Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)
Автор: Ляхова Наталия Ивановна
Налоги 40 % Налоги 45 % Рисунок 2 – Структура доходов бюджетов России и США Перечень налогов в российских бюджетах районного уровня меньше, чем в американском бюджете графства. Кроме того, ни одного собственного налога на районном уровне российским законодательством не предусмотрено. Существенным недостатком бюджетного процесса в России является тот факт, что региональные и местные власти практически не располагают инструментами для увеличения бюджетных доходов, что не позволяет им достичь сбалансированности бюджетов и увеличивает зависимость от федерального бюджета. Современная практика реализации бюджетного федерализма не соответствует требованиям, соблюдение которых гарантирует возможность самостоятельного развития регионов. Процесс расширения полномочий регионального уровня управления происходит параллельно с сокращением собственных доходов региональных бюджетов. Примером может служить отмена налога с продаж, перевод на федеральный уровень бюджетной системы налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами кроме общераспространенных. Что касается сглаживания дисбалансов региональных бюджетов с помощью межбюджетных трансфертов, то на эти цели направляется почти 14 % расходов федерального бюджета (больше тратится только на национальную оборону, общегосударственные вопросы и трансферты внебюджетным фондам). Причем трансферты в основном выравнивающие, которые направляются для компенсации недостающей части доходов региональных и местных бюджетов. Стимулирующие же трансферты, выделяемые на конкурсной основе в виде целевых субсидий, составляют весьма незначительную часть в общем объеме трансфертов. 2. Проведен исторический анализ и систематизация теоретических направлений развития бюджетной политики и частных теорий налогообложения с целью применения достижений экономической мысли в теории и практике бюджетного процесса Развитие бюджетной политики связано с формированием доходной и расходной составляющих бюджета, важнейшую роль в которых играла складывающаяся налоговая система. Теоретическое обоснование практики налогообложения по мере развития общества и изменения роли государства претерпевало значительные изменения. Временный характер налогообложения в период формирования государств сменился и в период стабилизации постепенно превратился в основной источник государственных доходов. Можно выделить три стадии развития бюджетной политики и в рамках каждой из них несколько направлений, характеризующих отношение к формированию бюджетных доходов и расходов. Систематизация проанализированной информации о развитии бюджетной политики и частных теорий налогообложения представлена в таблице 1. Политика формирования бюджетной системы в России на современном этапе не соответствует современным тенденциям экономической мысли, направленным на снижение налогового бремени и развитие налогово-бюджетного федерализма. Таблица 1 - Систематизация теоретических направлений развития бюджетной политики и частных теорий налогообложения Направление Теоретический подход I. Стадия формирования первоначальных теоретических положений 1-е направление Ж.Б. Сэй, М. Ривьер, А. Кенэ Не разрабатывается бюджетная политика. Единый налог на чистый продукт в земледелии учитывается при покупке земли (1/3 чистого продукта) 2-е направление У. Петти Акцизы на товары конечного спроса (налог на потребление) на основе принципов всеобщности, регулярности, исключения двойного налогообложения II. Стадия развития бюджетной политики на основе полиналоговых 1-е направление А.Смит, К. Маркс, Д. Рикардо Налогами облагаются труд, капитал, земля на основе пропорционального распределения налогового бремени в соответствии с имущественной состоятельностью каждого 2-е направление Дж. Кейнс Активная государственная и бюджетная политика на основе управления совокупным спросом с помощью манипулирования налоговыми ставками III. Современная стадия совершенствования бюджетной политики и частных теорий налогообложения 1-е направление Мюллер-Армак Д.К. Гэлбрейт А. Пигу Увеличение бюджетных расходов за счет проведения активной бюджетной и социальной политики. Введение прогрессивного налогообложения Увеличение расходов бюджета за счет организации социальных отраслей (здравоохранения, городского строительства, транспорта) на основе государственных структур. Введение прогрессивного налогообложения Увеличение государственных затрат в бюджете. Теория налогообложения и дотаций на основе принципа наименьшей совокупной жертвы. Система прогрессивного налогообложения Э. Хансен Й.Фишер,И.Калдор Использование прогрессивной ставки подоходного налога как встроенного стабилизатора регулирования экономики Введение налога на потребление по прогрессивной ставке с применением льгот и скидок для отдельных товаров 2-е направление П. Самуэльсон, В. Нордхаус Политика налогово-бюджетного федерализма. Использование системы разделения полномочий между уровнями власти 3-е направление М.Фридмен Уменьшение государственных затрат в бюджете за счет сокращения социальных программ. Допускают дефицит бюджета. Провозглашают подчинение бюджетной политики денежной. Снижение ставок налогов, отмена прогрессивной шкалы налогообложения 4-е направление |