Delist.ru

Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов (09.01.2008)

Автор: Лазуткина Лариса Николаевна

4. Обосновать основные пути повышения эффективности процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов в отечественных военных командных вузах; разработать практические рекомендации органам военного управления, руководящему и профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений по внедрению научных и прикладных результатов исследования в практику.

Гипотеза исследования основывается на выявленном противоречии, заключающемся в том, что реализация современных требований, предъявляемых к уровню речевой культуры как значимому аспекту профессиональной подготовки офицера, осваивающего командную специальность, не обеспечивается в должной мере существующей системой культурноречевого развития курсантов в военных командных вузах. Основными причинами сложившегося положения являются: снижение базового уровня культурноречевой подготовки у поступающих в военные вузы; недостаточное внимание к данной проблеме при организации образовательного процесса в высшей военной школе; отсутствие эффективных методов культурноречевого развития; низкий уровень мотивации курсантов к речевому совершенствованию; недостаточное осознание роли речевой культуры в учебной и профессиональной деятельности постоянного и переменного состава военного командного вуза.

Предполагается, что разрешению данного противоречия послужит разработка педагогической Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, призванной оптимизировать организацию и методику формирования речевой культуры у курсантов; повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному речетворчеству, способствующему культурному и интеллектуальному развитию личности будущего командира; совершенствовать речевую культуру как неотъемлемую часть педагогического мастерства постоянного состава военного командного вуза, активизировать проектирование и внедрение педагогических технологий, обеспечивающих практическую эффективность военно-профессиональной коммуникативной деятельности курсантов.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили гносеологические диалектические положения о всеобщей связи и развитии явлений и процессов действительности, их взаимообусловленности и целостности; о единстве сознания и деятельности человека; о взаимосвязи речи и мышления, речи и сознания; о подходах и факторах целостного формирования личности, ее активной жизненной позиции; о связи теории и практики в профессиональной подготовке специалистов. В качестве методологических регулятивов выступили положения личностно-социально-деятельностного и системного подходов к анализу педагогических явлений и процессов, разработанные А.В. Барабанщиковым, Б.Г. Ананьевым, В.Г. Афанасьевым, В.П. Беспалько, И.В. Блаубергом, В.И. Вдовюком, Т.А. Ильиной, В.В. Краевским, Э.Г. Юдиным и другими учеными; а также культурологического (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Р.А. Будагов, С.Г. Тер-Минасова и др.); коммуникативно-деятельностного (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Т.Г. Винокур, В.В. Колесов, А.А. Леонтьев и др.), компетентностного (А.А. Вербицкий, И.С. Данилова, В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, Т.А. Пашкова и др.), процессуального (О.А. Василенко, В.А. Григорьева-Голубева, А.Н. Ксенофонтова, В.Н. Куницына, В.Н. Мушкатов, В.Д. Шадриков и др.) подходов.

Теоретическая основа исследования строится на положениях об интегральных характеристиках речевой деятельности (О.А. Баева, А.Б. Добрович, В.В. Колесов, А.Е. Михневич и др.), о механизмах персонализации личности и ее развития в речевой деятельности (Б.М. Гаспаров, Е.Г. Злобина, Ю.Н. Караулов, В.П. Чихачев, Д.Н. Шмелев и др.), об экстериоризации межличностных отношений в общении (А.А. Бодалев, Ю.Д. Демериев, М.С. Каган и др.), о психологических основах коммуникации (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.П. Ерастов, Н.И. Жинкин и др.).

Принципиальную роль в обосновании стратегии исследования сыграли труды, раскрывающие закономерности развития высшей школы (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.И. Молибог, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); результаты исследований по проблемам военной дидактики (А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, В.Н. Гуляев, В.П. Давыдов, В.Г. Демин, М.А. Лямзин, Ю.С. Руденко и др.); представляющие пути и перспективы развития высшего профессионального образования (И.А. Алехин, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.И. Марченков и др.); связанные с содержанием и технологиями профессиональной подготовки обучающихся в высшей школе (Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.П. Ковляшкин, А.К. Колеченко, Э.Н. Коротков, В.Т. Кудрявцев, В.А. Сластенин и др.); раскрывающие методологию педагогических исследований (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин и др.), затрагивающие вопросы методики культурноречевого развития (Ф.И. Буслаев, Г.А. Золотова, Д.Э. Розенталь, Е.Н. Ширяев и др.).

Важное значение в определении научных позиций исследования имели теоретические положения Военной доктрины Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Федеральной программы реформирования системы военного образования в РФ на период до 2010 года.

Достижение цели и решение поставленных задач исследования осуществлялось с применением комплексной методики, включающей совокупность теоретических и эмпирических методов. Теоретическая группа методов включала в себя: аналитическую работу с научными источниками, педагогической и специальной литературой, изучение нормативных документов, педагогическую экспертизу результатов жизнедеятельности, а, кроме того, синтез, классификацию, сравнение, обобщение, систематизацию полученной информации. К числу эмпирических методов относились: педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анализ документов и результатов деятельности, экспертная и рейтинговая оценка, тестирование и интервьюирование.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Военного университета, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, Рязанского высшего военного командного училища связи, Коломенского высшего артиллерийского командного училища, Московского высшего военного командного училища, Рязанского высшего военного автомобильного института, Академии права и управления ФСИН РФ, Рязанского филиала Московского университета МВД РФ. Практически значимые выводы экспериментального исследования обсуждались на заседаниях региональной секции Воздушно-десантных войск Академии военных наук.

Исследование проводилось с 2000 по 2007 год и включало в себя три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2000-2001 гг.) – подготовительный, включавший в себя предварительный анализ исследуемой проблемы, выявление ее теоретической разработанности, чему способствовало изучение научных источников и исторической ретроспективы становления и развития исследуемой педагогической проблемы в высшей военной школе. Параллельно с научно-теоретическим анализом производилось накопление, осмысление и систематизация фактического материала, характеризующего специфику процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных вузов. На этом этапе были определены объект и предмет, цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза исследования, разработана Концепция развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, обоснована методика исследования и проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2001-2006 гг.) – основной, включавший обобщение результатов анализа теоретических источников и вузовской практики, разработку комплексной программы реализации Концепции, подготовку экспериментальной базы, критериального аппарата и проведение формирующего эксперимента, в ходе которого изучалось влияние различных факторов на исследуемый процесс, осуществлялась апробация дидактической модели и определение путей и условий повышения эффективности культурноречевого развития курсантов командных вузов МО РФ, подготовка учебных пособий и методических рекомендаций, публикация промежуточных результатов исследования.

Третий этап (2006-2007 гг.) – заключительный, был направлен на осуществление окончательной обработки, систематизации и обобщения полученных в результате опытно-экспериментальной работы данных, обсуждение результатов исследования, подготовку монографии по теме исследования, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации, подготовку публикаций по исследуемой проблеме, внедрение выводов и рекомендаций исследования в педагогическую практику военных вузов.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования было изучено более 600 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе свыше 90 докторских и кандидатских диссертаций, затрагивающих филологические, психологические и педагогические аспекты образовательного процесса в высшей и высшей военной школе. Были проанализированы: квалификационные требования к выпускникам по 9 специальностям, 24 учебных плана, более 90 учебных программ и тематических планов изучения дисциплин различных циклов в военных вузах, свыше 140 планов работы кафедр и журналов контроля учебных занятий, 168 индивидуальных планов работы преподавателей и командиров курсантских подразделений. Задействовалось в беседах, опросах-интервью, анкетировании свыше 1200 курсантов, 210 преподавателей из 8 военных вузов, 28 начальников кафедр, 185 командиров курсантских подразделений. В непосредственной профессиональной деятельности изучалась и планировалась подготовка специалистов командных специальностей в военных вузах в течение 7 лет в качестве председателя предметно-методической комиссии по проблемам преподавания гуманитарных дисциплин, заведующей кафедрой русского языка, практически проведено свыше 500 учебных занятий. Материалы исследования нашли отражение в монографии, учебных пособиях и учебно-методических комплексах, ряде научных публикаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– осуществлен историко-педагогический анализ проблемы формирования речевой культуры у курсантов военных командных вузов; выявлены тенденции развития этого аспекта профессиональной подготовки в высшей военной школе на разных этапах ее становления; дана характеристика современного состояния теории и практики речевого развития в высших учебных заведениях МО РФ и развитых зарубежных государств;

– разработана педагогическая Концепция формирования речевой культуры у выпускников командных специальностей современной высшей военной школы; определены сущность и содержание данного процесса; выявлены и обоснованы основные закономерности, противоречия и принципы культурноречевого развития курсантов военных командных вузов;

– обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена педагогическая технология, включающая в себя критериальный аппарат оценки состояния этого аспекта профессиональной подготовки в отечественных военных командных вузах;

– определены и методом опытной работы проверены основные пути повышения эффективности процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов командных вузов МО РФ; разработаны рекомендации по использованию научных и прикладных результатов исследования в образовательной практике высшей военной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявленные в результате историко-педагогического анализа тенденции развития культурноречевой подготовки курсантов с момента зарождения отечественной высшей военной школы и по настоящее время, а также в военных учебных заведениях ряда развитых зарубежных государств: поэтапное увеличение доли культурноречевого компонента в системе профессиональной подготовки офицеров; приверженность в формировании и развитии речевой культуры национальным культурноречевым традициям, нормам военного речевого этикета, складывавшегося на протяжении столетий; возрастание роли командно-методических речевых навыков в деле повышения качества подготовки военных специалистов, развитии военно-педагогической культуры офицера и речевой культуры как средства и результата ее формирования; построение обучения на коммуникативно-прагматической основе за счет разработки специальных курсов, направленных на обучение техникам речевого воздействия и управления людьми и изучения психологических основ речевой деятельности, особенно в вузах зарубежных армий; повышение требований к профессиональной речевой культуре постоянного состава высшей военной школы.

2. Разработанная педагогическая Концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, представляющая собой систему современных научно-педагогических взглядов, идей, целевых установок, приоритетных направлений, форм, методов и управленческих основ совместной образовательной деятельности постоянного и переменного состава военного вуза в области формирования лингвистических знаний, речевых умений и риторических навыков, составляющих основу речевой культуры, и достижение с их помощью высокого уровня эффективности и культуры военно-профессионального общения как средства и результата разносторонней подготовки выпускника военного командного вуза.

Концептуально обоснованная сущность культурноречевого развития курсантов, представляющая собой процесс формирования у курсантов культурноречевой компетенции на основе отечественной речевой традиции, выработки у них стойкой мотивации к постоянному культурноречевому самосовершенствованию, способствующему их личностному развитию и обеспечивающему эффективное решение актуальных социальных и военно-профессиональных коммуникативных задач; содержание, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивный, продуктивно-презентационный и функциональный компоненты; структура, включающая в себя выявленные в ходе исследования принципы культурноречевого развития курсантов военных командных вузов: научности и социальной обусловленности; гражданственности; военно-профессиональной направленности культурноречевого развития; целенаправленности, непрерывности и интенсивности формирования речевой культуры у курсантов; сознательности, активности и мотивированности; прочности овладения культурноречевыми знаниями, умениями и навыками; воспитывающего обучения; единства индивидуального и коллективного подходов к речевому развитию обучаемых, коммуникативной эмпатии, культурноречевой рефлексии, коммуникативной перцепции и др.; противоречия, присущие этому процессу: противоречие между высокими требованиями к качеству речевой подготовки выпускника, выдвигаемыми ГОС ВПО, и недостаточным количеством отводимого для этого учебного времени, теоретизированностью и обобщенностью предлагаемого содержания дисциплины; противоречие между значительными задачами, стоящими перед постоянным составом военного вуза в сфере культурноречевого развития курсантов, и ежегодным снижением базового общеобразовательного уровня подготовки по русскому языку, который демонстрируют абитуриенты; противоречие между необходимостью создания общей технологии формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов и преимущественной организацией этого процесса в рамках преподавания отдельно взятой дисциплины; противоречие между высоким уровнем притязаний обучающихся на большие достижения в области овладения речевой культурой и низким уровнем мотивации и психологической готовности к такой деятельности, которая бы их обеспечила; противоречие между необходимостью прогнозирования хода, этапов и перспектив формирования культуры речи у курсантов как средства получения военной специальности и отсутствием у них способности к этому, то есть навыков самоконтроля, саморегуляции и самодисциплины; противоречие между результатами культурноречевого развития курсантов и недостаточным уровнем педагогического мастерства и культуры, неумением организовывать эффективное педагогическое речевое общение постоянного состава вуза и др.

3. Обоснованная и опытно-экспериментальным путем проверенная технология культурноречевого развития, представляющая собой совокупность форм, методов и средств обучения и воспитания, базирующихся на лингводидактических принципах, целях и закономерностях, обеспечивающих высокий уровень их эффективности в осуществлении культурноречевого развития курсантов и возможность последующего воспроизведения в условиях любого военного вуза командной направленности.

Показавшие в процессе экспериментальной работы свою эффективность критерии оценки качества развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: мотивационно-целевой, учитывающий профессиональную коммуникативно-педагогическую направленность личности курсанта военного командного вуза; теоретико-нормативный, учитывающий уровень готовности к речевой деятельности и понимания значимости нормативно-стилистических и риторических знаний для организации и осуществления продуктивного дискурса в процессе обучения и военно-профессиональной деятельности; коммуникативно-деятельностный, отражающий качество сформированности у курсантов культурноречевых навыков и умений и выражающий активность курсанта в учебной и внеучебной коммуникативной деятельности; личностно-результативный, отражающий конкретные результаты речевого совершенствования курсантов для успешного решения профессионально обусловленных коммуникативных задач. Структурная целостность культурноречевой подготовки обусловила выбор в качестве интегрального критерия степень речевой готовности выпускников к исполнению командирских обязанностей на гуманистической основе и в строгом соответствии с требованиями военного речевого этикета.

4. Выявленные и обоснованные в ходе опытно-экспериментальной работы пути повышения эффективности процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: 1) подготовка командного и профессорско-преподавательского состава военных вузов к формированию речевой культуры у курсантов за счет усиления требований к уровню профессиональной речевой культуры и создания системы постоянного совершенствования постоянным составом навыков педагогического общения в рамках повышения квалификации; 2) выработка у курсантов устойчивой мотивации к развитию речевой культуры за счет усиления практической направленности речевой деятельности, преобразования лингвистического обучения курсантов в самообучение, внешней регуляции их речевых действий и поступков в саморегуляцию; 3) оптимизация культурноречевого совершенствования курсантов в учебной и внеучебной деятельности за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных форм и методов обучения; 4) проектирование и внедрение современных педагогических технологий формирования и развития речевой культуры в высшей военной школе, предусматривающих создание наиболее оптимального варианта организации педагогической системы совершенствования профессионально значимых речевых навыков будущих офицеров командных специальностей в учебное и внеучебное время.

Теоретическая значимость исследования состоит в решении крупной научной проблемы в педагогике высшей военной школы, заключающейся в концептуальном обосновании теории и практики формирования и развития речевой культуры у курсантов; систематизации научных знаний о сущности, содержании и технологии реализации указанного педагогического процесса; разработке прикладных рекомендаций совершенствования системы культурноречевой подготовки специалистов в военных вузах командной направленности. В своей совокупности эти положения расширяют и обогащают такие направления и разделы педагогики высшей и высшей военной школы, как: совершенствование способов педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений в образовательном процессе вуза; внедрение новых образовательных форм и технологий обучения и воспитания в вузе; развитие культуры речемыслительной деятельности как средства формирования личности специалиста; стимулирование самообразования и профессионально-педагогической подготовки постоянного и переменного состава вуза; осуществление патриотического воспитания обучаемых на основе национальных культурных и речевых традиций и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: а) разработанные научные и прикладные положения нашли применение при разработке квалификационных требований к подготовке выпускников командных специальностей, реализации государственных образовательных стандартов, учебных планов подготовки специалистов в вузах, учебных программ и тематических планов по лингвистическим дисциплинам; б) результаты исследования способствуют активизации разработки современных технологий подготовки специалиста на коммуникативно-диалоговой основе; усилению интеграции гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин посредством культурноречевого компонента; повышению требований к качеству вербализации информации при переходе на многоуровневую систему образования и развитии системы дистанционного обучения; акцентуализации культурноречевого аспекта педагогического мастерства преподавательского состава вуза; в) теоретические выводы и практические рекомендации, представленные в диссертации, могут быть использованы в системе вуза в целях повышения качества учебно-преподавательской, научно-исследовательской, практической коммуникативной и управленческой деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров исследования; полнотой и системностью рассмотрения структурных, функциональных и процессуальных характеристик предмета исследования с определением их взаимосвязей; применением комплексной методики исследования, адекватной его объекту, задачам и логике научного поиска; статистически оптимальным объемом экспериментальной выборки, позволяющим получить достоверные результаты исследования, которые прошли широкую апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в процессе обучения курсантов, слушателей, преподавателей и командиров курсантских подразделений в восьми вузах МО РФ, вузах других силовых министерств РФ и Министерства образования РФ. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на международных конференциях и форумах: «Образование и наука без границ» (Белгород, 2005), «Академия наук о Земле» (Москва, 2006), «Русский язык и культура речи в образовательной системе вуза» (Рязань: РВВДКУ, 2006), «Профессиональная подготовка военного специалиста в условиях комплектования ВС РФ по контракту» (Рязань: РВВДКУ, 2006); межвузовских и университетских семинарах, научно-практических конференциях: «Пути повышения профессионального и методического мастерства руководящего и профессорско-преподавательского состава в условиях реформирования военного образования» (Рязань: РВВАИ, 2006), «Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе» (Рязань: РГУ, 2006); на заседаниях региональной секции ВДВ Академии военных наук, в ходе чтений лекций в вузах Министерства обороны РФ, НИЦ Сухопутных войск ВС РФ, на кафедрах других военных вузов. Апробация осуществлялась в ходе выполнения комплексных научно-исследовательских работ, заданных Министерством обороны РФ и руководством ВДВ, под шифрами «Гуманитаризация», «Информатизация», «Контракт» и др. Результаты исследования нашли отражение в монографии, 3 учебных пособиях, научных статьях и тезисах; общий объем публикаций по теме исследования составляет более 80 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава I. Историко-педагогический анализ проблемы формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. Глава II. Концептуальные основы формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. Глава III. Опытно-экспериментальное исследование научных и прикладных основ формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. Глава IV. Основные пути повышения эффективности процесса формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов.

II. Основное содержание диссертации

Проведенный историко-педагогический анализ показал, что проблеме формирования и развития речевой культуры у офицеров уделялось внимание с момента возникновения и на разных этапах становления отечественной высшей военной школы, берущей свое начало со времени правления Петра I. Этот аспект военно-профессиональной подготовки часто рассматривался в числе приоритетных при проведении периодических реформ системы военного образования, о чем свидетельствуют выявленные и представленные в диахронической ретроспективе тенденции: в дореволюционный период прерогативой служило поэтапное увеличение доли культурноречевого компонента в системе профессиональной подготовки офицеров (систематическое увеличение количества часов, отводимых в учебных программах военных вузов на изучение основ русского языка, расширение программы лингвистического курса и др.); повышение требований к качеству оформления устных и письменных высказываний обучающихся в процессе освоения ими военных дисциплин, в служебном и повседневном общении; приверженность в формировании и развитии речевой культуры русским культурноречевым традициям, нормам русского военного речевого этикета, складывавшегося на протяжении столетий; в послереволюционный период наиболее актуальным направлением культурноречевой подготовки являлась ликвидация неграмотности среди командного состава, формирование речевых навыков пропагандиста; в период Великой Отечественной войны речевое мастерство проявило себя как мощнейшее консолидирующее, воодушевляющее, агитационное и пропагандистское средство, обусловившее возрастание роли риторических навыков убеждения, речевого координирования действий; коммуникативных качеств речи командира (ясность, точность, емкость приказов и распоряжений); публицистической направленности речи (обличение врага, всплеск военно-публицистического творчества); в послевоенный период наметилось усиление значимости командно-методических навыков в деле повышения качества подготовки военных специалистов, развитии педагогической культуры офицера и речевой культуры как средства и результата их формирования; повышение требований к уровню развития речевой культуры военного педагога.

Проведенное исследование культурноречевого совершенствования будущих офицеров в зарубежных военных учебных заведениях, специфической особенностью которого является опосредованное развитие речевой культуры (в программе обучения зачастую отсутствуют часы на изучение основ национального языка), выявило следующие тенденции в организации данного процесса: построение обучения на коммуникативно-прагматической основе; разработка специальных курсов, направленных на обучение техникам речевого воздействия и управления людьми; изучение психологических основ речевой деятельности. Все перечисленные методы позволяют эффективно осуществлять командно-методическую подготовку офицеров ведущих зарубежных стран, обеспечивающую их успешную профессиональную деятельность в войсках.

Изучение современного состояния системы формирования и развития речевой культуры у курсантов командных вузов МО РФ определило его обусловленность необходимостью повышения качества профессиональной подготовки военного специалиста, способного эффективно решать боевые задачи и выполнять психолого-педагогические обязанности командира-наставника, что соответствует положениям Военной доктрины Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы; Федеральной программе реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года. Изучение современной культурноречевой подготовки специалистов в военных командных вузах позволил выявить зависимость уровня профессионального мастерства офицеров от качества реализации данного процесса в высшей военной школе.

Анализ научных работ, выполненных представителями высшей школы, по проблеме формирования речевой культуры у курсантов показал отсутствие единства в выделении общих родовых признаков и сущностных внутренних связей исследуемого педагогического явления, в определении роли культурноречевой составляющей в структуре профессиональной военной коммуникации. Применительно к формированию и развитию речевой культуры у обучаемых используются понятия «культура речи», «языковая культура», «коммуникативная культура», «культура общения» в значении совокупности факторов, обеспечивающих социальные контакты между людьми. Многообразие и неоднозначность понятийно-категориального аппарата свидетельствует о неудовлетворительной научной разработанности понятийного статуса речевой культуры специалиста и необходимости его концептуального обоснования.

С этой целью в ходе проводимого исследования применялся личностно-коммуникативно-деятельностный подход, основанный на выделении качественных уровней речевой культуры, связанных с развитием личности в целом, и трактующий речь как определенный вид деятельности, а именно как речевую деятельность, обладающую всеми деятельностными характеристиками (целью, предметом деятельности, содержанием, результатом), основная функциональная нагрузка которой состоит в обеспечении любой другой деятельности индивида в социуме. Использование методологии знаково-контекстного подхода позволило осуществлять исследование развития культуры речевого поведения обучаемых, культуры речевых поступков, речевой деятельности на социальном и профессиональном фоне, максимально приближенном и значимом для курсантов военных командных вузов. Применение, помимо вышеназванных, системного, компетентностного, процессуального подходов позволило определить речевую культуры военного специалиста как организованную совокупность языковых средств, которая в определенной ситуации речевого общения при соблюдении современных языковых норм и военного речевого этикета позволяет обеспечить оптимальный результат в достижении социально и профессионально обусловленных коммуникативных задач.

Базируясь на методологических подходах, изложенных в основополагающих исследованиях дидактов высшей военной школы (И.А. Алехина, А.В. Барабанщикова, А.К. Быкова, В.И. Вдовюка, В.Н. Герасимова, П.Н. Городова, В.Н. Гуляева, В.П. Давыдова, Э.Н. Короткова, А.И. Лобача, М.А. Лямзина и др., а также их последователей – педагогов высших военных учебных заведений РФ), в диссертации разработана и обоснована педагогическая Концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, представляющая собой систему современных научно-педагогических взглядов, идей, целевых установок, приоритетных направлений, форм, методов и управленческих основ совместной образовательной деятельности постоянного и переменного состава военного вуза в области формирования лингвистических знаний, речевых умений и риторических навыков, составляющих основу речевой культуры, и достижение с их помощью высокого уровня эффективности и культуры военно-профессионального общения как средства и результата разносторонней подготовки выпускника военного командного вуза.

Основной целью Концепции явилось обоснование исходных научных и прикладных положений системы формирования и развития речевой культуры у курсантов, а также определение роли и места речевой культуры в образовательном процессе военных вузов, её значения в становлении профессионально-педагогического мастерства будущих офицеров командных специальностей.

При реализации цели Концепции учитывались основные тенденции в подготовке офицеров в высшей военной школе, характерные для современного этапа реформирования Вооружённых Сил РФ: многопрофильность, требующая формирования навыков функционально-стилистической дифференциации речи, умения мобильной перестройки высказывания для достижения максимального коммуникативного эффекта; многоуровневость, обуславливающая необходимость формирования у курсантов достаточного общенаучного и специального терминологического инструментария, а также реализацию аккумулятивной функции языка как средства обобщения, накопления и передачи общечеловеческих и профессионально значимых знаний; фундаментализация, предполагающая работу над расширением лексического запаса курсантов, овладение ими всем богатством выразительных средств русского языка, возрождение социального статуса офицера как широко эрудированного, высоко образованного, грамотного и культурного человека; информатизация, включающая в себя значительное увеличение информационного потока, вариативность обучения и предполагающая возможность выбора курсантами форм занятий, методов контроля знаний, развитие самостоятельности и инициативы обучаемых, что требует сформированности речемыслительных навыков обобщения, систематизации знаний и грамотного облечения их в словесную форму, умения быстрой речевой адаптации к требованиям, предъявляемым к профессиональной и общекультурной подготовке военного специалиста; гуманитаризация и гуманизация, подразумевающая не только увеличение числа учебных предметов гуманитарного цикла и увеличение количества часов на их преподавание, но и включение гуманистических ориентаций в уже существующие учебные дисциплины с учётом особенностей и возможностей каждой из них, повышение роли русского языка и культуры как связующего звена между предметами разных циклов, как средства формирования методологии всех наук, как основы возрождения национального самосознания в высшем военном учебном заведении; присоединение России к Болонскому процессу и вхождение ее в европейское образовательное пространство, что усиливает значимость коммуникативного компонента в процессе профессиональной подготовки специалиста в высшей школе как средства реализации межкультурной коммуникации, позволяющего использовать весь потенциал родного языка для повышения национального самосознания в интернациональной среде и для оптимизации процесса дистантного обучения на всех уровнях образовательной системы.

загрузка...