Delist.ru

Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов (09.01.2008)

Автор: Лазуткина Лариса Николаевна

Лазуткина Лариса Николаевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ КОМАНДНЫХ ВУЗОВ

Специальность 13.00.08 – Теория и методика

профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2007

Диссертация выполнена на кафедре педагогики Военного университета

Официальные оппоненты:

– доктор педагогических наук, профессор

АРОНОВ Аркадий Алексеевич;

– доктор педагогических наук, профессор

БЫКОВ Анатолий Карпович;

– доктор педагогических наук, профессор

ДЕМИДОВА Нина Ивановна

Ведущая организация – Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ

Защита диссертации состоится «14» марта 2008 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) при Военном университете (123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета

Автореферат разослан «___»________ 2008 года

Секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук Т. Сливин

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Наблюдаемый в настоящее время в российском обществе кризис в сфере русской национальной речевой культуры, проявляющийся в расшатывании традиционных литературных норм, вульгаризации бытовой сферы общения, популяризации ненормативной и иноязычной лексики средствами массовой информации, снижении качества обучения русскому языку в общеобразовательной школе (по результатам ЕГЭ за 2007 год, из более чем 600 000 выпускников лишь немногим свыше 250 смогли получить максимальные 100 баллов), оказывает негативное воздействие на формирующуюся молодежь, из которой в дальнейшем складывается контингент военных вузов. В целях разрешения сложившейся ситуации Правительством Российской Федерации были разработаны Проект Федерального закона от 2001 года «О русском языке как государственном языке Российской Федерации» и Постановление № 483 от 27.07.2001 «О Федеральной целевой программе «Русский язык»», направленные на обеспечение возрождения у граждан нашей страны неотъемлемой составляющей национального самосознания – чувства гордости за родной язык, воплощающий в себе культурные и исторические традиции. Международное признание русского языка в качестве эффективного средства межнационального общения проявилось в объявлении ЮНЕСКО 2007 года годом русского языка в мире.

Осуществляющаяся в настоящее время модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и системы высшего военного образования актуализировала требования к качеству речевой культуры военного специалиста. В первую очередь это касается офицеров, осваивающих командные специальности и осуществляющих управленческую, военно-педагогическую и воспитательную деятельность в подчиненных подразделениях. Формированию командно-методических и профессионально-педагогических навыков у выпускников военных вузов придается важное значение руководством оборонного ведомства нашей страны, что подтверждается Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2002 года «О задачах по реформированию системы военного образования в МО РФ», в котором сказано, что одним из приоритетов в обучении военных кадров должно стать усиление их управленческой подготовки, совершенствование теории управления не только войсками и оружием, но и социальными коллективами, формирование умений и навыков руководства подразделениями и частями в обычных и экстремальных условиях в мирное и военное время. Выполнение всех этих требований возможно лишь при условии повышения внимания к уровню культуры межличностного и военно-профессионального речевого общения как средства и результата овладения военной командной специальностью.

Проведенное исследование показало, что в военных вузах указанной проблеме уделяется недостаточное внимание. Следствием этого стали существенные пробелы в формировании профессионально обусловленной речевой культуры, обеспечивающей эффективность освоения выбранной специальности, а также будущей управленческой деятельности выпускников военных командных вузов: 72 % опрошенных курсантов не удовлетворены уровнем своей грамотности, испытывают трудности в оформлении устной и письменной речи; 54 % курсантов, владея учебным материалом, не способны корректно сформулировать ответ на занятии, логично построить высказывание; 61 % курсантов в полевых условиях, имитирующих боевую обстановку, испытывают растерянность при исполнении командирских обязанностей, не могут четко поставить боевую задачу, организовать и скоординировать действия своего подразделения; 53 % курсантов испытывают страх публичного выступления, не владеют техникой убеждения, культурой спора, дискуссии, диспута.

Одной из основных причин подобной ситуации является недооценка роли речевой культуры в образовательном процессе, во-первых, со стороны органов управления военным образованием, что проявляется в громоздкости, размытости и теоретизированности содержания требований ГОС ВПО к культурноречевой подготовке по специальности «Управление персоналом», ограничении данного процесса рамками преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» с установленным лимитом учебного времени в объеме 20-50 часов, который не позволяет качественно решать поставленные педагогические задачи по развитию речевой культуры у курсантов; во-вторых, со стороны профессорско-преподавательского и командного состава военных вузов, которым не учитывается роль коммуникативного компонента в преподавании военно-специальных дисциплин; не осознается инструментальный характер речевой культуры для овладения выбранной военной специальностью; не понимается зависимость интеллектуальных способностей личности от уровня ее речевого развития; не используется мощнейший воспитательный и развивающий потенциал русского языка, являющегося кладезем достижений национальной культуры, отечественных военных речевых традиций. В числе причин следует также назвать кадровый кризис, отток высококвалифицированных преподавателей из военных вузов, который приводит к снижению уровня педагогического мастерства, речевой и личностной культуры постоянного состава: 70 % опрошенных курсантов отметили, что низкий уровень профессионально-педагогической речевой культуры преподавателя (частая некорректная интерпретация терминологических лексических единиц, речевые ошибки, слабое развитие риторических навыков) зачастую затрудняет обучающимся овладение учебной дисциплиной. На вопрос, употреблялись ли командирами подразделений нецензурные выражения при обращении к личному составу, 64 % опрошенных отметили, что это часто имело место, а 36 % наблюдали это постоянно. Но самым удручающим фактом, свидетельствующим о сдвиге этических и нравственных ориентиров в военной среде, явился тот, что лишь 14 % курсантов посчитали использование ненормативной лексики в качестве средства речевого воздействия унизительным для их достоинства, а 88 % признают эффективность и оправданность ее использования в профессиональном и повседневном общении. Подобная ситуация в сфере формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов не способствует повышению качества образовательного процесса и не обеспечивает в должной мере выполнение требований к подготовке офицера командной специальности.

Актуальность исследования обусловлена также анализом научной литературы, свидетельствующим о том, что в методологическом плане проблемы развития речевой культуры разрабатывались Ф.И. Буслаевым, Б.Н. Головиным, Ю.Н. Карауловым, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомаровым, А.А. Леонтьевым, Е.Н. Ширяевым, Л.В. Щербой и др.

Специфике формирования и развития речевой культуры учащегося общеобразовательной школы (потенциального абитуриента вуза) посвящены работы современных педагогов М.А. Абдуллиной, Т.Г. Бирюковой, Н.Е. Богуславской, Р.К. Дроздова, А.Н. Ксенофонтовой, Т.А. Ладыженской, Г.С. Трофимовой и др.; студента вуза (будущего специалиста) – работы С.А. Алферьевой, Т.С. Бочкаревой, О.А. Василенко, О.М. Казарцевой, Н.В. Катаховой, В.В. Соколовой и др.

Особенности культурноречевой подготовки специалистов в вузах различной направленности отражены в исследованиях К.Т. Батоцыреновой, О.Я. Гойхмана, В.П. Даниленко, М.В. Соловьевой и др. Сущностная характеристика и специфика формирования культуры педагогического речевого общения представлена в работах С.Н. Батраковой, В.С. Грехнева, В.А. Григорьевой-Голубевой, З.Ф. Есаревой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, А.А. Мурашова и др.

В педагогике высшей военной школы культурноречевой аспект рассматривался при изучении процесса профессиональной подготовки военного специалиста в научных трудах А.В. Барабанщикова, А.А. Аронова, И.В. Биочинского, А.К. Быкова, К.И. Вайсеро, В.И. Вдовюка, А.М. Герасимова, А.В. Деникина, П.А. Корчемного, А.Д. Лазукина, А.И. Лобача, С.С. Муцынова, В.Н. Мушкатова, Т.А. Пашковой, В Н. Субботина, А.Р. Тарасова и др.).

Тактика и интенсивные методы развития речевой культуры разрабатывались Е.С. Антоновой, А.А. Бодалевым, Л.А. Введенской, Г.В. Ейгер, О.М. Казарцевой, Е.В. Клюевым, Г.А. Ковалевым, Л.Г. Павловой и др.

Вместе с тем анализ содержания научных источников с позиции проблемы развития речевой культуры военного специалиста выявил отсутствие единства в выделении общих родовых признаков и сущностных внутренних связей данного явления, в определении роли культурноречевой составляющей в структуре профессиональной военной коммуникации, что свидетельствует о неудовлетворительной научной разработанности понятийного статуса речевой культуры специалиста и необходимости его теоретико-методологического обоснования. С учетом немногочисленности и фрагментарности исследований по проблеме культурноречевого развития военного специалиста, а также отсутствия целостного научного исследования проблемы формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов на уровне специальных разработок (кандидатских и докторских диссертаций, монографий) в педагогике высшей военной школы, была определена проблема диссертационного исследования, заключающаяся в выявлении и обосновании концептуальных основ формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов.

Объектом исследования является профессиональная подготовка курсантов к командной деятельности в войсках, а его предметом – сущность и содержание педагогической Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов.

Цель исследования заключалась в разработке и апробации педагогической Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов, обосновании путей повышения эффективности ее реализации на современном этапе реформирования военного образования.

В соответствии с целью в процессе исследования ставились и решались следующие задачи:

1. На основе изучения историко-педагогического опыта выявить основные тенденции формирования и развития речевой культуры у обучающихся в отечественной военной школе, учебных заведениях ведущих западных стран; раскрыть современное состояние изучаемой проблемы в военных вузах.

2. Разработать и обосновать концептуальные положения культурноречевого развития обучающихся в высшей военной школы.

3. Осуществить опытно-экспериментальное исследование совершенствования речевой культуры у обучаемых в высшей военной школе на основании педагогической Концепции формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов.

загрузка...