Delist.ru

Методология оптимизации финансовых потоков в условиях саморазвития регионов и муниципальных образований (09.01.2008)

Автор: Ляхова Наталия Ивановна

ЛЯХОВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА

МЕТОДОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В УСЛОВИЯХ САМОРАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Орел 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Орловский государственный технический

университет»

Научный консультант доктор экономических наук, профессор

Попова Людмила Владимировна

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Закиров Ахнаф, заведующий кафедрой

«Финансы и кредит» Брянского государственного университета им. академика

И.Г. Перовского

доктор экономических наук, профессор

Овчинникова Оксана Петровна, заведующий кафедрой «Финансы, кредит и налогообложение» Орловской региональной академии государственной службы

доктор экономических наук, профессор

Машегов Петр Николаевич, заведующий

Кафедрой «Финансы, денежное обращение, кредит и банки» Орел ГТУ

Ведущая организация Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки

Защита состоится 01 марта 2008 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.182.04 при Орловском государственном техническом университете по адресу: 302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Орловский

государственный технический университет»

Автореферат разослан января 2008 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета Дрожжина И.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внедрение рыночных механизмов управления во все сферы деятельности характеризуется бурным развитием и резким усилением роли финансовых отношений, особенно в сфере формирования и использования государственных денежных фондов. Государственная политика, способствующая формированию бюджетов разных уровней с учетом особенностей территорий и в целом формированию новой модели федеративных отношений, привела к необходимости развития бюджетного федерализма в России. Бюджетный федерализм предполагает сочетание автономности бюджетов отдельных уровней и межбюджетных отношений. Но современное состояние бюджетной системы говорит о высокой степени зависимости региональных и местных бюджетов от федерального уровня, не давая возможности для автономного развития, что по нашему мнению, относится к основным недостаткам современного подхода к регулированию взаимосвязей финансовых потоков.

Недостаточный объем собственных бюджетных доходов на субфедеральном уровне привел к хроническому дефициту большей части региональных бюджетов при профиците федерального бюджета. Налоги, составляющие основную долю доходной части бюджетов всех уровней, преимущественно остаются на высшем – федеральном уровне и с течением времени перекос в распределении доходов растет. Поступления от региональных и местных налоговых и неналоговых доходов составляют незначительную часть соответствующих бюджетов, возникающий разрыв приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета. В результате ни региональные, ни местные органы власти не могут существенно влиять на формирование собственных бюджетных доходов или заранее рассчитывать их объем.

При таком подходе на первый план выступает выравнивающая функция бюджетно-налоговой политики, а стимулирующая остается неразвитой, что можно отнести к существенным недостаткам регулирования финансовых потоков по уровням бюджетной системы. О преобладающей роли выравнивающей функции при реализации региональной политики говорит значительная доля расходов на межбюджетные трансферты в структуре федерального бюджета. В законодательно закрепленном перечне принципов межбюджетных отношений не просматривается функция стимулирования, направленная на наращивание налогового потенциала, своевременный и полный сбор платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рациональное и эффективное расходование бюджетных средств. Выравнивающая и стимулирующая функции должны реализовываться в разумном сочетании друг с другом. Поэтому, когда выравнивающая функция становится резко преобладающей, вступая в противоречие со стимулирующей функцией, в ущерб ей, требуется внесение корректив в действующий механизм межбюджетных отношений.

Главными недостатками сложившейся в регионах системы межбюджетных отношений являются:

- резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;

- отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;

- неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета;

- несоответствие доходных источников расходам, возложенным на органы регионального управления и местного самоуправления;

- неэффективный механизм распределения финансовой помощи.

Распределение финансовой помощи заключается в покрытии разницы между суммой бюджетных доходов и оценкой бюджетных потребностей регионов и муниципальных образований на планируемый год из средств федерального бюджета. В качестве критерия оценки используются данные о фактическом исполнении бюджета за предыдущий год или нормативы расходов, рассчитанные прямым счетом. Размер разницы между возможными доходами и расходами согласовывается с каждым объектом в процессе подготовки бюджета на очередной год. Подобная практика не способствует повышению заинтересованности в мобилизации доходов в региональные и местные бюджеты, приводит к концентрации доходов во внебюджетных фондах или установлению неофициальных отношений с налогоплательщиками, стимулирует завышение бюджетных расходов.

Таким образом, научное исследование, посвященное оптимизации финансовых потоков по уровням бюджетной системы в условиях саморазвития является актуальным.

Степень разработанности проблемы определяется ее актуальностью. Проблемы регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков, базирующиеся на проведении определенной региональной политики, складываются из ряда вопросов, однозначное решение на которые найти невозможно. В зарубежной и российской научной литературе широко исследуются вопросы разграничения доходов по уровням бюджетной системы, определения расходных полномочий, межбюджетных отношений, разработки региональной политики, централизации и децентрализации власти. Одни из направлений исследуются достаточно давно и глубоко, другие развиваются лишь последние десять – двадцать лет.

загрузка...