Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)
Автор: Ляхова Наталия Ивановна
Ханты-Мансийский АО 76 56 80000 Ямало-Ненецкий АО 21 1 600 Томская область 43 23 4600 Кемеровская область 38 18 10300 113600 Объем финансовой помощи, требуемый для сбалансированности их бюджетов в группе субъектов РФ с дефицитом до 30 %, составляет 43,2 млрд. руб., в группе с уровнем дефицита до 40 % - 41,4 млрд. руб. Таким образом, объем финансовой помощи нуждающимся субъектам РФ составляет 84,6 млрд. руб., что с лихвой перекрывается суммами перечисляемых отрицательных трансфертов. 10. Предложена методика межбюджетного регулирования на региональном уровне, учитывающая численность потребителей бюджетных услуг и местные особенности муниципальных образований и направленная на стимулирование деятельности местных органов управления по повышению мобилизации доходов в бюджет Целью реформирования системы межбюджетных отношений на региональном уровне в рамках трансформированной модели бюджетного федерализма является сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав региона, и стимулирование органов МСУ к росту собственных бюджетных доходов. Выделение поселенческого уровня местного самоуправления, которого не существовало в большинстве субъектов России, привело к разделению местного уровня бюджетной системы на районный и поселенческий, что еще более обострило проблемы сбалансированности местных бюджетов. Алгоритм распределения финансовой помощи муниципальным бюджетам: Выработка целей политики межбюджетного регулирования, проводимой субъектом РФ. Разграничение доходов консолидированного бюджета субъекта федерации между региональным уровнем, районными уровнями и уровнями поселений. Определение общего объема финансовых средств, передаваемых на местный уровень. Определение объема субвенций для финансирования государственных полномочий, реализуемых на местном уровне. Расчет расходных полномочий с учетом численности потребителей бюджетных услуг и местных особенностей муниципальных образований. Стимулирование деятельности местных органов управления, направленное на повышение мобилизации доходов в бюджет, увеличение налоговой базы или достижение других целей, достигаемых при помощи средств межбюджетного регулирования. Финансирование местных целевых программ путем передачи финансовых ресурсов в местные бюджеты с целью активизации социально-экономической политики. Распределение финансовой помощи местным бюджетам муниципальных образований. Применение приведенного алгоритма рассмотрено на примере городского поселения Белгородской области, являющегося центром Старооскольского сельского административного района - город Старый Оскол. Особенностью разработанной методики является то, что в целях выравнивания бюджетной обеспеченности расходные потребности местных бюджетов оцениваются исходя из численности потребителей бюджетных услуг по единому для всех МО перечню бюджетных услуг (репрезентативной системой расходов). При этом используется поправка на местные особенности (географические и транспортные), удорожающие или удешевляющие предоставление базового набора бюджетных услуг на одного жителя в каждом конкретном муниципальном образовании. Численность потребителей большинства бюджетных услуг в основном совпадает с численностью всего населения муниципалитета. Так, услугами ЖКХ пользуются все жители муниципального образования. Но некоторые услуги оказываются более узкому кругу потребителей или, наоборот, более широкому, чем общая численность населения МО. Распределение финансовой помощи пропорционально численности потребителей бюджетных услуг с учетом особенностей, удорожающих или удешевляющих предоставление населению бюджетных услуг в тех или иных муниципальных образованиях, способствует более рациональному использованию имеющихся объектов социальной инфраструктуры, более экономному расходованию бюджетных средств. Такой подход, дополненный объективным распределением целевых средств на строительство объектов социальной инфраструктуры, позволит в перспективе выравнивать условия доступа населения разных муниципальных образований к базовым бюджетным услугам. Сумма трансфертов на следующий бюджетный год по г. Старый Оскол в соответствии с методикой распределения финансовой помощи муниципальным образованиям представлена в таблице 7. Таблица 7 – Объем финансовой помощи бюджету г. Старый Оскол Виды трансфертов Млн. руб. Объем субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для реализации государственных полномочий из областного фонда компенсаций 301,568 Объем финансовой помощи для сбалансированности бюджета с учетом численности потребителей бюджетных услуг и удаленности от центра 574,067 Трансферты на реализацию программы «Доступное и комфортное жилье» 32 Итого 897,635 Можно отметить, что предложенная методика межбюджетного регулирования отношений на региональном уровне позволяет: - повысить эффективность управления территориями посредством использования целевой технологии; - на практике реализовать тезис о необходимости осуществления выравнивающей и стимулирующей функций при поддержке нуждающихся территорий, первая из которых проявляется через учет подушевой бюджетной обеспеченности МО при предоставлении финансовой помощи, а вторая посредством стимулирования деятельности органов МСУ, направленном на повышение мобилизации доходов и финансирование местных целевых программ; - использовать схему горизонтального выравнивания на уровне муниципальных образований; - осуществлять планирование бюджетных расходов на основе учета численности потребителей бюджетных услуг; - учитывать местные особенности муниципальных образований с целью выравнивания условий при получении бюджетных услуг. 11. Разработана группа индикаторов (роста, развития, расширения, качества) для оценки эффективности бюджетных расходов с целью проведения мониторинга и улучшения управляемости бюджетными ресурсами Оценка эффективности бюджетных расходов может проводиться с применением формализованной методики, позволяющей на основе системы индикаторов отразить количественную характеристику качества деятельности органов управления по предоставлению бюджетных услуг во всех сферах. Индикаторы группируют по тематическим блокам: экономические, производственные, использования кадрового потенциала, социально-общественные (табл. 8). Но количество индикаторов должно быть не слишком многочисленным. Итоговый индекс эффективности расходов позволит определить, насколько качественно относительно прошлого периода были оказаны услуги. Анализируемым периодом может служить финансовый год или весь срок деятельности команды губернатора или мэра. Каждая из групп индикаторов содержит конкретные показатели, учитывающие специфику отрасли и особенности оказываемых услуг. Одним из основных требований для обеспечения прозрачности является их доступность в статистической отчетности с целью проверки достоверности и простота в понимании и расчетах. Подбор индикаторов должен быть таким, чтобы оценивать не процесс планирования расходов, а достигнутые результаты, например увеличение доли расходов на выполнение программных мероприятий в общей сумме расходов, что свидетельствует о целевом использовании бюджетных средств. |