Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)
Автор: Ляхова Наталия Ивановна
Так, роль налогов, которые являются основными источниками бюджетных доходов, в экономической теории стала отмечаться еще с ХУI-ХУII веков. Проблем развития налоговой системы и формирования бюджетной политики коснулись практически все классические экономические школы. Представители физиократов (Ж.Б. Сэй, М. Ривьер, А. Кенэ) придавали весьма большое практическое значение предложенной фискальной системе, т.к. были убеждены в том, что распределение налога между всеми классами является главной причиной бедности народа. Они считали, что цель, которую ставит себе государственный деятель, заключается не в том, чтобы облагать налогами всех, а в том, чтобы по возможности никого не облагать, и предусматривали именно такой результат по предлагаемому ими налогу на чистый продукт. Представители классической школы (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) рассматривали налогообложение как справедливую плату за потребление государственных услуг, предлагали единый налог заменить множественным на все источники дохода (труд, капитал, землю) на основе пропорционального распределения налогового бремени в соответствии с уровнем доходов. Школа кейнсианства и неокейнсианства (Дж.М. Кейнс, Э. Хансен, Й. Фишер, И. Калдор, П. Самуэльсон, В. Нордхаус), предусматривала снижение налогов, которое в дальнейшем должно было компенсироваться новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости, введение налога на потребление использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов населения. Поддерживали идею использования прогрессивной шкалы налогообложения и некоторые представители институциализма (Д.К. Гэлбрейт) и неоклассической школы (А. Пигу). Практически все представители перечисленных школ придерживались мнения о необходимости проведения активной государственной бюджетной политики. В отличие от них сторонники неоклассической школы - неоконсерваторы (М. Фридмен, А. Лаффер, Дж. Гильдер, Р. Риган) опираются практически только на рыночные механизмы развития экономики и принижают роль государства и его вмешательство в социально-экономические отношения. Они выступают за сокращение объема государственного регулирования и снижение уровня налогообложения. Вопросам распределения расходных обязательств и соответствующих механизмов их финансирования посвятили свои работы Ж. Левин, Д.Мюллер, Дж. Бученен и Р. Гордон, А. Миллс, А. Шах и др. Проблема распределения доходных полномочий по уровням бюджетной системы не менее остро обсуждается такими западными и российскими специалистами, как М. Лур, Е. Чарлз, Р. Масгрейв, Р. Гордон, У. Оутс, А. Шах, Р.Л. Дернберг, Ю.А. Петров, Е.Н Егорова, И.М. Александров, А.М. Бабич и Л.Н. Павлова, Н.К. Фролова и др. Позитивное влияние бюджетной децентрализации на экономический рост доказывалось Дж. Хафером и А. Шаном, негативное - Х. Девуди и Х. Зу. Теоретические и прикладные исследования Б. Уэйнгаста, Д. Трейсмана заложили основу концепции рыночного федерализма, параллельно с которой развивается теория бюджетного федерализма. Теоретические исследования по данной проблеме ведут Р. Масгрейв, У. Оутс, М. Оулсон, У. Хич и С. Винтер, Дж. Бренен, Д. Бредфорд, М. Кареджа и Б. Вейнгест, которые получили дальнейшее развитие с учетом российской специфики в работах В.Н. Лексина и А.Н. Швецова, А.Г. Гранберга, В. Христенко, С. Синельникова и И. Трунина, Т.В. Грицюк, В. Горегляд, И.В. Подпориной, В.Г. Садкова и др. Изменение соотношения финансового обеспечения уровней бюджетной системы достигается в развитых федеративных государствах с помощью перераспределения бюджетных средств посредством грантов, субсидий, субвенций, а также изменением ставок налогов. Для построения адекватной системы грантов определятся цели и тип гранта. Вопросами классификации грантов занимался Д. Кинг, предложивший классифицировать их на целевые (делятся на блочные и долевые) и нецелевые (делятся на блочные и условные). Среди российских ученых вопросам повышения уровня бюджетной обеспеченности регионального уровня посвятили свои работы А.Г. Гранберг, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов, В.Г. Садков, Т.В. Грицюк, О.В. Богачева, П.И. Вахрин, О.В. Врублевская, А.М. Лавров, А.М. Годин, Л.В. Давыдова и др. Помощь нижестоящим уровням бюджетов в системе напрямую связана с общей проблемой межбюджетных отношений. Проблеме регулирования межбюджетных отношений, как одной из важнейших составляющих модели бюджетного федерализма, уделяется пристальное внимание в работах российских ученых и специалистов, таких как А.Г. Игудин, А.Г. Силуанов, А.М. Иванов и М.Г. Боярский, А.Г. Бирюков, И. Трунин, Н. Е. Барбашова, О.С. Пчелинцев и М.М. Минченко, К.Х. Третнер, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов и др. Теоретическими и практическими аспектами развития региональной политики посвятили свои работы Ф. Перу, Ж. Будвиль, Р. Каппеллин, Н.Н. Колосовский, Н.И. Бухарин, Э.А. Уткин и А.Ф. Денисов, Н.И. Ларина, В.А. Долятовский, А.П. Черников, И.Л. Тимонина и др. Однако многие проблемы регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков, в том числе создание условий для реализации политики саморазвития, требуют дальнейшего исследования и адаптации к условиям российской экономической практики. Необходимость трансформации современной схемы регулирования финансовых взаимосвязей в бюджетной системе объективно обусловливает проведения комплексных исследований в данной области с целью создания условий для эффективного социально-экономического развития страны, что подчеркивает актуальность темы диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является разработка основанных на синтезе накопленных теоретических знаний и практического опыта методологических подходов к формированию концепции оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований. Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач: - выявить недостатки действующей схемы регулирования бюджетных и межбюджетных отношений; - рассмотреть с методологических позиций взаимодействие бюджетов в бюджетных системах разных стран; - выявить тенденции развития бюджетной политики и частных теорий налогообложения; - выделить с позиций системного подхода структурные связи, элементы процесса управления и структурные свойства бюджетов; - предложить меры по усилению роли займов в регулировании взаимосвязей финансовых потоков; - разработать теоретическую трехмерную модель регулирования финансовых взаимосвязей федеративных потоков и на ее основе модель трансформации; - усовершенствовать систему налогообложения организаций и физических лиц, позволяющей выявить резервы существующей налоговой системы,; - предложить меры по реформированию налогообложения в минерально-сырьевом секторе экономики; - разработать систему индикаторов для определения объективной оценки уровня фискальной нагрузки и эффективности деятельности финансовых органов, связанной со сбором бюджетных доходов; - разработать типологию регионов по критерию бюджетной обеспеченности и перераспределить налоги по уровням бюджетной системы с целью сбалансированности бюджетов всех уровней; - усовершенствовать методику межбюджетного регулирования на региональном уровне. Область исследования соответствует части 1 Финансы раздела 2, п.п. 2.2. «Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков», 2.3. «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике», 2.9. «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной налоговой системы» паспорта специальности ВАК 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит. Объектом исследования является бюджетная система РФ, бюджеты всех уровней, входящие в ее состав, формы организации взаимодействия финансовых институтов как детерминанта и составляющая консолидации бюджетных финансов. Предметом исследования выступают финансовые отношения между государством, субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением, складывающиеся в процессе управления социально-экономическим развитием территории. Обоснованность и достоверность результатов, выносимых на защиту, обеспечены применением научной методологии, использованием достижений классической экономической теории, теории финансов, теорий налогообложения. Информационной базой исследования являются программные документы Правительства РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, федеральные и региональные нормативные документы, информация, содержащаяся в научных публикациях и периодической печати, собственные исследования автора, данные официальной отчетности по исполнению бюджетов субъектов РФ, приводимые на их сайтах в сети Интернет. В диссертационном исследовании были использованы методические, справочные, инструктивные материалы, материалы форумов и научно-практических конференций. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методологических положений оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов, подходов к анализу процесса управления бюджетными средствами, предусматривающих устранение диспропорций в структуре бюджетов всех уровней бюджетной системы, позволяющих создать условия для формирования сбалансированных бюджетов и усовершенствовать систему межбюджетных отношений с выработкой конкретных методических рекомендаций, позволяющих поэтапно перейти от современной модели регулирования финансовых взаимосвязей к рекомендуемой. При этом получены следующие научные результаты, выносимые на защиту: - выявлены недостатки действующей схемы регулирования бюджетных и межбюджетных отношений, заключающиеся в несбалансированности бюджетов всех уровней, неоптимальной структуре бюджетных доходов, полной зависимости региональных и местных бюджетов от федерального уровня, преобладании выравнивающей функции в межбюджетных отношениях (08.00.10, п. 2.2); - проведен исторический анализ и систематизация теоретических направлений развития бюджетной политики и частных теорий налогообложения с целью применения достижений экономической мысли в теории и практике бюджетного процесса (08.00.10, п. 2.3); - выделены ключевые элементы (динамические и статические), системообразующие и внутрисистемные структурные связи процесса управления бюджетными ресурсами и системные свойства регионального бюджета в соответствии с состоянием целостности, что позволит оптимизировать финансовые потоки по уровням бюджетной системы (08.00.10, п. 2.2); - предложены условия развития рынка региональных и муниципальных заимствований, которые включают ряд мероприятий по организации выпуска займов и созданию эффективной системы информационного обеспечения, способствующие совершенствованию взаимосвязей финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (08.00.10, п. 2.2); - разработана модель трансформации финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков на основе политики саморазвития, позволяющая поэтапно перейти от современной модели регулирования финансовых взаимосвязей к рекомендуемой (08.00.10, 2.2); - предложены ставка налога на прибыль организаций и прогрессивная шкала налогообложения для определения ставок налога на доходы физических лиц, способствующие созданию условий для расширения производственной деятельности и реализации положения о перераспределении доходов и социальной справедливости (08.00.10, п. 2.9); - предложено реформирование налогообложения в минерально-сырьевом секторе экономики с введением рентного налога, позволяющего способствовать укреплению экономических основ федерализма путем перераспределения части ре между регионами независимо от формального наличия или отсутствия минерально-сырьевых ресурсов (08.00.10, п. 2.9); - предложен индекс эффективности бюджетных доходов территории, позволяющий оценивать уровень фискальной нагрузки и результативность деятельности финансовых органов по сбору налогов (08.00.10, п. 2.2); - проведена типология регионов по критерию бюджетной обеспеченности, позволяющая оптимизировать финансовые потоки с учетом возможности саморазвития регионов и поддержки нуждающихся субъектов РФ с помощью вертикального и горизонтального выравнивания бюджетов (08.00.10, п. 2.2); - предложена методика межбюджетного регулирования на региональном уровне, учитывающая численность потребителей бюджетных услуг и местные особенности муниципальных образований и направленная на стимулирование деятельности местных органов управления по повышению мобилизации доходов в бюджет (08.00.10, п. 2.2); |