Delist.ru

Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов (09.01.2008)

Автор: Лазуткина Лариса Николаевна

Кроме перечисленных тенденций на развитие теории и практики формирования и развития речевой культуры у курсантов военных вузов существенно повлиял процесс стандартизации в системе образования, в особенности его период после 2000 года, когда был введен в действие Государственный образовательный стандарт ВПО второго поколения, предусматривающий обучение русскому языку и культуре речи в процессе подготовки военного специалиста. Вместе с тем, реализация требований ГОС ВПО по культурноречевому развитию обучаемых в практике высшей военной школы выявила целый ряд противоречий, присущих этому процессу, главным из которых является повышение требований к качеству командно-методической подготовки офицера и низким уровнем социально и профессионально обусловленной речевой культуры курсантов как средства и результата овладения военной командной специальностью.

Современной тенденцией обновления профессионального образования, влияющей и на осуществление культурноречевого развития обучаемых, является ориентация на формирование у будущего специалиста профессиональной компетентности как результата подготовки в вузе, приобретение им опыта профессиональной деятельности уже на этапе обучения. Профессиональная компетентность как сложное многофакторное явление включает не только базовые знания, но и ценностные ориентации специалиста, стиль взаимоотношений с людьми, его общую культуру и способность к развитию творческого потенциала. Поэтому среди ключевых педагогических компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности офицера-командира, в педагогике высшей военной школы, помимо исследовательских, адаптивных, конструктивно-проектировочных, социально-личностных, самообразовательных, важная роль отводится и организационно-коммуникативным компетенциям. Соотнесение коммуникативной компетенции со структурой языковой личности (концепция Ю.Н. Караулова) позволило выделить компоненты коммуникативной компетенции языковой личности, которые должны учитываться в процессе формирования речевой культуры у курсантов военных командных вузов: психофизиологические особенности личности; социальная характеристика и статус личности; культурный фонд личности; языковая компетенция; прагматикон личности (мотивы, знание законов коммуникации, владение коммуникативными умениями и навыками). При интерпретации понятия «языковая компетенция» с точки зрения культуры речи, то есть с точки зрения способности человека к успешной коммуникации, основанной на ценностях и регулятивах «высокой» культуры, релевантными оказываются и такие лингвистические характеристики личности, как объем и глубина языковых тезаурусов (лексического и грамматического), уровень владения литературным языком и его нормами, умение продуцировать и понимать тексты различной функциональной направленности. Построение концептуальной модели речевой культуры как ключевого компонента профессиональной коммуникативной компетенции потребовало выявления иерархической соподчиненности ее структурных и функциональных компонентов, представленных в диссертации.

В ходе теоретико-педагогического исследования сущности этого явления были определены общие принципы культурноречевого развития курсантов военных командных вузов, которые определяют содержание, структуру, технологию и методику этого процесса: научности и социальной обусловленности, который определяет необходимость осуществления указанного процесса с учетом достижений современной педагогики, лингвистики, психологии и требований государства и его Вооруженных Сил к качеству профессиональной коммуникативной подготовки военного специалиста; гражданственности, который позволяет формировать в военном вузе гражданское самосознание, патриотизм посредством языка как воплощения и сосредоточия национальной культуры и военной речевой традиции; военно-профессиональной направленности культурноречевого развития, который обеспечивает всестороннюю профессионально-речевую подготовку выпускников к выполнению командных обязанностей в войсках в условиях мирного и военного времени; целенаправленности, непрерывности и интенсивности культурноречевого развития курсантов, который определяет направленность, последовательность и логику исследуемого процесса; сознательности, активности и мотивированности, который определяет отношение курсантов к формированию и развитию их речевой культуры; прочности овладения культурноречевыми знаниями, умениями и навыками, который определяет качество усвоения курсантами культурноречевой составляющей дисциплин различных циклов; воспитывающего обучения, который предполагает формирование в процессе развития речевой культуры базовой культуры курсантов (нравственной, эстетической, профессиональной); единства индивидуального и коллективного подходов, который позволяет формировать и развивать речевую культуру у курсантов посредством организации продуктивного речевого взаимодействия обучаемого с учебным коллективом и педагогом. В числе специфических принципов исследуемого процесса можно выделить принцип коммуникативной эмпатии, предполагающий направленность на позитивное общение, уважение к партнеру, учет его интересов и мнений на паритетных началах; принцип культурноречевой рефлексии, подразумевающий анализ курсантом своей собственной речевой деятельности, качества реализации дискурса; выявление трудностей, возникающих в ходе совершенствования собственной речевой культуры; принцип коммуникативной перцепции, направленный на формирование умения анализировать и дифференцировать особенности речевой деятельности человека; быстро и точно находить адекватные содержанию общения коммуникативные средства, соответствующие одновременно творческой индивидуальности специалиста и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям коммуникативного партнёра, выступающего в качестве объекта речевого воздействия.

С позиции комплексного подхода, содержание процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов включает в себя реализацию взаимосвязанных компонентов, затрагивающих основные аспекты личности военного специалиста и представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Содержание процесса формирования и развития

речевой культуры у курсантов военных командных вузов

Наименование компонента Характеристика компонента

Мотивационно-ценностный Предполагает наличие ценностных ориентаций и мотивов развития речевой культуры.

Когнитивный Предполагает наличие теоретических лингвистических знаний, практических речевых умений и риторических навыков, необходимых для осуществления речевой деятельности.

Рефлексивный Позволяет курсанту оценивать собственную речевую деятельность и ее результаты, спланировать индивидуальный маршрут культурноречевого совершенствования.

Продуктивный

(презентационный) Предполагает способность курсанта к творческому использованию лингвистических знаний и умений на практике.

Функциональный Предполагает способность курсанта эффективно решать коммуникативные задачи, находя для этого оптимальные речевые способы.

В числе структурных компонентов исследуемого процесса выделяются субъект (командование военного вуза и курсантских подразделений, профессорско-преподавательский состав, научные работники и методисты) и его объект (курсанты военных командных вузов). При осуществлении формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов реализуются следующие основные функции: образовательная, воспитательная, нормативная, развивающая, контролирующая и корректирующая, ценностная, функция самовыражения.

С учетом совокупных достижений целого ряда гуманитарных наук, изучавших специфику коммуникативной деятельности личности, в структуре исследуемого процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов были выделены следующие уровни: 1) собственно лингвистический уровень, включающий в себя овладение нормами устного и письменного русского литературного языка (правилами орфоэпии, лексики, грамматики, стилистики); способность выражать заданный смысл разными, в идеале всеми возможными в языке способами, то есть способность к перефразированию; способность извлекать смысл из текста, в частности различать омонимию внешне совпадающих и синонимию внешне различных предложений; способность отличать правильные в языковом отношении высказывания от неправильных; 2) национально-культурный уровень, предполагающий владение совокупностью сведений о национально или культурно специфических условиях, сопровождающих в данном социуме употребление тех или иных языковых средств (информация национально-культурного характера, сведения о национально обусловленных коннотациях слов); 3) энциклопедический уровень, требующий понимания реалий и отношений, стоящих за значением слов, правильного представления о родо-видовых связях между вещами и понятиями, выражаемыми словами, о причинно-следственных, временных и пространственных отношениях, об иерархии социальных ценностей и др.; 4) ситуативный уровень, предписывающий не только следование нормам русского литературного языка, но и владение информацией об условиях использования языковых средств, умение выбирать из сосуществующих речевых вариантов наиболее точный в смысловом отношении, выразительный, стилистически и ситуативно уместный, максимально эффективный для осуществления социального и профессионально обусловленного речевого взаимодействия.

Результаты исследования показали, что уверенное прогнозирование результатов субъектов военного профессионального общения возможно при условии мастерского владения ими методами педагогической деятельности по формированию речевой культуры у курсантов. Комбинации методов, приемов, форм и средств культурноречевого совершенствования курсантов могут быть бесконечно разнообразными и составлять его технологическую основу. Основными путями реализации методов, приемов, средств и форм деятельности, направленной на культурноречевое развития курсантов, являются: 1) системная организация и качественное проведение всех видов учебных занятий на диалоговой основе, направленной на формирование речевой компетенции обучаемых, текущего и итогового контроля качества культурноречевой подготовки для эффективного выполнения военных профессиональных обязанностей; 2) реализация воспитательной работы, направленной на формирование и развитие у курсантов профессионально важных личностных качеств, общей и педагогической культуры, базовым структурным компонентом которой является владение языковыми и коммуникативными нормами, навыки в организации продуктивного речевого взаимодействия с учетом уставных требований; 3) совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, направленных на формирование и развитие речевой культуры у курсантов, повышение уровня педагогической культуры, обуславливающей улучшение качества профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава военного вуза и зависящей от владения навыками педагогического речевого общения; 4) разработка и научное обоснование основных исследовательских лингво-психологических проблем, затрагивающих формирование и развитие речевой культуры у курсантов военных командных вузов; 5) систематизация и регулирование самостоятельной работы курсантов, предполагающей закрепление и углубление профессионально необходимых коммуникативных знаний и навыков, стимулирующей самостоятельный поиск и приобретение новых культурноречевых знаний, обеспечивающей регулярную и целенаправленную работа над совершенствованием собственной речи, обогащением тезауруса.

Результатом осуществления перечисленных путей явилась военно-профессиональная речевая готовность выпускников военных командных вузов к коммуникативной деятельности в войсках по должностному предназначению, проявившаяся в качестве решения ими реальных специально-профессиональных задач (учебных, воспитательных, организационных, управленческих), средством выполнения которых являлись навыки речевого общения в сфере управления подразделением в бою, обучения и руководства подчиненными в мирное время, осуществления психологической и воспитательной работы с личным составом; в качестве их повседневного речевого взаимодействия с преподавателями, командирами и сверстниками, выполнения требований военного речевого этикета; в уровне успеваемости, отражающем развитость интеллекта и мотивации к овладению военной специальностью; в активном интересе к различным видам и формам организации образовательного процесса в военном вузе, направленным на формирование высокой личностной и речевой культуры будущего военного специалиста.

Следующим шагом в обосновании Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов явилась разработка педагогической технологии культурноречевого развития, которая представляет собой совокупность форм, методов и средств обучения и воспитания, базирующихся на лингводидактических принципах, целях и закономерностях, обеспечивающих высокий уровень их эффективности в осуществлении культурноречевого развития курсантов и возможность последующего воспроизведения в условиях любого военного вуза командной направленности.

Исходя из данного определения, были выделены основные структурные блоки данной технологии, представленные в таблице 2.

Таблица 2.

Структура педагогической технологии культурноречевого развития курсантов военных командных вузов

Содержательный блок Процессуально-технологический блок

1) Теоретические положения концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов.

2) Общие и конкретные цели культурноречевого развития курсантов.

3) Разработка содержания учебного материала на основе норм русской речевой культуры, национальных и военных речевых традиций. 1) Организация формирования и развития речевой культуры у учащихся военных командных вузов в учебное и внеучебное время.

2) Методы и формы учебной коммуникативной деятельности курсантов.

3) Методы и формы речевой педагогической деятельности преподавательского и командного состава вуза.

4) Деятельность преподавателя по управлению процессом культурноречевого развития обучающихся.

5) Диагностика осуществляемой коммуникативно направленной педагогической деятельности.

Разработка процессуальной части технологии культурноречевого развития курсантов военных командных вузов включала в себя определение способов совершенствования их речевых навыков, методов и форм взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса с учетом множества факторов и предполагала их личностно-ориентированную реализацию на диалоговой основе (посредством усиления и совершенствования диалогичности взаимодействия всеми участниками учебно-воспитательного процесса; через развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения обучающимся самого себя, собственных мотивов, способностей и задатков; усиление диалогичности в приобщении и постижении профессионально ориентированной речевой культуры посредством включенности курсантов в совместную служебную деятельность) и ситаутивно-деятельностной основе (подразумевается активизация и интенсификация процесса формирования их коммуникативной компетентности).

Обоснование концептуальных положений культурноречевого развития курсантов обеспечило возможность исследования экспериментального процесса его реализации в военном командном вузе на основе разработанной в рамках Концепции комплексной педагогической программы, которая представляет собой систему регулярно проводимых мероприятий различной коммуникативной направленности, охватывающую все аспекты образовательного процесса военного вуза, основной целью которой является организация разностороннего, многофункционального, интеллектуально и эстетически развивающего речевого взаимодействия в учебное и внеучебное время, в академической и служебной обстановке.

С целью проверки комплексной программы реализации Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов в период с 2000 по 2006 год была организована опытно-экспериментальная работа, в ходе которой решались следующие задачи: выявление реального состояния развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, его положительных и отрицательных тенденций; уточнение научных и прикладных положений Концепции, проверка эффективности мероприятий комплексной программы реализации Концепции, предусматривающей ее всестороннее дидактическое и учебно-материальное обеспечение; обоснование и апробацию критериев эффективности исследуемого педагогического процесса; осуществление системного педагогического анализа полученных результатов, уточнение основных путей и условий повышения эффективности речевого совершенствования будущих офицеров командных специальностей в высшей военной школе.

В ходе констатирующего эксперимента изучалась военно-педагогическая практика формирования речевой культуры у курсантов военных командных вузов, выявлялись содержание, методика и организация исследуемого процесса. Сведения, полученные в процессе обмена информацией с руководством и преподавателями 28 кафедр, многократного опроса свыше 1000 курсантов экспериментальных военных вузов, посещения занятий по гуманитарным и военно-специальным дисциплинам (тактике, огневой, инженерной и воздушно-десантной подготовке, топографии и др.), анализа результатов войсковой стажировки и итоговой государственной аттестации за последние годы, а также изучение отзывов о результатах первых лет прохождения службы выпускников на первичных командных должностях, позволили определить наличие существенных недостатков в организации и осуществлении процесса культурноречевого развития курсантов, которые негативно сказываются на качестве командно-методической подготовки будущих офицеров-управленцев: низкий уровень профессионально-педагогического мастерства ряда преподавателей (отметили 42,1 % опрошенных); отсутствие личной примерности в выполнении требований, предъявляемых к уровню специальной и речевой подготовки выпускников военных командных вузов (53,6 %); абстрактный характер преподавания, оторванность от реалий практического речевого общения при исполнении командирских обязанностей в войсках, слабый учет в преподавании особенностей будущей профессиональной коммуникативной деятельности офицера (57,6 %); отсутствие практических рекомендаций по работе с личным составом в войсках, особенно в отдаленных гарнизонах, со служащими по контракту, в условиях ведения боевых действий (62,4%); недостаток профессионально адаптированной учебной и современной справочной литературы (42,1 %).

Вместе с тем, явилось позитивным постепенное осознание курсантами своих проблем в сфере речевой культуры и высказывание желания изучать русский язык в большем объеме и повышать уровень своей речевой культуры на протяжении всего обучения в вузе (в 2001 году об этом заявили 64% опрошенных; в 2002 году – 67%; в 2003 году – 71%; в 2004 году – 73%; в 2005 году – 84%; в 2006 году – 96%), что свидетельствует о постепенном глубинном понимании курсантами значимости речевой культуры для освоения выбранной военной специальности и дальнейшей успешной профессиональной командной деятельности.

????????????`?t

?0???$?

?0???$?

?0???$?

?0???$?

загрузка...