Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)
Автор: Ляхова Наталия Ивановна
А. Лаффер, Дж. Гильдер, Р.Риган Равновесный бюджет. Независимая от денежной бюджетная политика, акцент на налоговой политике: снижение ставок налогов на доходы, капитал, заработную плату, дивиденды. Снижение налоговых ставок должно быть дифференцировано, пропорционально предельной эффективности. 3. Выделены ключевые элементы (динамические и статические), системообразующие и внутрисистемные структурные связи процесса управления бюджетными ресурсами и системные свойства регионального бюджета в соответствии с состоянием целостности, что позволит оптимизировать финансовые потоки по уровням бюджетной системы Применительно к государственному управлению и его разновидности региональному управлению системный подход позволяет выявить и описать внутренние взаимосвязи между элементами управления, объединяющими их в одно целое. По нашему мнению, характеристики процесса управления бюджетными средствами включают десять основных элементов, которые делятся в свою очередь на две группы: динамические и статичные, первая из которых постоянно и активно изменяется, вторая же относительно стабильна. В первую группу входят следующие элементы: цели – методы - функции – процесс. В группе статичных элементов: информация – ресурсы - модели – решения – действия – результаты. Они передают логику управленческой деятельности, понимание и соблюдение которой помогает при решении конкретных управленческих задач (рис. 3). Анализ структурных связей процесса управления общественными финансами позволяет выделить две группы связей – системообразующие и внутрисистемные: - к системообразующим отнесем группу связей, задающих воздействие со стороны совокупности регулирующих институтов и группу связей, оказывающих внешние воздействия в отношении управляющей и управляемой подсистем; - к внутрисистемным - группу связей, оказывающих управляющее воздействие в отношении управляемой подсистемы, и группу связей, оказывающих воздействие на управляющую подсистему в виде результатов деятельности и внутреннего состояния управляемой подсистемы. Рисунок 3 – Элементы системы управления государственными финансами Региональная бюджетная система конкретизируется в процессе рассмотрения основных ее свойств. Важнейшие системные свойства региональных бюджетов сгруппированы в четыре блока и представлены в таблице 2. Если рассмотреть выделенные системные свойства в соответствии с состоянием целостности, можно выделить четыре рода качественно различных свойств: 1) субцелостные свойства; 2) целостные свойства; 3) метацелостные свойства; 4) мегацелостные свойства. Таблица 2 - Структуризация системных свойств бюджета региона Взаимодействия Структурные Движения Управляемости подсистем неаддитивность оптимальная централизованность адаптивность недостаточная определенность решений эмерджентность целостность совместимость многокритериальность синергичность обособленность обратная связь Наличие субцелостных свойств у объекта исследования означает, что его свойства как целого во многом определяются свойствами входящих в него элементов, подсистем. Целостные свойства объекта внутренне присущи исследуемому объекту как целому и эмерджентны. Метацелостные свойства внутренне присущи объекту исследования. Они, как и целостные свойства, нередуцируемы к свойствам составляющих частей (элементов, подсистем). Вместе с тем, они проявляются вследствие функционирования исследуемого объекта в более высокоорганизованной системе управления и являются эмерджентными. Мегацелостные свойства внутренне не присущи системному объекту. Более того, эти свойства редуцируемы (сводимы) к свойствам других целостностей систем управления, в которые они входят как части. Эти свойства являются результатом влияния большей целостности (системы) на данный объект как свою составляющую часть. Системные свойства бюджета региона в соответствии с состоянием целостности можно представить в таблице 3. Таблица 3 - Группировка системных свойств бюджета по критерию целостности Субцелостные Целостные Метацелостные Мегацелостные Недостаточная определенность решений Совместимость Оптимальная централизованность Адаптивность Многокритериальность Целостность Обособленность Учет выделенных свойств регионального бюджета по состоянию целостности позволяет более обоснованно планировать мероприятия, связанные с совершенствованием процессов формирования и исполнения бюджетов. При этом пристальное внимание необходимо придавать сбалансированности региональных и местных бюджетов, что согласуется с предложенной нами концепцией, направленной на саморазвитие регионов, и системными свойствами бюджетов. 4. Предложены условия развития рынка региональных и муниципальных заимствований, которые включают ряд мероприятий по организации выпуска займов и созданию эффективной системы информационного обеспечения, способствующие совершенствованию взаимосвязей финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований Современный достаточно высокий уровень инфляции не дает возможности широко использовать практику региональных и муниципальных займов, широко применяемую в США. Снижение уровня инфляции будет способствовать заинтересованности населения в использовании займов. Долгосрочные займы, доходность которых, как правило, составляет 10 %, пока не может заинтересовать граждан России вкладывать деньги в региональные или муниципальные ценные бумаги. В качестве дополнительного источника доходов бюджетов предлагается использовать региональные и муниципальные займы. Их разнообразие требует определенной систематизации облигаций, которую предлагается проводить по следующим классификационным признакам: по характеру обеспечения, по формам доходов, по условиям выплаты в денежной форме, по направлениям задач, по формам заимствования, по формам погашения обязательств, по срокам действия. Для совершенствования организации выпуска ценных бумаг в муниципальном образовании предложен перечень организационных мероприятий: 1) принятие постановления, регламентирующего эту сферу деятельности. Оно уточняет порядок эмиссии в привязке к местной законодательной базе и в соответствии с особенностями данного муниципального образования; 2) создание внебюджетного фонда для регулирования поступлений и расходования средств, привлеченных за счет муниципальных займов. Внебюджетные фонды в зависимости от целей могут выступать в следующих формах: - инвестиционный фонд, организуемый для обеспечения финансирования инвестиционных проектов; - резервно-операционный фонд, создаваемого для аккумулирования и перераспределения средств городских облигационных займов и создания резервов, предназначенных для покрытия рисков, возникающих в заемно-инвестиционной системе; |