Delist.ru

Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)

Автор: Ляхова Наталия Ивановна

6000,1 - 12000,0 6 %

12000,1- 25000,0 10 %

25000,1 – 70000,0 14 %

свыше 70000,0 20 %

В процессе моделирования рассматривались три варианта прогрессивной шкалы налогообложения. Выбор величины ставки опирался на использование опыта СССР и западных стран.

Предложено реформирование налогообложения в минерально-сырьевом секторе экономики с введением рентного налога, позволяющего способствовать укреплению экономических основ федерализма, поскольку значительная часть ренты может перераспределяться между регионами страны независимо от формального наличия или отсутствия минерально-сырьевых ресурсов

Действующая налоговая система не обеспечивает обоснованного изъятия и распределения природно-ресурсной ренты в пользу собственников – Российской Федерации и входящих в нее субъектов. В Налоговом кодексе России предусмотрены налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и налог на прибыль. Потери региональных бюджетов по подсчетам специалистов исчисляются десятками и даже сотнями миллиардов рублей.

Предлагаемый рентный налог может быть классифицирован как NPI (роялти от чистой прибыли). Роялти от чистой прибыли устанавливается в процентах от прибыли, определяемой как сумма выручки от реализации минус капитальные, эксплуатационные и другие производственные издержки. Обеспечение государством стабильных условий налогообложения недропользования и получения недропользователем требуемой нормы прибыли будет способствовать привлечению инвесторов. Эта стабильность достигается заключением соглашения о соотношении раздела экономической прибыли между сторонами, зафиксированным в лицензии, либо единым на весь период эксплуатации месторождения, либо рассчитываемым заново для каждого налогового периода.

Коэффициент раздела устанавливается с учетом нормы прибыли, реализующей баланс интересов государства и инвестора. Норма прибыли определяется средневзвешенной стоимостью капитала недропользователя и корректируется с учетом риска. Ее нижняя оценка – текущая банковская ставка по наименее рискованным активам, которая рассчитывается на базе имеющейся статистической информации наряду со средним индексом цен производителей промышленной продукции. Требуемая инвестором норма прибыли, как и величина коэффициента раздела экономической прибыли для новых и эксплуатируемых объектов, должна фиксироваться в лицензии и устанавливаться на конкурсной основе.

Область применения рентного налога предлагается распространить на все виды минерально-сырьевых ресурсов, как для новых, так и для действующих месторождений. В качестве налоговой базы предлагается использовать доход до налоговых и процентных платежей, то есть прибыль к налогообложению, с учетом всех налогов, учитываемых в ней, исключая существующую роялти, налог на добавленную стоимость и акцизы. Выручка должна исчисляться в отпускных ценах без НДС.

В качестве налоговой ставки предлагается использовать коэффициент раздела горной ренты на доли первого и второго рода. Данный коэффициент ? устанавливается на уровне, определяемом по формуле:

? = (PI – 1)/PI (8)

где PI – показатель инвестиционной привлекательности проекта – индекс доходности.

Эта формула используется как для новых, так и для эксплуатируемых месторождений. В качестве доли ренты первого рода изымается рентный налог (роялти от чистой прибыли) в размере:

Hр = (NPI) = (П/PI) * (PI – 1) (9)

Рента второго рода в размере П/PI остается недропользователю и как категория балансовой прибыли подлежит налогообложению. Величина балансовой прибыли рассчитывается по данным текущего налогового периода без учета требуемой инвестором нормы прибыли, в то время как величина PI должна рассчитываться с ее учетом.

Фиксированные рентные платежи целесообразно включать в себестоимость производства и исчислять в процентах к стоимости валовой продукции. Тогда все варианты введения рентных платежей будут обусловлены правом государства в общих интересах использовать долю ренты, принадлежащую ему как собственнику природных ресурсов. Эту часть горной ренты, которая является абсолютной рентой, государство будет аккумулировать в федеральном бюджете посредством трансформации налога на прибыль в добывающих отраслях в фиксированные рентные платежи.

С введением фиксированных рентных платежей упрощается механизм изъятия множества существующих платежей, имеющих рентное происхождение. Кроме того, система налогообложения предприятий в добывающих отраслях будет сводиться к фиксированным рентным платежам, включаемым в налог на прибыль. С помощью аккумулирования фиксированных рентных платежей в федеральном и региональных бюджетах могут создаваться целевые фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы. На основе перераспределения рентных платежей повысится эффективность взаимоотношения бюджетов различных уровней.

Эти платежи должны выполнять воспроизводственную функцию, поступать в бюджеты разных уровней и использоваться в целях развития ресурсного потенциала добывающих отраслей. Фиксированные рентные платежи в сырьевых отраслях необходимо начислять в зависимости от стоимости валовой продукции и отражать в производственных затратах их предприятий.

8. Предложен индекс эффективности бюджетных доходов территории, позволяющий оценивать уровень фискальной нагрузки и результативность деятельности финансовых органов по сбору налогов

С целью объективной оценки уровня фискальной нагрузки и эффективности деятельности финансовых органов, связанной со сбором бюджетных доходов предлагается использовать индекс эффективности использования бюджетных доходов территории, который будет включать три оценочных показателя:

1. Доля собственных средств в бюджете региона или муниципального образования.

2. Доля вклада регионов или муниципальных образований в консолидированный бюджет федерации или, соответственно, субъекта РФ.

3. Доля собственных средств в инвестициях, вкладываемых в основной капитал.

Первый предлагаемый критерий оценки – доля собственных бюджетных средств, рассчитывается по следующей формуле:

где bi - доходы бюджета i-того региона или муниципального образования;

P - финансовая помощь, оказываемая бюджету субъекта РФ или муници- пального образования из вышестоящих бюджетов.

Вторым оценочным показателем является доля вклада регионов или муниципальных образований в консолидированный бюджет России или субъекта РФ, определяемая как отношение суммы налоговых и неналоговых доходов регионов или муниципалитетов к общей сумме консолидированного бюджета (Dn).

, (11)

где B – доходы консолидированного бюджета Российской Федерации или субъекта РФ.

Третий показатель - доля собственных средств в инвестициях, вкладываемых в основной капитал, рассчитывается по формуле:

, (12)

где d – инвестиции в основной капитал из собственных средств регионального бюджета;

I - сумма инвестиций в основной капитал.

Произведение рассчитанных показателей позволит нам рассчитать универсальный показатель – индекс эффективности бюджетных доходов территории (IBDi) по формуле:

Наиболее действенным является использование этого индекса в динамике.

Для дальнейшего совершенствования процедур системного сравнительного анализа исследуемых бюджетных индексов и для сравнения фискальной нагрузки территорий между собой представляется возможным ввести коэффициенты дифференциации индексов бюджетного потенциала и эффективности бюджетных доходов территории (региона или муниципального образования).

Коэффициент дифференциации индекса эффективности бюджетных доходов территории (kibrlm) задается соотношением:

, (14)

где: IBDil и IBDim – определенные соотношением (3.4) индексы эффективности бюджетных доходов территории, вычисленные соответственно для l-того или m-того субъекта РФ или муниципального образования.

загрузка...