Delist.ru

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе (09.01.2008)

Автор: Десненко Светлана Иннокентьевна

1. Шкала оценки потребности в достижении (А.А. Карелин)

2. Шкала оценки мотивации одобрения (А.А. Карелин)

3. Тест для диагностики коммуникативных способностей (Т.А. Ратанова)

4. Изучение способности к самоуправлению в общении (Н.П. Фетискин)

5. Экспертная оценка и самооценка деяте-льности студентов по формированию ЛПШ

6. Обобщающая контрольная работа

7. Анкета для школьников «Определение состояния ученика в учебной деятельности» (И.Л. Беленок, А.Н. Величко, И.Ю. Ильина и др.) 1. Уровень мотивации достижения

2. Уровень мотивации одобрения

3. Уровень проявления коммуникативных способностей

4. Степень проявления способности к самоуправлению в общении

5. Коэффициент успешности (К у )

6. Коэффициент успешности (К у )

7. Степень проявления самоощущения учащихся на уроках физики; число учащихся (в %), имеющих позитивную и негативную ориентацию на учебные и межличностные взаимодействия между учителем физики и школьником

В обучающем эксперименте приняли участие студенты – будущие учителя физики, из них 98 студентов IV и V курсов ЗабГГПУ (г. Чита), 174 студента IV и V курсов Армавирского и Благовещенского госпедуниверситетов.

При проведении обучающего эксперимента исследовалось влияние на уровни сформированности личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики и готовности будущего учителя физики к деятельности по формированию личностной позиции школьников разработанных методик: формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики и подготовки будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

Приведем некоторые результаты обучающего эксперимента.

Выявление у студентов IV и V курсов уровня сформированности личностно-профессиональной позиции (далее ЛПП) проводилось в два этапа: до и после прохождения ими педпрактики. В исследовании разработана система критериев и показателей, позволяющая оценивать уровень сформированности ЛПП будущего учителя физики, который выступает как степень проявления ее критериев и показателей. По каждому критерию выделялось три уровня исполнения: низкий (1 балл), достаточный (2 балла), высокий (три балла). На основе критериев, показателей и уровней их исполнения для каждого студента подсчитывалось общее количество баллов. В зависимости от количества набранных баллов студенты были распределены по группам, соответствующим трем уровням сформированности ЛПП: низкий, средний, высокий.

Проверка достоверности полученных результатов производилась на основе достоверности разности процентных чисел, определяемой с помощью t-критерия, который равен отношению разности процентных чисел к средней ошибке разности процентных чисел (А.А. Кыверялг). Если t>2, то различие между двумя процентными числами считается доверительным. В нашем исследовании t колеблется от 2 до 4, что свидетельствует о достоверности полученных результатов.

На диаграмме 1 представлены результаты эксперимента.

Диаграмма 1. Динамика уровней сформированности

личностно-профессиональной позиции у студентов IV и V курсов

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о положительной динамике уровней сформированности ЛПП у студентов IV и V курсов. Сравнение уровней сформированности ЛПП у студентов IV и V курсов в начале и в конце эксперимента показало, что у студентов V курса формирование ЛПП происходило динамичнее, чем у студентов IV курса. Это можно объяснить тем, что на V курсе методика формирования ЛПП будущего учителя физики применялась в полном объеме.

Сравнение уровня сформированности отдельных компонентов ЛПП проводилось в начале и в конце обучающего эксперимента. Полученные результаты были приведены к 10-балльной шкале, в которой 10 баллов – высшая оценка, 0 баллов – низшая оценка. Сравнение уровня сформированности отдельных компонентов ЛПП у студентов IV и V курсов показало, что а) в результате применения методики формирования ЛПП будущего учителя физики повысился уровень сформированности всех компонентов ЛПП; б) наибольшая динамика наблюдалась в уровне сформированности ценностного и мотивационно-целевого компонентов, что подтверждает их ведущую роль в структуре ЛПП (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Динамика процесса формирования компонентов

личностно-профессиональной позиции у студентов IV и V курсов (в баллах)

Для выявления сформированности ЛПП будущего учителя физики важно выяснение отношения учащихся к студенту-практиканту как новому учителю физики и изучение их отношения к учебному предмету «физика», которое осуществлялось на основе составленной нами анкеты, содержащей три вопроса и ряд утверждений. Анкета предлагалась школьникам в начале и в конце эксперимента (до и после прохождения студентами педпрактики в школе). В анкетировании приняли участие более 200 учащихся 10-х классов и более 150 учащихся 11-х классов школ г. Читы и Читинской области.

Приведем некоторые результаты анкетирования учащихся.

С целью выяснения отношения учащихся к новому учителю физики (студенту-практиканту) школьникам в конце эксперимента предлагался ряд утверждений. Данные утверждения были сгруппированы следующим образом: 6 утверждений предполагают положительное отношение учащихся к будущему учителю физики (новый учитель физики интересно и доходчиво излагает учебный материал; свободно владеет материалом, почти не пользуется конспектом; увлечен своим предметом; уроки физики проводит разнообразно и интересно; пытается заинтересовать, увлечь своим предметом; пытается найти контакт с классом, стремится к сотрудничеству), 5 утверждений – отрицательное отношение к будущему учителю физики (новый учитель физики материал дает из учебника, часто читает по конспекту; безразличен к своему предмету; уроки физики проводит скучно и однообразно; считает главным, чтобы ему не мешали; ориентируется лишь на «хорошистов» и «отличников»), 1 утверждение – безразличное отношение к будущему учителю физики (новый учитель физики мне не интересен).

Результаты анкетирования приведены на диаграмме 3.

Диаграмма 3. Отношение учащихся 10-11-х классов к студенту-практиканту

Результаты можно объяснить тем, что студенты-практиканты на своих уроках довольно часто использовали диалог как метод обучения, групповые формы обучения, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Выявление у студентов IV и V курсов уровня сформированности готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников (далее ЛПШ) проводилось в два этапа: до и после прохождения ими педпрактики. В исследовании разработана система критериев и показателей, позволяющая оценивать у будущих учителей физики уровень сформированности готовности к деятельности по формированию ЛПШ, который выступает как степень проявления ее критериев и показателей. По каждому критерию выделялось три уровня исполнения: низкий (1 балл), достаточный (2 балла), высокий (три балла). На основе критериев, показателей и уровней их исполнения для каждого студента подсчитывалось общее количество баллов. В зависимости от количества набранных баллов студенты были распределены по группам, соответствующим трем уровням сформированности ЛПП: низкий, средний, высокий.

Проверка достоверности полученных результатов осуществлялась по аналогии с проверкой результатов сформированности ЛПП будущего учителя физики.

На диаграмме 4 представлены результаты эксперимента.

Диаграмма 4. Динамика уровней сформированности готовности

к деятельности по формированию личностной позиции школьников

у студентов IV и V курсов

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о положительной динамике уровней сформированности готовности к деятельности по формированию ЛПШ у студентов IV и V курсов. Сравнение данных уровней у студентов IV и V курсов в начале и в конце эксперимента показало, что у студентов V курса формирование готовности к деятельности по формированию ЛПШ происходило динамичнее, чем у студентов IV курса. Это можно объяснить тем, что на V курсе методика подготовки будущего учителя физики к деятельности по формированию ЛПШ применялась в полном объеме.

Сравнение уровня сформированности отдельных компонентов готовности к деятельности по формированию ЛПШ проводилось в начале и в конце обучающего эксперимента. Полученные результаты были приведены к 10-балльной шкале, где 10 баллов – высшая оценка, 0 баллов – низшая оценка. Сравнение уровня сформированности отдельных компонентов готовности к деятельности по формированию ЛПШ у студентов IV и V курсов показало, что: а) в результате применения методики подготовки будущего учителя физики к деятельности по формированию ЛПШ повысился уровень сформированности всех компонентов готовности к деятельности по формированию ЛПШ; б) наибольшая динамика наблюдалась в уровне сформированности мотивационно-ценностного компонента, что подтверждает его ведущую роль в структуре готовности к деятельности по формированию ЛПШ; в) значительно сблизились объективные и субъективные оценки уровня сформированности компонентов готовности к деятельности по формированию ЛПШ, что говорит о большей адекватности самооценки.

Полученные результаты представлены на диаграмме 5.

загрузка...