Delist.ru

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе (09.01.2008)

Автор: Десненко Светлана Иннокентьевна

Обзор направлений и этапов экспериментального исследования представлен в таблице 1.

Проверка гипотезы исследования заключалась в выявлении динамики у студентов уровней сформированности готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников и личностно-профессиональной позиции на основе применения диагностических программ, включающих стандартизированные тесты, личностные опросники, анкеты, обобщающую контрольную работу, контент-анализ

сочинений студентов, личностный опросник и анкету для учащихся 10-11-х классов, в которых физику преподавали студенты-практиканты.

Таблица 1. Направления и этапы экспериментального исследования

направ-ление этап годы про-ведения экспериментальная база участники

эксперимента методы и виды деятельности

поиск экспериме-нтальных основ

концепции подгото-вительный 1996-2003 ЗабГГПУ (г.Чита), 15 школ г.Читы и Чит. обл., ЧИПКиПРО (г.Чита), АИПКиПРО (п. Агинс-кое, Чит. обл.), БИПКиПРО (г. Улан-Удэ) более 200 студентов,

около 200 учителей,

более 300 учащихся анкетирование, наблюдение пед. процесса, апробация идей на лекциях для учителей (по линии ИПКРО)

основной 2003-2005 ЗабГГПУ (г. Чита), ЧИПКиПРО

(г. Чита), АИПКиПРО (п. Агинское, Чит. обл.) около 150 студентов,

более 120 учителей апробация идей при чте-нии лекций, наблюдение пед. процесса, экспертная оценка

завершающий 2004-2007 ЗабГГПУ (г. Чита), АГПУ (г. Армавир), БГПУ (г. Благовещенск), ЧИПКиПРО (г. Чита), АИПКиПРО (п. Агинское, Чит. обл.), БИПКиПРО (г. Улан-Удэ), более 50 школ г. Читы и Чит. обл. около 300 студентов, более 350 учащихся, более 50 преподавате-лей вузов и учителей школ-руководителей педпрактики использование экспери-ментальных программ диагностики с после-дующей статистической обработкой результатов, экспертная оценка

опытная проверка разрабо-танного варианта методики констати-

рующий эксперимент 1997-2003 ЗабГГПУ (г. Чита), АГПУ (г.Армавир), БГПУ (г. Благовещенск), 28 школ

г. Читы и Чит. обл., ЧИПКиПРО

(г. Чита), АИПКиПРО (п.Агинское Чит. обл.), БИПКиПРО (г. Улан-Удэ) более 150 студентов,

более 150 учителей, около 200 учащихся анкетирование, наблюдение пед. процесса, беседы

поисковый эксперимент 2003-2005 ЗабГГПУ (г. Чита),ЧИПКиПРО

(г. Чита), АИПКиПРО (п. Агинское Чит. обл.), БИПКиПРО (г. Улан-Удэ) более 80 студентов,

Диагностические программы приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Диагностическая программа по выявлению у студентов динамики уровня сформированности личностно-профессиональной позиции

Диагностические методики Измеряемые параметры

1. Измерение уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения (Н.В.Кузьмина, В.А.Ядов, А.А.Реан)

2. Диагностика сформированности умений саморегуляции деятельности (А.К. Осницкий)

3. Диагностика «Рефлексия на саморазвитие» (Л.Н. Бережнова)

4. Обобщающая контрольная работа

5. Контент-анализ сочинений студентов: «Ребенок для меня – это…», «Мой идеал учителя физики»

6. Анкетирование студентов

7. Опросник для школьников

1. Коэффициент значимости (К з), общий индекс удовлетворенности профессией (I)

2. Уровень саморегуляции деятельности

3.Уровень стремления к саморазвитию, самооценка студентами качеств, способствующих саморазвитию

4. Коэффициент успешности (К у)

5. Ранжирование высказываний

6. Число студентов (в %), изменивших после педпрактики отношение к профессии учителя физики, к методической подготовке, к учащимся

7. Число школьников (в %), изменивших отношение к учебному предмету «физика», к студенту как учителю физики

Таблица 3. Диагностическая программа по выявлению у студентов динамики уровня сформированности готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе

Диагностические методики Измеряемые параметры

загрузка...