Delist.ru

Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)

Автор: Ляхова Наталия Ивановна

6) количество общественных организаций и численность участников

Сводными индикаторами, позволяющими оценить деятельность органов управления за период между выборами (или финансовый год), могут выступить индикаторы роста, развития, расширения, качества, а универсальным итоговым индикатором - индикатор эффективности.

Индикатор роста позволяет проанализировать эффективность использования финансовых ресурсов, т.е. экономическую группу индикаторов.

Индикатор роста - для приоритетных направлений, обозначенных в стратегических программах развития территорий:

Ir = rj –ri \ ri > 1, (16)

где ri - показатель в расчете на одного жителя на начальный период;

rj - показатель в расчете на одного жителя на конечный период.

Индикатор развития опосредованно показывает насколько улучшились (ухудшились) условия для функционирования хозяйствующих субъектов, так как рост налоговых доходов говорит об увеличении прибыли (налог на прибыль), доходов населения (НДФЛ) и т.п.

Индикатор развития, выражающийся в увеличении налоговых средств за период:

If = fj – fi \ fi > 1, (17)

где fi – сумма налоговых сборов в начальный период;

fj – сумма налоговых сборов в конечный период при неизменных или не ухудшающихся для налогоплательщиков фискальных условиях (количество налогов неизменно или уменьшается, ставки налогов не изменяются или снижаются за анализируемый период).

Индикатор расширения, характеризующий динамику охвата населения конкретным видом услуг (для социальной сферы и управлений и комитетов администрации):

In =? (nj – ni \ ni) > 1, (18)

где ni – количество человек, охваченных услугой в начальный период;

nj - количество человек, охваченных услугой в конечный период;

m – количество видов услуг по сферам деятельности.

Индикатор качества позволяет оценить рост благосостояния населения, использование кадрового и природно-ресурсного потенциала. Для его расчета используются индексы производственной, кадровой, социальной групп. При расчете данного индекса необходимо учесть особенности расчета индексов фондоемкости и ресурсоемкости, которые за период должны уменьшиться в отличие от других индексов. Поэтому для приведения их к общей размерности необходимо использовать формулу: Ik =(ki– kj \ ki) > 1

Индикатор качества

Ik = ? (kj – ki \ ki) > 1, (19)

где ki – показатель из производственной, кадровой или социальной групп за начальный период (за исключением показателей фондоемкости и ресурсоемкости, которые берутся за конечный период);

kj - показатель из производственной, кадровой или социальной групп за конечный период (за исключением показателей фондоемкости и ресурсоемкости, которые берутся за начальный период).

5. Индикатор эффективности

Ib = Ir * If * In * Ik (20)

Введение предложенных индикаторов направлено на совершенствование системы мониторинга за деятельностью органов власти и существующих инструментов управления территориями. Их применение позволит наглядно продемонстрировать степень эффективности управленческих решений региональных и муниципальных властей за период.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Современный уровень регулирования взаимосвязей в системе финансовых потоков не отвечает декларируемым положениям развития бюджетного федерализма в России, что послужило основанием для разработки концепции формирования бюджетной системы на основе политики саморазвития. Она предполагает аккумулирование доходной части бюджетов всех уровней за счет собственных источников, определения расходов в соответствии с установленными для каждого уровня управления полномочиями и сокращение встречных бюджетных потоков, способствующее совершенствованию межбюджетных отношений. Увеличение объема собственных доходов связано, в первую очередь, с расширением налоговой базы, основу которой на региональном уровне составляют налог на прибыль организаций и НДФЛ. Введение рентных платежей в добывающих отраслях позволит с одной стороны упростить механизм изъятия множества существующих платежей, имеющих рентное происхождение, с другой - повысить эффективность взаимоотношения бюджетов различных уровней.

Проведение политики саморазвития возможно не на всей территории России, так как часть субъектов РФ значительно зависит от помощи, поступающей из федерального бюджета. Типология субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности позволяет выделить две группы регионов и формировать два направления региональной политики: для первой группы - политику саморазвития, для второй – политику поддержки.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

- выявлены недостатки действующей схемы регулирования бюджетных и межбюджетных отношений;

- выявлены тенденции развития бюджетной политики и частных теорий налогообложения, позволяющие совершенствовать бюджетный процесс;

- выделены с позиций системного подхода структурные связи, элементы процесса управления и структурные свойства бюджетов;

- предложены меры по усилению роли займов в регулировании взаимосвязей финансовых потоков;

- разработана теоретическая трехмерная модель регулирования финансовых взаимосвязей федеративных потоков и на ее основе модель трансформации;

- предложена пониженная ставка налога на прибыль организаций и прогрессивная шкала налогообложения по налогу на доходы физических лиц;

- предложены меры по реформированию налогообложения в минерально-сырьевом секторе экономики;

- разработана типология регионов по критерию бюджетной обеспеченности, позволяющая реализовать политику саморазвития и осуществлять государственную поддержку нуждающимся субъектам РФ;

- усовершенствована методика межбюджетного регулирования на региональном уровне;

- разработана система индикаторов для оценки уровня фискальной нагрузки и эффективности деятельности финансовых органов.

Основные публикации по теме диссертации

загрузка...