Delist.ru

Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)

Автор: Ляхова Наталия Ивановна

- разработана группа индикаторов (роста, развития, расширения, качества) для оценки эффективности бюджетных расходов с целью проведения мониторинга и улучшения управляемости бюджетными ресурсами (08.00.10, п. 2.2).

Теоретическая и методологическая основа. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов широкому кругу проблем в области теории финансов, теории налогообложения, законодательные акты и нормативные документы по затронутой проблематике, в частности развитию бюджетного федерализма, бюджетному и налоговому администрированию, региональной политики.

При проведении настоящего диссертационного исследования были использованы такие методы научного познания как системный подход, формализация логических зависимостей, аналогия, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, системный и сравнительный анализ, метод логического моделирования, обобщение и систематизация статистических данных.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в критическом осмыслении теоретических постулатов развития бюджетной политики и частных теорий налогообложения; изучении закономерностей функционирования бюджетной системы и ее отдельных подсистем; выделении динамических и статических элементов системы управления финансами, системообразующих и внутрисистемных структурных связей процесса управления и системных свойств регионального бюджета в соответствии с состоянием целостности; разработке на этой базе ключевых положений модели трансформации финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков в условиях саморазвития; уточнении содержания понятий, раскрывающих финансовые взаимосвязи в бюджетной системе.

Полученные теоретические результаты открывают возможности проведения научных исследований по проблеме развития бюджетной системы в направлении совершенствования налогообложения и межбюджетных отношений. Итоговые положения, сформулированные в работе, расширяют теоретическую базу для решения проблем регулирования межбюджетных отношений, сбалансированности и устойчивости бюджетов всех уровней, что в свою очередь, окажет позитивное воздействие на социально-экономическую ситуацию в регионах и стране в целом.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная концепция оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития позволяет решить крупную научную проблему, имеющую важное хозяйственное значение – усилить роль регионального и местного уровней бюджетной системы в структуре современных финансово-экономических отношений; максимально сократить дисбаланс по уровням бюджетной системы; выявить объективные закономерности формирования системы эффективных финансовых отношений; позволяет поэтапно перейти от сложившейся модели финансовых взаимосвязей к рекомендуемой; значительно увеличить объем доходов в региональных и местных бюджетах; повысить эффективность деятельности органов управления; применять горизонтальное выравнивание бюджетной обеспеченности на региональном уровне; распределять финансовую помощь местным бюджетам с учетом численности потребителей бюджетных услуг и местных особенностей муниципальных образований.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в развитии методологической базы бюджетного процесса, подготовки и принятия управленческих решений при формировании региональных и местных бюджетов и дают возможность разработать практические методы совершенствования межбюджетных отношений.

Апробация результатов исследования. Основные положения, теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, опубликованы, доложены и одобрены на Международной научно-практической конференции «Бухгалтерский учет и налогообложение: теория и практика применения» (г. Орел, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Совершенствование системы взаимодействия процессов формирования учетно-аналитических и налоговых показателей деятельности АПК в условиях формирования глобальной высокоинтегрированной экономической системы» (г. Орел, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2007); Международной научно-практической конференции «Роль муниципальных финансов в решении социально-экономических задач» (Самара, 2005, 2006); II Международного экономического Форума Собора славянских народов «Экономическая интеграция Беларуси, России, Украины: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, 2004); Международной научно-практической конференции «Дни науки - 2005» (Днепропетровск, 2005); IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке» (Пенза, 2006); III Международной научно-практической конференции «Болонский процесс: развитие менеджмента и маркетинга» (Екатеринбург, 2006); Международной научно-практической конференции «Образование, наука, производство и управление» (Старый Оскол, 2006, 2007); Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 2006).

Внедрение результатов диссертационного исследования подтверждается документами из Орловской областной Думы, администраций Липецкой области и г. Старый Оскол Белгородской области, Орловского государственного аграрного университета. Результаты диссертации используются в учебном процессе Орловского государственного аграрного университета по дисциплинам «Бюджетная система в РФ», «Доходы бюджета», «Бюджетное планирование и прогнозирование», «Бюджет и бюджетная система в РФ».

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 51 работе, в том числе монографиях, научных изданиях, статьях и материалах докладов, в которых авторский объем составляет более 87,52 п.л., в т. ч. рекомендуемых ВАК РФ 4,9 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация включает введение, пять глав, заключение, список использованных источников и приложения. Она занимает 362 страницы машинописного текста и включает 36 таблиц, 26 рисунка, 286 источников литературы, 14 приложений.

Во введении обусловлена актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна и сформулированы положения, выносимые на защиту, раскрыта практическая и теоретическая значимость, представлены результаты апробации исследования.

В первой главе «Проблемы в современной схеме взаимосвязей федеративных потоков» раскрывается современная политика бюджетного федерализма, взаимодействие бюджетов разных уровней в России и США, формирование механизма регулирования межбюджетных отношений и недостатки российской схемы.

Во второй главе «Методологические аспекты управления саморазвитием регионов и оптимизация взаимосвязей в системе финансовых потоков» исследуются системные характеристики и структурные связи процесса управления саморазвитием регионов и роль государственных финансов, структурные свойства бюджетов региона и роль займов в регулировании финансовых потоков региона.

В третьей главе «Теоретические аспекты регулирования финансовых потоков по уровням бюджетной системы» изучены тенденции развития бюджетной политики и частных теорий налогообложения, представлены концепция оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития и концепция межбюджетных отношений.

В четвертой главе «Модель организации взаимосвязей в системе финансовых потоков на основе политики саморазвития регионов» предложена трансформация современной модели взаимосвязей финансовых потоков в бюджетной системе, исследована роль инструментов налогового регулирования в системе федеративных потоков и предложено реформирование системы налогообложения на основе политики саморазвития.

В пятой главе «Регулирование взаимосвязей финансовых потоков на региональном уровне с учетом возможностей саморазвития» предложена модернизация налоговых полномочий регионального уровня бюджетной системы, методика межбюджетного регулирования на региональном уровне и оценка эффективности использования бюджетных ресурсов региона. В заключении сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Выявлены недостатки действующей схемы регулирования бюджетных и межбюджетных отношений, заключающиеся в несбалансированности бюджетов всех уровней, неоптимальной структуре бюджетных доходов, полной зависимости региональных и местных бюджетов от федерального уровня, преобладании выравнивающей функции в межбюджетных отношениях

К основным недостаткам финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков России в первую очередь можно отнести резкий дисбаланс между уровнями бюджетной системы, как в распределении доходов, так и в распределении расходных полномочий и в объемах помощи, требующейся для сбалансированности бюджетов. Действующая бюджетно-налоговая политика ориентирована, в первую очередь, на пополнение федерального бюджета, в то время как регионы и муниципалитеты не обеспечиваются достаточным объёмом собственных источников для выполнения возложенных на них функций (рис. 1). В

АВ - доходы федерального бюджета; А С

ВС - расходы федерального бюджета

(без учета трансфертов); В1

ВВ1 - помощь бюджетам нижестоящего уровня.

В

О ОС – расходы регионального бюджета;

А ОА – доходы регионального бюджета;

ОВ – помощь из федерального бюджета.

ОА – доходы муниципальных бюджетов;

ОС – расходы муниципальных бюджетов;

ОВ – помощь из вышестоящих бюджетов. О

С

Рисунок 1 – Схемы моделей взаимосвязей финансовых потоков по уровням бюджетной системы

Несбалансированность бюджетов всех уровней во многом связана с неоптимальной структурой доходной части бюджетов. Сравнение региональных и местных бюджетов США и России позволяет отметить, что доля налоговых доходов в бюджетах регионов России почти в два раза выше, чем в США (63,0 % против 39,7 %). Доля неналоговых доходов, наоборот, почти в четыре раза выше в США. Доля собственных доходов районного бюджета в России на 10,5 % ниже, чем в бюджете соответствующего уровня в США (рис. 2).

Региональный уровень

Местный уровень

Трансферты 39 %

Трансферты 46 %

Неналоговые доходы 14 %

Неналоговые доходы 42 %

загрузка...