Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)
Автор: Ляхова Наталия Ивановна
Расчеты оценочных показателей и индекса эффективности бюджетных средств в исследовании осуществлены в разрезе субъектов РФ за период 2000-2005 годы. Индекс эффективности бюджетных доходов регионов колеблется в значительных пределах: от 0,01 в Еврейской автономной области и Корякском АО до 60,5 в г. Москве. 16 субъектов РФ в 2005 году имеют указанный индекс выше единицы. В эту группу кроме городов федерального значения входят субъекты Российской Федерации, на территории которых располагаются запасы полезных ископаемых или природных ресурсов. Остальные регионы не располагают бюджетными средствами, позволяющими самостоятельно развиваться, и зависят от помощи, выделяемой из федерального бюджета. Коэффициент дифференциации индекса эффективности бюджетных доходов территории позволяет сравнить уровень управления бюджетными средствами в регионах. Их можно сравнивать по параметрам, интересующим исследователя, например, имеющих одинаковую специализацию, расположенных в одинаковых климатических условиях или одном крупном экономическом районе (КЭР). Применение коэффициента показывает, что разница в численности населения, проживающего в регионе, весьма несущественно при прочих равных условиях влияет на индексы. Не всегда влияет на них и наличие полезных ископаемых, так как в настоящее время налоги за добычу полезных ископаемых и платежи за пользование природными ресурсами, поступают в основном в федеральный бюджет. Налоги на прибыль и имущество организаций поступают по месту регистрации компании, а не по его местоположению. 9. Предложена типология регионов по критерию бюджетной обеспеченности, способствующая оптимизации финансовых потоков с учетом возможности саморазвития регионов и поддержки нуждающихся субъектов РФ с помощью вертикального и горизонтального выравнивания бюджетов Реализация предложенной модели финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков возможна лишь при изменении региональной политики и дифференциации субъектов РФ по обеспеченности бюджетными ресурсами. Группировка регионов по состоянию дефицита бюджета показывает, что их зависимость от федерального бюджета ежегодно возрастает и группы по годам не стабильны. Результаты группировки рассчитанной по состоянию бюджетов субъектов РФ после распределения трансфертов и не в полной мере отражает реальное соотношение доходной и расходной частей. Поэтому проведена группировка региональных бюджетов по уровню финансовой помощи по данным 2005 года. Из 89 субъектов РФ включены в группировку 86, так как один регион – Ханты-Мансийский АО является единственным донором (с отрицательным значением безвозмездных поступлений), а Таймырский и Эвенкийский АО не имеют собственного бюджета (табл. 5). Таблица 5 – Группировка субъектов РФ по уровню оказания финансовой помощи Значения величины безвозмездных поступлений Число субъектов, попавших в соответствующий интервал 1 4,9 - 17,3 4 2 17,3 - 29,7 18 3 29,7 - 42,1 27 4 42,1 - 54,4 15 5 54,4 - 66,8 10 6 66,8 - 79,2 6 7 79,2 - 91,6 6 Итого 86 Это позволяет выделить два типа регионов: имеющих возможности самостоятельного развития и не способных на сегодняшний день развиваться без финансовой поддержки центра. К первому типу регионов можно отнести субъекты РФ с уровнем дефицитности бюджетов без учета помощи до 42 %, ко второй – с уровнем дефицита от 42 до 92 %. Первый тип субъектов федерации при корректировке нормативов отчислений федеральных налогов вполне сможет уже на переходном этапе обойтись без поддержки федерального бюджета, в то время как второму типу необходимо продолжать оказывать помощь. Таким образом, типология субъектов РФ позволяет формировать два направления региональной политики: для первой группы - политику саморазвития, для второй – политику поддержки. Выделение двух типов регионов по критерию бюджетной обеспеченности и возможности реализации политики саморазвития позволяет апробировать предложенный подход по расчету доходной составляющей региональных бюджетов. Основными источниками дополнительных доходов в региональные бюджеты будут: 100 % налога на прибыль организаций; 50 % налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов; до 50 % НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ. Норматив отчисления суммы НДС, необходимой для сбалансированности региональных бюджетов субъектов РФ, отнесенных к типу регионов, способных к саморазвитию рассчитывается по формуле: – норматив налога на добавленную стоимость, направляемый на покры- тие дефицита регионального бюджета; – сумма налога на добавленную стоимость, собираемая в пределах региона; Р – расходы регионального бюджета; D – доходы регионального бюджета. Увеличение бюджетных доходов субъектов РФ только за счет полного перечисления налога на прибыль и половины налогов и сборов на пользование природными ресурсами позволяет расширить группу обеспеченных бюджетными ресурсами регионов с одного до 24 субъектов РФ. Для более детального анализа бюджетов по степени обеспеченности финансовыми ресурсами среди остальных субъектов РФ проведена группировка. Результаты расчетов показали, что три субъекта федерации входят в группу регионов, уровень дефицита которых после дополнительных начислений налогов остается до 10 %, 12 субъектов РФ с уровнем дефицита до 20 %. Возможность сбалансированности их бюджетов за счет отчислений от НДС вполне реальна. Что касается третьей группы, в которую входят 16 субъектов федерации с уровнем дефицита до 30 %, то несбалансированность их бюджетов составляет от 1,5 до 9,4 млрд. руб. Представляется возможным оставить в этой группе регионы, уровень бюджетного дефицита которых не превышает 3 млрд. руб. Тогда из этой группы субъектов РФ к регионам, имеющим возможность саморазвития отнесем 6 субъектов РФ: Архангельскую, Новгородскую, Курскую, Орловскую, Ульяновскую и Астраханскую области. Таким образом, общая численность регионов, в которых возможна реализация политики саморазвития, составит 45 субъектов РФ. Профицит бюджетов, колеблющийся от 1,5 % в Челябинской области до 76 % в Ханты-Мансийском АО предполагает использование отрицательных трансфертов в регионах, где превышение бюджетных доходов над расходами более 20 %. Объем финансовых средств, превышающий уровень сбалансированности бюджетов будет выступать стимулом для расширения доходной части бюджета и направляться на поддержку местных бюджетов. К регионам, из бюджетов которых необходимо перечислять отрицательные трансферты, относится девять субъектов федерации, которые представлены в таблице 6. Средства от отрицательных трансфертов должны перечисляться в Фонд федеральной поддержки регионов и распределяться нуждающимся регионам. Обозначенной суммы, перечисляемой в виде отрицательных трансфертов, достаточно для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов с уровнем дефицита до 30 % и до 40 %. Количество регионов, бюджеты которых несбалансированны на тридцать и сорок процентов, составляет 20 субъектов РФ, поровну распределенных по группам. Таблица 6 – Отрицательные трансферты для финансовой поддержки нуждающихся регионов Субъекты РФ Превышение уровня доходов бюджета, % Доля перечислений (отрицательных трансфертов в ФФПР), % Примерные суммы перечисления помощи в ФФПР, млн. руб. Оренбургская область 46 26 7600 Пермский край 25 5 2300 Удмуртская республика 27 7 1500 Самарская область 25 5 2700 Тюменская область 23 3 4000 |