Delist.ru

Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов (09.01.2008)

Автор: Лазуткина Лариса Николаевна

В ходе теоретического анализа была выявлена сущность культурноречевого развития курсантов, представляющая собой процесс формирования у курсантов культурноречевой компетенции на основе отечественной речевой традиции, выработки у них стойкой мотивации к постоянному культурноречевому самосовершенствованию, способствующему их личностному развитию и обеспечивающему эффективное решение актуальных социальных и военно-профессиональных коммуникативных задач. Обосновано содержание процесса формирования речевой культуры у курсантов военных командных вузов, включающее в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный (предполагает наличие ценностных ориентаций и мотивов развития речевой культуры), когнитивный (предполагает наличие теоретических лингвистических знаний, практических речевых умений и риторических навыков, необходимых для осуществления речевой деятельности), рефлексивный (позволяет курсанту оценивать собственную речевую деятельность и ее результаты, спланировать индивидуальный маршрут культурноречевого совершенствования), продуктивно-презентационный (предполагает способность курсанта к творческому использованию лингвистических знаний и умений на практике) и функциональный (предполагает способность курсанта эффективно решать коммуникативные задачи, находя для этого оптимальные речевые способы).

Учет в процессе разработки педагогической Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов положений системного, процессуального, личностно-коммуникативно-деятельностного, контекстного, компетентностного, интегративного подходов позволил определить ее целевые установки, охарактеризовать задачи и функции культурноречевого развития в образовательной системе вуза, сформулировать закономерности, принципы и управленческие основы данного педагогического процесса, определить его содержание, методы и средства реализации.

3. В целях проверки теоретических положений в рамках Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов была разработана комплексная программа поэтапного и многоаспектного речевого совершенствования выпускника командной специальности, ставившая своей целью обеспечение субъектов и объектов образовательного процесса лингвопсихологическим инструментарием для эффективного осуществления учебной и педагогической деятельности; формирование устойчивой мотивации к речевому и, как следствие, интеллектуальному и личностному развитию; совершенствование методики преподавания учебных дисциплин за счет внедрения активных коммуникативных методов педагогического взаимодействия.

В ходе опытно-экспериментального исследования апробировалась педагогическая технология культурноречевого развития, представляющая собой совокупность форм, методов и средств обучения и воспитания, базирующихся на лингводидактических принципах, целях и закономерностях, обеспечивающих высокий уровень их эффективности в осуществлении культурноречевого развития курсантов и возможность последующего воспроизведения в условиях любого военного вуза командной направленности. Мониторинг результативности развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов осуществлялся с применением разработанных и показавших в процессе экспериментальной работы свою эффективность критериев оценки качества реализации данного процесса: мотивационно-целевого, учитывающего профессиональную коммуникативно-педагогическую направленность личности курсанта военного командного вуза; теоретико-нормативного, учитывающего уровень готовности к речевой деятельности и понимания значимости нормативно-стилистических и риторических знаний для организации и осуществления продуктивного дискурса в процессе обучения и военно-профессиональной деятельности; коммуникативно-деятельностного, отражающего качество сформированности у курсантов культурноречевых навыков и умений и выражающего активность курсанта в учебной и внеучебной коммуникативной деятельности; личностно-результативного, отражающего конкретные результаты речевого совершенствования курсантов для успешного решения профессионально обусловленных коммуникативных задач. Интегральным критерием явилась степень речевой готовности выпускников к исполнению командирских обязанностей на гуманистической основе и в строгом соответствии с требованиями военного речевого этикета.

Результаты формирующего эксперимента показали, что процесс формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов можно значительно совершенствовать за счет внедрения в учебный процесс следующих специально спроектированных педагогических технологий, затрагивающих все аспекты формирования культурноречевой компетенции личности, выделяемые в лингводидактике (развитие навыков чтения, письма и говорения (общения)): 1) технологии информационно-лингвистического обеспечения процесса формирования речевой культуры у обучающихся, направленной на оптимизацию работы курсантов с учебной литературой как основным источником учебной информации и развитие у них речемыслительных навыков чтения, понимания и усвоения текста; 2) технологии коллективного речетворчества, основанной на организации малых групп и пар сменного состава и позволяющей значительно повысить грамотность и культурноречевую мотивацию курсантов; 3) технологии коммуникативно-диалогической организации речевого педагогического взаимодействия с использованием приемов моделирования и анализа конкретных жизненных и профессиональных коммуникативных ситуаций и имитационных коммуникативных упражнений; 4) технологии мотивационно-личностного обеспечения самостоятельной коммуникативной деятельности, направленной на культурноречевое самосовершенствование курсантов во внеучебное время, в часы самостоятельной работы.

4. Исследование основных путей повышения эффективности формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов показало, что обеспечить действенность и результативность данного процесса возможно на основе: а) системного подхода к организации и оптимизации методики совершенствования речевой подготовки курсантов; б) развития речевой культуры преподавателей и командиров курсантских подразделений военных вузов как основного компонента их педагогического мастерства; в) формирования у курсантов устойчивой мотивации и профессионально направленности к культурноречевому самосовершенствованию, обогащению словарного запаса, повышению эрудиции; г) проектирования и внедрения коммуникативно направленных педагогических технологий.

iv. Практические рекомендации

Результаты проведённой исследовательской работы дают основание сформулировать практические рекомендации, учёт и реализация которых будут способствовать совершенствованию процесса культурноречевого развития курсантов военных командных вузов.

1. Органам управления высшим образованием рекомендуется:

– оптимизировать содержание ГОС ВПО по лингвистическим дисциплинам для управленческих специальностей посредством придания ему профессионально-практической направленности, увеличения лимита учебного времени и оптимального распределения его на весь период обучения в вузе (см. глава II § 1, 2);

– ввести в состав квалификационных характеристик выпускников управленческих специальностей показатель сформированности культурноречевой готовности к командной деятельности в войсках в соответствии с уровнями и критериями, разработанными в диссертации (см. глава III § 2, 3);

– с целью актуализации учебных планов и программ по окончании пятилетнего срока действия вносить в них коррективы, обусловленные регулярно проводимым анализом практики развития речевого общения военного специалиста во время обучения в ввузе и в период профессионального становления в войсках (см. глава III, Приложение № 17);

– способствовать созданию качественно новой научно-экспериментальной и учебно-информационной базы военных вузов, обеспечивающей овладение профессионально значимыми коммуникативными навыками и формирование у курсантов устойчивой мотивации к дальнейшему культурноречевому совершенствованию (см. глава IV § 2, 3).

2. Руководству высших учебных заведений рекомендуется:

– реализовывать разработанную Концепцию формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов с целью повышения качества их военно-профессиональной подготовки и с учетом специфики образовательного процесса в конкретном вузе (см. глава II § 1-2, глава IV § 1-4);

– оптимизировать содержание учебных программ, тематических планов, методических разработок и т. д., повысить их практическую направленности на речевую подготовку курсантов, компенсировать недостаток учебного времени за счет придания коммуникативно развивающей направленности воспитательным и внеучебным мероприятиям (см. Приложения № 3, 7, 9, 11, 15);

– осуществлять оценку качества проведения занятий преподавателями с учетом разработанных в диссертации критериев владения речевыми средствами: терминологией, общенаучной лексикой, риторическими навыками, техниками речевого воздействия и др. (см. глава III § 1, глава IV § 1, Приложение № 18);

– активизировать развитие отраслей научных знаний в сфере военно-профессиональной коммуникации посредством проведения инициативных научно-исследовательских работ, творческой деятельности научно-педагогических работников, командиров курсантских подразделений, групп профессионально-психологического отбора и курсантов;

– совершенствовать формы сотрудничества с научными и научно-исследовательскими структурами военных и гражданских высших учебных заведений, а также с регулярными войсковыми подразделениями в целях выявления и совместного решения важных задач в области речевой подготовки военных специалистов (см. Приложения № 12, 13, 17).

3. Педагогическим коллективам факультетов и кафедр рекомендуется:

– практиковать разработку программы совершенствования профессионального мастерства преподавателя и командира, направленную на постоянное и системное повышение уровня профессиональной и речевой культуры, с периодической демонстрацией достижений при проведении открытых и показных занятий, планировании выступлений на научно-методических семинарах, ПМК, вузовских конференциях (см. глава III § 2, 3, глава IV § 1, Приложения № 12,13);

– применять систему рейтинговой оценки культурноречевого развития постоянного и переменного состава вуза представленной в исследовании с целью мониторинга динамики роста профессионально-педагогического мастерства и качества речевого взаимодействия в образовательном процессе (cv/ глава III § 3, глава IV § 3, Приложения № 11, 14);

– разработать систему морального и материального стимулирования культурноречевого совершенствования преподавателей и курсантов, организовывать конкурсы с популяризацией личности лучшего педагога и обучающегося в этой области (см. глава III § 3, Приложения № 14);

– рассмотреть возможность включения в оценку эффективности применяемых методик и технологий современного образовательного процесса на кафедрах различной направленности разработанные диссертантом критерии сформированности речевой культуры курсантов как одного из показателей его профессиональной готовности (см. глава III § 2, Приложение № 6).

Проведенная работа не исчерпала всех аспектов изучаемой проблемы формирования и развития речевой культуры у курсантов военных вузов. Дальнейшее исследование этого вопроса целесообразно продолжить по следующим направлениям: определение роли командиров курсантских подразделений в формировании психологической готовности курсантов к речевому развитию; исследование теоретических и прикладных основ влияния роста уровня культурноречевой подготовки на развитие интеллектуальной культуры военного специалиста; исследование критериальной роли качества сформированности различных аспектов речевой культуры в определении профессиональной готовности офицера к исполнению служебных обязанностей на командных должностях; исследование применения речевых тактик в качестве средства управления подразделением в повседневной деятельности и в условиях боевой обстановки; прогнозирование динамики качественных изменений профессионально-педагогического мастерства преподавательского состава военных вузов в ходе культурноречевого самосовершенствования; поиск путей и условий дальнейшего повышения эффективности формирования и развития речевой культуры у курсантов и слушателей военных вузов и т.д.

Основные научные результаты диссертации опубликованы в следующих изданиях:

а) Монографии, статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК:

1. Лазуткина Л.Н. Концептуальные основы формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: Монография. – Рязань: РВВДКУ(ВИ), 2006. – 240 с.

2. Лазуткина Л.Н. Роль коммуникативной культуры в реализации профессионального общения // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – № 4 (28). – М., 2006. – С. 47-51.

3. Лазуткина Л.Н. Коммуникативные основы индивидуального подхода к обучению и воспитанию в вузе // Известия РГПУ им. Герцена. – № 7 (25). – СПб., 2007. – С. 83-86.

4. Лазуткина Л.Н. Основы педагогического мастерства преподавателя // Наука и школа. – № 5. – М., 2007. – С. 36-38.

узов // Вестник университета. Социология и управление персоналом. – № 5 (31). – М., 2007. – С.75-77.

6. Лазуткина Л.Н. Целеполагание как этап оптимизации процесса совершенствования речевой культуры у курсантов командных военных вузов // Вестник университета. Социология и управление персоналом. – № 6 (32). – М., 2007. – С.132-134.

б) статьи, тезисы, доклады на международных и межвузовских научных конференциях и форумах:

7. Лазуткина Л.Н. Развитие речевой культуры как фактор, обусловливающий эффективность подготовки высококвалифицированного военного специалиста // Сети и системы связи: Материалы Всероссийского научно-практичес-кого семинара. – Рязань: РВВКУС, 2005. – С. 366-368.

8. Лазуткина Л.Н. Роль речевой культуры в образовательном процессе военного вуза // Военно-научный сборник. – Рязань: РВВДКУ(ВИ), 2005. – С. 111-117.

9. Лазуткина Л.Н. Коммуникативные основы индивидуальной работы с курсантами // Передовой педагогический опыт. Выпуск 5. – Рязань: РВВДКУ(ВИ), 2005. – С. 42-46.

10. Лазуткина Л.Н. Роль речевой культуры в становлении профессионального мастерства военного специалиста // Образование и наука без границ: Материалы международной научно-практической конференции. – Белгород, 2005. – С. 62-65.

11. Лазуткина Л.Н. Основные пути формирования и развития речевой культуры в образовательном процессе военного вуза // Пути повышения профессионального и методического мастерства руководящего и профессорско-преподавательского состава в условиях реформирования военного образования: Тезисы докладов XXXVI научно-методической конференции. – Рязань: РВВАИ, 2006. – С. 271-311.

12. Лазуткина Л.Н. Педагогические основы процесса формирования речевой культуры у обучающихся в военных вузах // Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе: Материалы межвузовской научно-методической конференции. XIII Рязанские педагогические чтения. – Рязань: РГУ, 2006. – С. 161-165.

загрузка...