Delist.ru

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе (09.01.2008)

Автор: Десненко Светлана Иннокентьевна

Диаграмма 5. Динамика процесса формирования компонентов готовности

к деятельности по формированию личностной позиции школьников

у студентов IV и V курсов (в баллах)

Практическая подготовленность будущих учителей физики к деятельности по формированию личностной позиции школьников определялась посредством влияния данной деятельности на внутренние и внешние мотивы изучения школьниками учебного предмета «физика»; ориентации учащихся на учебные и межличностные взаимодействия между учителем и учащимися. С этой целью школьникам в начале и в конце эксперимента (до и после прохождения студентами педпрактики в школе) предлагались опросник и анкета, содержащие ряд утверждений и вопросов. В эксперименте приняли участие более 200 учащихся 10-х классов и более 150 учащихся 11-х классов школ г. Читы и Читинской области.

Приведем некоторые результаты эксперимента.

Определить ориентацию учащихся на учебные и межличностные взаимодействия между учителем и учащимися можно на основе анкеты «Определение состояния ученика в учебной деятельности» (И.Л. Беленок, А.Н. Величко, И.Ю. Ильина и др.), приведенной в приложении. Анкета содержит 20 вопросов-утверждений, в соответствии с которыми учащиеся выражают свое отношение к учебному предмету «физика» по схеме: А – не согласен; Б – пожалуй, так; В – верно; Г – совершенно верно. Обработка данных производится таким образом: каждый ответ А равен 1 баллу, Б – 2 баллам, В – 3 баллам, Г – 4 баллам. Определить ориентацию на учебные и межличностные взаимодействия между учителем физики и учащимися авторы анкеты предлагают следующим образом: из суммы баллов, полученных учащимися за ответы на вопросы №№ 1, 2, 6, 8, 9, 12, 16, 18 вычесть сумму баллов, полученных учащимися за ответы на вопросы №№ 3, 5, 7, 11, 13, 15, 17, 19. Знак (+) или (–) конечного результата дает представление о позитивной или негативной ориентации учебно-воспитательных взаимодействий в отношениях между учителем физики и учеником.

Полученные результаты представлены на диаграмме 6.

Данные результаты свидетельствуют о положительном влиянии деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников, осуществляемой практикантами-физиками в период педпрактики в школе.

Экспериментальное подтверждение результатов методической подготовки студентов – будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, проявившееся в достижении студентами уровней сформированности готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников и личностно-профессиональной позиции, необходимых для профессиональной деятельности, подтверждает выдвинутую гипотезу.

Таким образом, экспериментальный аспект исследования внес вклад в создание и реализацию концепции методической подготовки студентов – будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе и подтвердил гипотезу исследования об эффективности созданных методик: подготовки будущих учителей физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и методики формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики.

В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.

I. В области теории и методики обучения физике

I.1. Обосновано положение о возможности и необходимости развития личности учащихся при обучении физике в школе через формирование их личностной позиции как целостной характеристики личности школьника, которая, с одной стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям, смыслу, результату, с другой стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к самому себе, к учителю и учащимся, к учебной деятельности.

I.2. Установлено, что формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе может осуществляться:

в единстве с формированием мировоззрения учащихся на основе применения физического ценностно ориентированного материала (материала методологического характера, общекультурной составляющей содержания курса физики, социокультурного материала, регионального компонента содержания физического образования, материала экологического характера);

в учебной деятельности, специфическими видами которой при изучении школьного курса физики являются обобщение физических и гносеологических знаний, выполнение физического эксперимента, решение физических задач, моделирование физических объектов и явлений;

при организации на уроках физики диалогического общения;

при использовании комплекса специальных учебных заданий пяти типов в соответствии с умениями, на формирование которых он направлен;

при изучении учащимися физико-математического и естественнонаучного профилей элективного методологического курса «Моделирование в физике».

I.3. Конкретизированы содержание деятельности учителя физики, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, специфические функции (ведущая, сопутствующая, соподчиненная) данной деятельности. Выявлены специфические особенности деятельности учителя физики, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, касающиеся цели деятельности, средств и способов решения поставленных задач, анализа и оценки действий учителя по достижению цели.

I.4. Сформулированы требования:

к личности учителя физики, ориентированного на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе (сформированная личностно-профессиональная позиция в единстве со сформированным научным мировоззрением);

к учителю физики, подготовленному к успешному выполнению деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе (наличие стремления к содействию при формировании у школьников личностной позиции, наличие стремления к осуществлению основных условий успешного выполнения данной деятельности, наличие направленности на ученика, на себя, на предметную сторону профессии).

II. В области теории и методики профессионального образования

II.1. Обосновано положение о возможности и необходимости осуществления методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся, детерминированной формированием его личностно-профессиональной позиции. Под личностно-профессиональной позицией студента – будущего учителя физики, ориентированного на решение задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, будем понимать целостную характеристику личности студента – будущего учителя физики, которая, с одной стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к образованию, его целям, смыслу, процессу, результатам; с другой стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к самому себе, к профессиональной деятельности, к ученику и условиям его развития.

II.2. Разработана концепция методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе. Концепция имеет следующую структуру: основание, теоретический и прикладной блоки. Основание концепции содержит известные теории личности, концепции личностно ориентированного образования, концепции школьного и вузовского образования, основополагающие подходы и принципы, факторы университетского педагогического образования.

Теоретический блок содержит:

основные положения, направленные на развитие системы методической подготовки студентов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе;

структурную, уровневую и динамическую модели системы методической подготовки, модель методики подготовки будущего учителя физики к деятельности по формированию ЛПШ, модель методики формирования ЛПП будущего учителя физики;

теоретические основы: формирования ЛПШ, деятельности учителя физики по формированию ЛПШ, формирования ЛПП будущего учителя физики, подготовки будущего учителя физики к деятельности по формированию ЛПШ.

Прикладной блок концепции включает механизмы реализации системы и практические приложения.

II.3. В соответствии с концептуальными положениями построены взаимодополняемые модели системы методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, а именно: структурная модель, включающая пропедевтическую подготовку в совокупности трех составляющих (общекультурной, психолого-педагогической, предметно-образовательной) и целенаправленную методическую подготовку в совокупности трех составляющих (теоретической, практической, исследовательской); уровневая модель, включающая содержательный, организационно-процессуальный, личностно-уровневый аспекты подготовки; динамическая модель, отражающая динамический характер подготовки и включающая «вектор» методической подготовки, «вектор» личностного развития студента, «вектор» индивидуально-творческой деятельности студента; модель методики подготовки студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, включающей такие компоненты, как: цель подготовки, преподаватель и студенты как субъекты деятельности, научная и учебная информация, средства образовательной коммуникации, диагностика и корректировка результата, результат подготовки; модель методики формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, включающей такие компоненты, как: цель, преподаватель и студенты как субъекты деятельности, закономерности и психологические механизмы формирования личностно-профессиональной позиции, диагностика корректировки результата, результат.

II.4. Разработаны: методика подготовки студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, основными элементами которой являются созданный комплекс учебно-методических задач и алгоритм оптимизации процесса развития у студента – будущего учителя физики готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, включающий мотивационно-актуализирующий, основной, заключительный этапы; методика формирования личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики, основными элементами которой являются созданный комплекс учебных задач и алгоритм оптимизации процесса формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, включающий ориентационный, поисковый, преобразующий этапы.

II.5. Созданы курсы, на основе которых можно наиболее эффективно формировать личностно-профессиональную позицию будущего учителя физики и осуществлять его методическую подготовку к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе а именно: 1) элективные методические курсы «Развитие личности учащихся при обучении физике в школе», «Технологии личностно ориентированного обучения физике в школе», «Моделирование в физике и в школьном курсе физики», «Методы познания в школьном курсе физики»; 2) курс «Научные основы предметного содержания физики» как дисциплина национально-регионального (вузовского) компонента.

II.6. Уточнена система критериев и показателей, позволяющая оценить уровни сформированности личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики и готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, как низкий, средний или высокий. Система критериев и показателей включает критерии и показатели формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, а именно: внутренний интегральный критерий (сформированность структурных компонентов личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики) и внутренние частные критерии (мотивационный, ценностный, гностический, технологический, регулятивный); внешний интегральный критерий (общий уровень саморазвития будущего учителя физики) и внешние частные критерии (ценностная ориентация на самореализацию, оптимальность самореализации, креативность в процессе самореализации); критерии и показатели развития готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, а именно: внутренний интегральный критерий (сформированность структурных компонентов готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе) и внутренние частные критерии (мотивационный, гностический, технологический, регулятивный); внешний интегральный критерий (эффективность деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе) и внешние частные критерии (объективный критерий – эффективность решения возникающих задач, субъективный критерий – удовлетворенность студента процессом и результатами деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе).

II.7. Выявлены условия и факторы, обеспечивающие эффективность методики подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе в цикле методических дисциплин, а именно:

условия и факторы, обеспечивающие эффективность методики подготовки будущих учителей физики к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе. Условия: 1) организация целенаправленного процесса развития готовности студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе; 2) содействие со стороны преподавателей методических дисциплин овладению студентами основами деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе; 3) использование комплекса учебно-методических задач; 4) применение личностно ориентированных технологий обучения; 5) использование средств, форм и методов проблемного и контекстного обучения. Факторы: 1) реалистичность ожиданий студента в отношении осуществляемой им деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе на педпрактике; 2) адекватность самооценки студентом уровня готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе; 3) наличие у студента достаточно высокого уровня креативности и флексибильности;

условия и факторы, обеспечивающие эффективность методики формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики. Условия: 1) организация целенаправленного процесса формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики; 2) модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса и выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждым студентом; 3) организация общения как среды для формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики; 4) содействие со стороны преподавателей методических дисциплин формированию у студентов личностно-профессиональной позиции; 5) использование комплекса учебных задач; 6) применение личностно ориентированных технологий обучения. Факторы: 1) дифференцированный школьный и вузовский опыт студента; 2) активность студента – будущего учителя физики в образовательном процессе и в процессе саморазвития.

II.8. Установлено, что средством повышения качества методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе может выступать комплексный мониторинг, переходящий в самомониторинг.

II.9. Опытно-экспериментальное исследование сформированности уровней готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе и личностно-профессиональной позиции позволяет сделать выводы об эффективности функционирования системы методической подготовки будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе в цикле методических дисциплин.

загрузка...