Delist.ru

Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов (09.01.2008)

Автор: Лазуткина Лариса Николаевна

Сравнение результатов по итогам контрольных срезов позволило на основе индивидуальных показателей рассчитать средний балл за экспериментальную и контрольную группу в целом, а также выявить коэффициент динамики культурноречевого развития, представляющий собой разность показателей фактического и исходного уровней сформированности определенного критерия.

Сравнительный анализ и сопоставление полученных результатов культурноречевой подготовки курсантов в контрольной и экпериментальной группе отражены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты формирующего эксперимента по развитию речевой

культуры у курсантов военных командных вузов

Критерии Группы Фактический уровень (средний балл) Коэффициент динамики

исходный уровень

2001 г. 1-ый замер

2002 г. 2-ой замер

2004 г. 3-ий замер

2006 г.

1 Мотивационно-целевой ЭГ 3,11 3,97 3,89 4,0 + 0,89

КГ 3,13 3,71 3,21 3,27 + 0,14

2 Теоретико-нормативный ЭГ 3,02 3,89 3,92 3,99 + 0,97

КГ 3,0 3,26 3,24 3,17 + 0,17

3 Коммуникативно-деятельностный ЭГ 3,54 3,78 4,01 4,13 + 0,49

КГ 3,59 3,62 3,76 3,81 + 0,12

4 Личностно-результативный ЭГ 3,26 3,41 3,69 3,72 +0,46

КГ 3,23 3,32 3,31 3,39 + 0,16

5 Интегративный ЭГ 3,39 3,57 3,68 3,94 + 0,55

КГ 3,31 3,42 3,41 3,46 + 0,15

Как показывают результаты анализа полученных экспериментальных данных, у курсантов контрольной и экспериментальной групп наблюдался рост по всем критериям и показателям речевой культуры. Однако в экспериментальной группе результаты культурноречевого развития значительно выше, о чем свидетельствуют преобладающие показатели коэффициента динамики по сравнению с контрольной группой. Особенно высок коэффициент динамики мотивационно-целевого критерия (+0,89) и теоретико-нормативного (+0,97), что обеспечивалось реализацией системной совокупности мероприятий педагогической технологии культурноречевого развития, использованием авторских лингводидактических программ, учебно-методических комплексов, созданных на основе Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов.

Сопоставление уровней (математически смоделированных) сформированности речевой культуры у курсантов на основе разработанной системы показателей в рамках культурноречевой и профессиональной компетенции в контрольной и экспериментальной группах представлены на диаграмме 1.

Как видно на диаграмме, динамика развития речевой культуры в контрольной группе незначительна и состоит, в основном, в переходе ряда курсантов с низкого на средний уровень, что обусловлено скорее их возрастным развитием, расширением личностного, образовательного и служебного опыта, активизацией профессионально направленного общения. В экспериментальной группе наблюдается резкий качественный скачок в речевом развитии курсантов после первого курса обучения.

– экспериментальная группа – контрольная группа

0 – до начала эксперимента; I – 1-ый срез; II – 2-ой срез; III – 3-ий срез

Диаграмма 1. Динамика развития речевой культуры у курсантов

военных командных вузов (%)

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил, кроме того, выявить динамику личностных изменений у курсантов в ходе осознанного целенаправленного речевого совершенствования, которая в педагогической интерпретации представляет собой тенденции в развитии речевой культуры будущего офицера, среди которых наиболее значимыми представляются следующие: наряду с позитивными сдвигами в речевом развитии, происходит активизация мыслительной деятельности, повышается эрудиция, уровень общего развития и успеваемости курсанта; свободное владение речью, возможность высказать и отстоять свое мнение формирует у курсанта уверенность в себе, коммуникативную направленность, активную социальную позицию, повышает уровень личностной самооценки; высокая культура речи способствует формированию творческого гуманистического подхода к осуществлению межличностного и профессионально обусловленного общения.

При осуществлении формирующего эксперимента был выявлен ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе его подготовки и проведения: 1) резко возрастали временные затраты преподавателя на подготовку экспериментальных занятий в связи с необходимостью ознакомления с дополнительной литературой по целому ряду научных отраслей (русской филологии, языкознанию, психолингвистике, методике развития речи, риторике, социальной и возрастной психологии, общей и военной педагогике и др.); с необходимостью подготовки большого числа специальных практических упражнений для индивидуальной отработки речевых навыков с курсантами, разработки и коррекции личных планов их культурноречевого развития; 2) проведение занятий характеризовалось высокой интенсивностью деятельности преподавателей и курсантов в связи с необходимостью привлечь каждого курсанта к неоднократному высказыванию, сохраняя при этом комфортную психологическую атмосферу занятия, обеспечивающую его продуктивность, и не используя для этого авторитарные и принудительные методы воздействия; 3) значительно расширяется диапазон педагогических действий преподавателя на занятии, требующих от него быстрой, адекватной и тактичной реакции (организация и руководство дискуссией, направление обсуждения качества речи и оценки говорящего, исправление и объяснение замеченных речевых ошибок и т. п.).

Ход и результаты исследования показали, что основными путями повышения эффективности процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов являются: подготовка командного и профессорско-преподавательского состава военных вузов к формированию речевой культуры у курсантов в рамках повышения квалификации; выработка у курсантов устойчивой мотивации к развитию речевой культуры; оптимизация культурноречевого совершенствования курсантов в учебной и внеучебной деятельности; проектирование и внедрение современных педагогических технологий формирования и развития речевой культуры в высшей военной школе.

Основными условиями подготовки постоянного состава к культурноречевому развитию курсантов являются: 1) совершенствование содержания, форм и методов овладения технологией педагогического речевого общения, которая представляет собой системную совокупность речевых методов и приемов, обусловленных коммуникативной задачей и обеспечивающих ее эффективное решение в рамках речевой культуры; 2) обеспечение развития способности находить оптимальные коммуникативные способы решения конкретных педагогических задач, определять оптимальный стиль педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия преподавателя с курсантами, обеспечивающий партнерские субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе; 3) активизация формирования высокого уровня адаптивности к специфике коммуникации и коммуникативно-педагогической рефлексии.

Результаты формирующего эксперимента выявили прямую зависимость эффективности процесса развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов от степени сформированности его многоуровневой и многомерной по своим проявлениям мотивационной основы, основными условиями выработки которой являются: 1) активизация внеаудиторной речевой деятельности, дающей возможность курсантам в полной мере реализовать способности организатора своей деятельности, выработать базовые военно-профессиональные умения; 2) преобразование лингвистического обучения курсантов в самообучение, внешней регуляции их речевых действий и поступков в саморегуляцию; 3) усиление практической направленности речевой деятельности, ее соотнесенность с конкретными целями каждого обучающегося; 4) формирования у курсантов познавательной культурноречевой мотивации путем использования форм и методов активного обучения; 5) создание педагогических условий для переживания курсантами неудовлетворенности уровнем своей речевой культуры и развития у них потребности в поиске и нахождении средств реализации своих ценностных ориентиров в речевой деятельности.

Основными условиями оптимизации культурноречевого развития курсантов высшей военной школы являются: 1) четкая целенаправленность всего педагогического процесса военного вуза на создание приемлемых условий для его реализации, достигаемых оптимальным сочетанием традиционных и инновационных форм и методов обучения и мониторинга процесса формирования речевой культуры у обучаемых; 2) разработка и апробирование комбинаций взаимодополняющих методов, адаптированных к конкретным задачам речевой деятельности, что способствует расширению возможностей педагогов в научном проектировании, обосновании и внедрении коммуникативно развивающих педагогических технологий, способствующих формированию профессионально значимых речевых навыков и комплексному развитию личности будущих офицеров; 3) оптимизированное внедрение компьютерных и информационных технологий, позволяющих обеспечивать закрепление ряда практических коммуникативных навыков, развивать учебно-познавательную деятельность обучающихся; 4) стимулирование деятельности курсантов по самообразованию, предусматривающей критическую оценку уровня своей речевой культуры, выявление имеющих место индивидуальных недостатков и нахождение дополнительных возможностей их устранения и дальнейшего коммуникативного совершенствования.

Проектирование и внедрение педагогических технологий, направленных на формирование и развитие речевой культуры у курсантов военных командных вузов, предусматривает создание наиболее оптимального варианта организации педагогической системы совершенствования профессионально значимых речевых навыков будущих офицеров командных специальностей в учебное и внеучебное время. Реализация в рамках опытно-экспериментальной работы технологии информационно-лингвистического обеспечения культурноречевого развития курсантов, технологии коллективного речетворчества, технологии коммуникативно-диалогической организации речевого педагогического взаимодействия, технологии мотивационно-личностного обеспечения самостоятельной коммуникативной деятельности обучаемых обуславливала возрастание профессиональной ориентированности, диагностичности, интенсивности, контекстности, диалогичности, саморегулируемости, интегративности процесса речевого развития курсантов военных командных вузов.

По итогам формирующего эксперимента 10 ноября 2006 года была проведена международная научно-практическая конференция «Русский язык и культура речи в образовательной системе вуза», в сборнике материалов которой нашли отражение наиболее актуальные аспекты, проблемы, перспективы и приоритетные направления развития речевой культуры в высшей школе.

Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа, внедрение комплексной программы реализации Концепции формирования и Развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов показали, что совершенствование речевой культуры будущих командиров с учетом языковых норм современного русского литературного языка и требований ораторского искусства представляет собой сложный, многоаспектный педагогический процесс. Комплексный анализ организации, содержания, методики и результатов апробированной Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов позволяет сделать вывод об эффективности представленной в ней совокупности теоретических положений и практических мероприятий в деле культурноречевого развития курсантов и воспроизводимости в условиях отдельно взятого военного командного вуза. Примененные в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические технологии, система критериев и показателей подтвердили, что они представляют собой объективный инструмент оценки качества сформированности культурноречевых навыков учащихся и могут быть применены в образовательной практике военных вузов. Цели и задачи диссертационного исследования были реализованы, а выдвинутая гипотеза нашла свое научное и прикладное подтверждение.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1. В результате историко-педагогического анализа подходов к проблеме формирования речевой культуры у офицеров в отечественной и зарубежной высшей военной школе были выявлены следующие тенденции: систематическое увеличение количества часов, отводимых в учебных программах военных вузов на изучение основ русского языка, расширение программы лингвистического курса и др.; приверженность в формировании и развитии речевой культуры национальным культурноречевым традициям, нормам военного речевого этикета, складывавшегося на протяжении столетий; повышение значимости командно-методических навыков в деле подготовки военных специалистов, развитии военно-педагогической культуры офицера и речевой культуры как средства и результата их формирования; построение обучения на коммуникативно-прагматической основе (особенно в зарубежных странах); разработка специальных курсов, направленных на обучение техникам речевого воздействия и управления людьми; изучение психологических основ речевой деятельности.

2. Выявленное противоречие между значительным снижением уровня речевой культуры, наблюдаемым в современном российском обществе и военной среде, и необходимостью повышения качества профессиональной подготовки военного специалиста, способного эффективно решать боевые задачи и выполнять психолого-педагогические обязанности командира-наставника, необходимость реализации Федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года и в соответствия требованиям ГОС ВПО, а также недостаточная теоретико-методологическая разработанность исследуемой педагогической проблемы послужили основанием для разработки Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, представляющей собой систему современных научно-педагогических взглядов, идей, целевых установок, приоритетных направлений, форм, методов и управленческих основ совместной образовательной деятельности постоянного и переменного состава военного вуза в области формирования лингвистических знаний, речевых умений и риторических навыков, составляющих основу речевой культуры, и достижение с их помощью высокого уровня эффективности и культуры военно-профессионального общения как средства и результата разносторонней подготовки выпускника военного командного вуза.

загрузка...