦ РАН, АН РБ как координаторов фундаментальных научных исследований в регионе в мобилизацию научных сил Башкирии на решение крупных теоретических и прикладных задач в интересах прогресса экономики и культуры республики, страны. Научная новизна работы заключается также в системном подходе к изучению проблемы становления и развития академической науки в регионе на основе анализа фактов во всей их взаимосвязи. В работе использованы ранее не публиковавшиеся документальные и статистические данные, извлеченные из фондов общероссийских и местных архивов. Таким образом, новизна исследования проявляется в постановке проблемы, методологии, формировании и использовании источниковой базы, введении в научный оборот новых материалов и основных выводах. Методологическая основа исследования. В данном разделе раскрыты принципы историзма, объективности, системности, которые предполагают рассмотрение изучаемой проблемы в развитии и в контексте общих исторических процессов, анализ выявленных фактов во всей их совокупности и взаимосвязи. В работе были использованы такие методы, как хронологический, статистический, ретроспекции, актуализации. Применение гносеологических и логических принципов методологии позволило осуществить всесторонний целостно-системный и конкретно-исторический анализ развития академических научных учреждений Башкирии во взаимосвязи с объективно-историческими условиями и субъективными факторами, влиявшими на их формирование и функционирование. В диссертации применен многофакторный подход к анализу исторических событий, на котором базируется современная историческая наука. Используя этот подход, развитие академической науки удалось рассмотреть в совокупности обусловивших их компонентов – идейно-политического, социально-экономического, регионально-демографического, этнонационального, социокультурного. Задачи исследования обусловили использование в работе методов сравнения и типологизации, позволивших выявить общие и особенные черты региональных академических научных учреждений по отношению к центральным районам страны. Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее положения и выводы позволят расширить и конкретизировать знания по истории становления и развития академической науки в Башкирии, регионах Урало-Поволжья. Материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории культуры Башкирии, соответствующих разделов отечественной истории, истории Башкирии. Апробация исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре истории ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова. Основные положения работы нашли отражение в двух научных изданиях, учебном пособии, рекомендованном Министерством образования Республики Башкортостан для аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки», отдельных главах коллективных монографий, а также в опубликованных статьях, выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях общим объемом 54,1 п.л. Результаты исследования используются в учебном процессе в системе среднего, высшего и дополнительного профессионального образования региона. Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, словаря использованных терминов, списка сокращений. Основное содержание работы Во введении обоснованы актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель и задачи работы, обоснованы методологические основы исследования, отражена новизна, практическая значимость избранной проблемы. В первой главе диссертации выявлена степень научной разработки темы, дана характеристика источниковой базы исследования. В настоящее время в связи с происходящей реформой Академии наук к науке и академической науке в особенности приковано внимание ученых, государственно-административного аппарата, всей общественности страны, средств массовой информации. В результате создалась довольно обширная историография по исследуемой нами проблеме. Модным течением в современной историографии стало отрицание всей той литературы, которая была написана о науке и научных учреждениях до 1990-х гг. в силу ее политизации. Действительно, в ней присутствуют идеи соединения достижений научно-технического прогресса с преимуществами социализма, использования науки для преобразования общества на социалистических началах и т.д. Однако вместе с тем нельзя забывать ни о тех достижениях в разных областях науки, которые были особенно характерны для 1950-х-начала 1970-х гг., ни о том высоком месте, не имеющем аналогов на Западе, которое занимала Академия наук в обществе, о чем повествует эта науковедческая литература. Академия с ее изначально выборным правом академиков, директоров институтов, членов производственных и ученых советов всегда была относительно независимой. Она обладала правом самостоятельного распоряжения учреждениями и организациями, безвозмездного владения землей и недвижимостью и проч. Отсюда и исследования академической науки и ее достижений заслуживают внимания и не должны быть полностью отвергнуты. Действительно, период 1950-х-первой половины 1970-х гг. был связан с подъемом науки и техники в стране и некоторой «оттепелью» в идеологической сфере. Кроме того, это было время интенсивного развития региональной науки. В научных трудах, написанных в это время, подробно характеризуются научные достижения в той или иной области, и содержится ряд конструктивных предложений. Именно в это время сложилась богатая литература по такой отрасли знания как науковедение. Сложилась обширная литература по истории академической науки в СССР, союзных, автономных республиках, краях, областях. В работах М.С. Бастраковой, А.В. Кольцова, Б.В. Левшина, Г.Д. Комкова, Л.К. Семенова и других исследователей подробно рассматривается место научных учреждений в жизни общества, анализируются функции науки в целом, проблема внедрения науки и техники в производство, новые формы планирования и финансирования научной деятельности и оплаты труда ученых, вопросы совершенствования структуры научных подразделений и управления наукой. Однако авторы этих работ не отмечали противоречивости и недостатков преимущественно экстенсивного развития научного потенциала, внутреннего состояния самой науки, негативной роли в этой области административно-бюрократического давления. Исследование причин неблагополучного положения с внедрением научных достижений в производство носит поверхностный характер, воздействие мировой научно-технической революции на развитие экономики страны сильно преувеличивается. Необходимо обозначить работы по отечественной истории, в которых присутствуют специальные разделы, посвященные истории науки. Например, в коллективной работе историков «СССР в 70-е гг.» подробно рассматривается государственная политика в области науки, основные направления научных исследований, научно-технические достижения СССР в различных областях научной деятельности. Проблема изучения истории развития академической науки имеет междисциплинарный характер, поэтому, прежде всего, следует рассмотреть публикации философов, экономистов, юристов и ученых других специальностей, посвященные ее общетеоретическим аспектам. Отнесенная нами к этому направлению литература обширна. В работах подробно рассматривается место науки в жизни советского общества, анализируются функции науки и опосредованный ею технический прогресс, проблема внедрения науки и техники в производство, новые формы планирования и финансирования научной деятельности и оплаты труда ученых, вопросы совершенствования структуры научных учреждений и управления наукой. В исследованиях 1980-х гг. значительно больше, чем ранее уделялось внимания проблемам повышения экономической эффективности отдельных отраслей науки, интенсификации научных исследований и разработок, систематизации методов прогнозирования развития науки, методологии оценки результатов научной деятельности. В 1960 – начале 1980-х гг. вышло в свет большое количество книг, освещающих проблемы становления и развития «советской интеллигенции», большую часть которой составляли научные работники. Исследователи данной проблемы уделили большое внимание деятельности ученых в отраслевой, академической и вузовской науке, их участию в общественно-политической жизни страны. Необходимо отметить, что труды по истории интеллигенции содержали в себе большой статистический материал (См., например, книгу С.А.Федюкина), но при этом не освещали многих негативных моментов в судьбах интеллигенции, ее положении и т.д. В рамках науковедческой литературы в центре внимания ученых оказалась история развития академической науки в стране. Авторы этих работ освещали вопросы организации академической науки, строительства ее учреждений, проблемы управления научными комплексами, формирования материально-технической базы академических наук, финансирования академии. Показывали наиболее значимые достижения ученых в различных областях. В 1950-1960-е гг. основным направлением развития академической науки было создание региональных учреждений в системе АН СССР. Новые отделения и институты создавались в союзных республиках и в восточных районах России. Ряд структур было открыто в области физико-математических наук. |