Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов (09.01.2008)
Автор: Лазуткина Лариса Николаевна
?0???$? ?0???$? .К числу наиболее важных и сложных вопросов опытно-экспериментальной работы относилась разработка и апробация критериев и показателей сформированности речевой культуры у курсантов военных командных вузов, отраженных в таблице 3. Таблица 3. Критерии и показатели эффективности развития речевой культуры у курсантов командных ввузов Критерии Показатели 1. Мотивационно- целевой 1) Интерес курсанта к освоению лингво-психологических закономерностей речевой деятельности; 2) стремление курсанта к овладению речевыми и стилистическими нормами, основами риторики; 3) культурноречевая направленность повседневного поведения курсанта; 4) направленность речевого самосовершенствования курсанта. 2.Теоретико- нормативный 1) Качество усвоения лингвистических знаний; 2) степень осознания потребности в качественной военно-профессиональной речевой деятельности; 3) осознание получаемых лингвистических знаний как источника профессионального самосовершенствования. 3. Коммуникативно- деятельностный 1) Умения организовывать и поддерживать устные речевые контакты в ситуациях профессионального, официального и неофициального общения; 2) качество и регулярность речевой деятельности; 3) стремление к построению речевого общения на диалоговой основе; 4) умения регулировать собственную речевую деятельность в целях военно-профессионального самосовершенствования. 4. Личностно- результативный 1) Характер само- и взаимооценки стиля общения и поведения; 2) уровень сформированности профессионально значимых коммуникативных качеств; 3) сформированность речевых умений творческого решения профессиональных коммуникативных задач; 4) сформированность умений самостоятельно развивать свою речевую культуру, эрудицию, расширять словарный запас путем работы с образцовыми текстами и регулярного речетворчества. 5. Интегративный 1) Степень речевой готовности выпускника к исполнению командирских обязанностей на гуманистической основе и в строгом соответствии с требованиями военного речевого этикета. В соответствии с данными критериями по результатам мониторинга (систематического контроля) речевой подготовки будущих командиров в военных вузах, а также с учетом прогнозирования результативности культурноречевого развития курсантов были выделены четыре уровня оценки эффективности экспериментальной деятельности: низкий, средний, высокий и речевое мастерство, обоснование которых дано в диссертации. В ходе формирующего эксперимента для каждого из названных уровней были уточнены дидактические показатели по всем выбранным критериям. Речевое мастерство – обучающийся определяет и формулирует цели и задачи речевой деятельности, способен моделировать коммуникативную ситуацию, исходя из собственного прагматикона; владеет методологическими основами формирования культурноречевого инструментария для освоения выбранной военной специальности; реализует оптимальный вариант речевого поведения в процессе решения коммуникативных задач; испытывает потребность в культурноречевой рефлексии, оценке и коррекции стиля общения и поведения в окружающем его коллективе; обладает высокой мотивацией к систематическому и планомерному культурноречевому развитию; инициативен и результативен при решении социально и профессионально обусловленных коммуникативных задач. Высокий уровень – обучающийся анализирует и осознает цели и задачи речевой деятельности и конкретизирует их в зависимости от коммуникативной ситуации; владеет культурноречевым инструментариемосвоения лингвистического содержания военно-профессиональной подготовки; эффективно использует речевые умения и навыки в процессе усвоения дисциплин специальности и в служебной деятельности; осуществляет адекватный подбор речевых средств для решения коммуникативных задач; анализирует и оценивает результаты речевой деятельности, вносит соответствующие коррективы; осуществляет само- и взаимооценку стиля общения и поведения; занимается культурноречевым самосовершенствованием; добивается устойчивых позитивных результатов в учебной и внеучебной речевой деятельности; самостоятелен при решении социально и профессионально обусловленных коммуникативных задач. Средний уровень – курсант знаком с анализом целей и задач профессиональной речевой деятельности, но не всегда конкретизирует их в соответствии с содержанием образовательного процесса в военном вузе; недостаточно свободно владеет методологией лингво-психологической деятельности, допускает ошибки и неточности в использовании культурноречевого инструментария; фрагментарно, не всегда последовательно использует в процессе речевой деятельности нормативно-стилистические и риторические знания; испытывает затруднения в подборе речевых средств для решения социально и профессионально обусловленных коммуникативных задач; осуществляет само- и взаимооценку стиля общения и поведения; занимается культурноречевым самосовершенствованием нерегулярно, требует дополнительного стимулирования; позитивные результаты учебной и внеучебной речевой деятельности неустойчивы; уровнем развития своей речевой культуры обычно удовлетворен. Низкий уровень – курсант знаком с анализом целей и задач профессиональной речевой деятельности командира, но не стремится применять свои культурноречевые знания; не осознает значимости речевой культуры в военно-профессиональном общении; допускает грубые ошибки при построении высказывания; усвоение учебного материала лингвистической направленности не планирует, а осуществляет непроизвольно и фрагментарно; не стремится к само- и взаимооценке стиля общения и поведения; недостаточно занимается культурноречевым самосовершенствованием; учебная и внеучебная речевая деятельность непродуктивна; активности в решении учебных и служебных коммуникативных задач не проявляет; критику уровня развития его речевой культуры воспринимает болезненно. Еще одной важной стороной в обосновании критериев и показателей педагогического эксперимента является количественная оценка выбранных критериев. С этой целью каждому показателю определенного уровня было присвоено конкретное количество баллов: показателю низкого уровня – 1 балл, среднего уровня – 2 балла, высокого уровня – 3 балла. Общее значение показателей, а, следовательно, и значение конкретного уровня результативности и качества формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, определялась как сумма набранных баллов. В целях предположительного выявления уровня результативности эксперимента был условно определен диапазон изменения каждого уровня в баллах. Низкому уровню соответствует диапазон изменения от 9 до 15 баллов, среднему уровню – от 15 до 22 баллов, высокому уровню – выше 22 баллов. Для того чтобы связать экспериментальную методику с традиционной, целесообразно было присвоить низкому уровню результативности экспериментального процесса (как совокупности показателей) значение «удовлетворительно», среднему уровню – «хорошо», высокому уровню значение «отлично». Оценка «неудовлетворительно» выставлялась курсанту тогда, когда он набирал меньше 9 баллов. Следовательно, оценки уровней результативности экспериментальной деятельности отражали качество культурноречевой подготовки каждого курсанта в обычной системе оценок. Выводы, сделанные в процессе анализа результатов констатирующего эксперимента, легли в основу организации и проведения с сентября 2001 по июнь 2006 года на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, Рязанского высшего военного командного училища связи, Коломенского высшего артиллерийского командного училища формирующего эксперимента в целях апробации теоретических и прикладных положений Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, включающей в себя комплексную программу ее реализации, в структурно-содержательном плане состоящей из следующих разделов: организация и осуществление целенаправленного и системного процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов в условиях военного командного вуза; разработка путей оптимизации и мотивационного обеспечения формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов; подготовка преподавательского и командного состава военного вуза к эффективному осуществлению процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов. В процессе формирующего эксперимента было установлено, что традиционная система обучения, проектируемая на основе ассоциативно-рефлекторной концепции и реализуемая ранее в процессе преподавания лингвистических дисциплин, не дает желаемых результатов культурноречевого развития курсантов военных командных вузов. Достижение поставленных педагогических целей осуществлялось с помощью тщательно продуманной комбинации форм и методов организации учебных занятий, направленных на развитие различных аспектов речевой культуры у курсантов и составивших методический инструментарий исследуемого процесса. Особенности организации и проведения занятий в экспериментальных группах в сравнении с контрольными группами заключались в акцентуализации осознанного мотивированного подхода курсантов к овладению культурноречевыми навыками; преобладающем использовании активных методов обучения (неимитационных и имитационных), направленных не только на воссоздание предметного, но и моделирование социально-коммуникативного содержания будущей профессиональной деятельности офицера-командира; усилении индивидуального подхода к развитию речевой культуры с учетом базовой общеобразовательной подготовки и психолого-лингвистических способностей и задатков курсантов. Апробация положений Концепции в ходе формирующего эксперимента осуществлялась на основе внедрения в учебный процесс следующих специально спроектированных педагогических технологий, затрагивающих все аспекты формирования культурноречевой компетенции личности, выделяемые в лингводидактике (развитие навыков чтения, письма и говорения (общения)): 1) технологии информационно-лингвистического обеспечения процесса формирования речевой культуры у обучающихся, направленной на оптимизацию работы курсантов с учебной литературой как основным источником учебной информации и развитие у них речемыслительных навыков чтения, понимания и усвоения текста; 2) технологии коллективного речетворчества, основанной на организации малых групп и пар сменного состава и позволяющей значительно повысить грамотность и культурноречевую мотивацию курсантов; 3) технологии коммуникативно-диалогической организации речевого педагогического взаимодействия с использованием приемов моделирования и анализа конкретных жизненных и профессиональных коммуникативных ситуаций и имитационных коммуникативных упражнений; 4) технологии мотивационно-личностного обеспечения самостоятельной коммуникативной деятельности, направленной на культурноречевое самосовершенствование курсантов во внеучебное время, в часы самостоятельной работы. Педагогическая Концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов потребовала изменения качественной парадигмы педагогических средств и методов обучения. В связи с этим в образовательном процессе преобладали дискуссионные формы проведения лекционных занятий (проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа), широко и эффективно применялись коллективные и групповые способы совершенствования речевой культуры у курсантов (проблемные семинары-дискуссии, ролевые и деловые игры, имитационное речевое моделирование, анализ и решение конкретных профессионально-направленных коммуникативных ситуаций, имитационные речевые упражнения, «круглые столы», подготовка и проведение публичных выступлений курсантов перед учебной группой по заданной теме и др.), направленные на активизацию познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального фона, инициирование активного диалога, обеспечение продуктивного, творческого усвоения курсантами культурноречевых знаний и умений. Одной из особенностей методики проведения практических занятий в экспериментальной группе стало регламентированное требование выполнения всех практических коммуникативных упражнений всеми обучающимися. И если на первых занятиях, по опросу, более 40% курсантов испытывали определённый комплекс боязни публичного выступления и оценки качества их речевого высказывания преподавателем и коллегами, то позднее они воспринимали данную практику как должное, испытывали удовлетворение от речевого творчества и активно включались в учебную речевую деятельность. В целях борьбы с использованием ненормативной лексики в экспериментальных группах под руководством командира подразделения были созданы группы контроля («культурный дозор») из числа наиболее авторитетных и культурно развитых курсантов. Ими фиксировались случаи нарушения социального и военного речевого этикета и заносились штрафные баллы в рейтинговую карточку соответствующего курсанта, которые затем учитывались при подведении ежемесячных, семестровых и годовых итогов в подразделении и влияли на распределение поощрений среди личного состава. В экспериментальных группах были разработаны личные планы культурноречевого самосовершенствования курсантов, включавшие в себя программу общих мероприятий и индивидуальные рекомендации по развитию конкретных речевых навыков (список учебной и научно-методической литературы, перечень художественных произведений для обязательного чтения, стихотворных произведений для заучивания наизусть, тематика докладов и рефератов лингвистической направленности, тематика регулярных творческих письменных работ и др.). Эти меры были направлены на активизацию и систематизацию деятельности курсантов по самосовершенствованию в культурноречевом плане, на формирование и совершенствование умений самостоятельно работать с литературными источниками. В рамках формирующего эксперимента в образовательный процесс были внесены изменения и дополнения по следующим направлениям: факультативное внедрение коррективно-компенсирующего блока гуманитарно-лингвистических дисциплин; создание междисциплинарной модели структурно-логических связей дисциплин различных циклов, базирующейся на интегративной роли речевой культуры; повышение значимости коммуникативного компонента в процессе преподавания военно-специальных дисциплин. С этой целью на общевузовском уровне при разработке учебной программы специальности «Управление персоналом» и кафедральном уровне при разработке учебных планов дисциплин было осуществлено координирование их содержания с учетом проблемы формирования профессионально значимых компонентов речевой культуры у курсантов. В содержание преподавания дисциплин «Культурология», «Философия», «Правоведение», «Социология управления», «Теория управления» были внесены вопросы интегративного характера, направленные на совокупную реализацию специальных, интеллектуальных и речевых аспектов подготовки офицера командной направленности; было разработано и апробировано учебное пособие «Культура речи: нормативный и коммуникативный аспекты». Курсантам экспериментальных групп были прочитаны разработанные диссертантом спецкурсы «Риторические навыки в военной деятельности» (20 часов) и «Лингво-психологические способы воздействия» (16 часов). С учетом низкого уровня письменной грамотности, наблюдаемого у курсантов с момента их поступления в военный вуз и затрудняющего процесс обучения, был разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: 1) спецкурс «Культура письменной речи офицера» (20 часов), ставивший своей целью определение грамматических аспектов, вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения при освоении; 2) учебное пособие «Культура письменной речи. Повышение грамотности», включающее в себя как задания для выполнения под руководством преподавателя, так и для осуществления самоконтроля; 3) сборник «Тексты для внеаудиторного чтения», представляющий собой систему разножанровых и разностилевых произведений для обязательного самостоятельного освоения; 4) компьютерная контролирующая программа «Тесты по культуре речи», оптимизирующая мониторинг сформированности ряда аспектов речевой культуры у курсантов. Результаты формирующего эксперимента показали, что процесс развития речевой культуры у курсантов тогда достигает должного эффекта и качества, когда он обеспечивается устойчивой мотивацией, активной, систематической и целенаправленной самообразовательной деятельностью по углублению и развитию полученных лингвистических знаний и выработке на их основе профессионально значимых коммуникативных умений и навыков. В связи с этим важное внимание уделялось совершенствованию воспитательной работы командно-преподавательского состава с курсантами по формированию у них устойчивых мотивов, побуждающих к активной работе по самосовершенствованию в культурноречевом плане. С этой целью практиковались выступления курсантов старших курсов из экспериментальных групп перед курсантами младших курсов на заданную тему, что способствовало повышению их авторитета и личностной самооценки, а также обеспечивало возможность развивать ораторское мастерство, способность устанавливать и удерживать контакт, управлять аудиторией. На занятиях по военным дисциплинам на старших курсах применялись элементы ролевой игры, когда назначенный курсант имитировал деятельность руководителя занятия, с последующим детальным разбором речевой ситуации, оценкой речевых действий и высказыванием необходимых рекомендаций. При подготовке отчета о прохождении войсковой стажировки курсантам предлагалось отдельным пунктом проанализировать специфику их коммуникативно-методической деятельности в войсках, отразить ее плюсы и минусы, внести соответствующие коррективы в личный план культурноречевого самосовершенствования. Помимо этого, продолжалась работа по формированию здорового морально-психологического климата в учебных группах, правильного понимания и подхода к личностному и речевому развитию. По итогам анкетирования в ходе формирующего эксперимента, все курсанты отметили эффективность системы проведенных педагогических мероприятий по развитию речевой культуры, причём 90 % сочли ее очень эффективной и эффективной в достаточно высокой степени; 92 % курсантов отметили у себя увеличение словарного запаса, развитие различных групп речевых навыков, повышение грамотности; 87 % курсантов выразили уверенность, что продолжение культурноречевого самосовершенствования будет способствовать их высоким показателям в учебе и в дальнейшей военно-профессиональной деятельности, причём 85 % рассчитывают на ощутимый качественный сдвиг. |