Delist.ru

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе (09.01.2008)

Автор: Десненко Светлана Иннокентьевна

I.1. Обоснован подход к развитию личности учащихся при обучении физике в школе через формирование их личностной позиции как целостной характеристики личности школьника.

I.2. Уточнено содержание понятий «развитие личности», «личностная позиция школьника в учебной деятельности», «общение в системе «учитель физики – учащиеся», «личностно-профессиональная позиция учителя физики».

I.3. Разработаны теоретико-методологические основы:

формирования личностной позиции школьников при обучении физике в школе;

деятельности учителя физики, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

II. Для теории и методики профессионального образования

II.1. Обоснован новый подход к методической подготовке будущего учителя физики, детерминированной формированием его личностно-профессиональной позиции, определено понятие «методическая подготовка студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе».

II.2. Уточнено содержание понятий «личностно-профессиональное развитие», «личностно-профессиональная позиция студента – будущего учителя физики, ориентированного на решение задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе», «готовность студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе».

II.3. Разработаны теоретические основы методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

II.4. Уточнена система критериев и показателей, позволяющая оценить уровни сформированности личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики и готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, как низкий, средний или высокий. Система критериев и показателей включает:

критерии и показатели формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, включающая внутренний интегральный критерий (сформированность структурных компонентов личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики) и внутренние частные критерии (мотивационный, ценностный, гностический, технологический, регулятивный); внешний интегральный критерий (общий уровень саморазвития будущего учителя физики) и внешние частные критерии (ценностная ориентация на самореализацию, оптимальность самореализации, креативность в процессе самореализации);

критерии и показатели развития готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, включающая: внутренний интегральный критерий (сформированность структурных компонентов готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе) и внутренние частные критерии (мотивационный, гностический, технологический, регулятивный); внешний интегральный критерий (эффективность деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе) и внешние частные критерии (объективный критерий – эффективность решения возникающих задач, субъективный критерий – удовлетворенность студента процессом и результатами деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе).

II.5. Выявлены условия и факторы, обеспечивающие эффективность методики подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе в цикле методических дисциплин, а именно:

условия и факторы, обеспечивающие эффективность методики подготовки будущих учителей физики к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе. Условия: 1) организация целенаправленного процесса развития готовности студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе; 2) содействие со стороны преподавателей методических дисциплин овладению студентами основами деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе; 3) использование комплекса учебно-методических задач; 4) применение личностно ориентированных технологий обучения; 5) использование средств, форм и методов проблемного и контекстного обучения. Факторы: 1) реалистичность ожиданий студента в отношении осуществляемой им деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе на педпрактике; 2) адекватность самооценки студентом уровня готовности к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе; 3) наличие у студента достаточно высокого уровня креативности и флексибильности;

условия и факторы, обеспечивающие эффективность методики формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики. Условия: 1) организация целенаправленного процесса формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики; 2) модульно-рейтинговая система организации образовательного процесса и выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждым студентом; 3) организация общения как среды для формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики; 4) содействие со стороны преподавателей методических дисциплин формированию у студентов личностно-профессиональной позиции; 5) использование комплекса учебных задач; 6) применение личностно ориентированных технологий обучения. Факторы: 1) дифференцированный школьный и вузовский опыт студента; 2) активность студента – будущего учителя физики в образовательном процессе и в процессе саморазвития.

II.6. Установлено, что средством повышения качества методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе может выступать комплексный мониторинг, переходящий в самомониторинг.

Практическая значимость исследования для теории и методики обучения физике и теории и методики профессионального образования определяется следующим.

I. Для теории и методики обучения физике

I.1. Разработана программа элективного методологического курса для учащихся физико-математического и естественнонаучного профилей (X, XI классы), созданы и апробированы в образовательном процессе по физике дидактические материалы к данному курсу, на основе которых можно формировать личностную позицию школьников.

I.2. Разработан и апробирован в образовательном процессе по физике в школе комплекс специальных учебных заданий как специфическое средство, обеспечивающее целенаправленное формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

II. Для теории и методики профессионального образования

II.1. Разработаны программы элективных курсов «Развитие личности учащихся при обучении физике в школе», «Технологии личностно ориентированного обучения физике в школе», «Моделирование в физике и в школьном курсе физики», «Методы познания в школьном курсе физики», созданы и апробированы в образовательном процессе педвуза дидактические материалы к данным курсам, способствующие наиболее эффективному формированию личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики и осуществлению его методической подготовки к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

II.2. Разработана программа курса «Научные основы предметного содержания физики» как дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента для студентов-физиков педвузов; созданы и апробированы в образовательном процессе педвуза дидактические материалы к данному курсу, позволяющие осуществлять подготовку будущих учителей физики к формированию научного мировоззрения учащихся при обучении физике в школе.

Внедрение разработанных вариантов методики подготовки будущих учителей физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и методики формирования личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики положительно влияют на результаты обучения студентов – будущих учителей физики. Данные варианты могут быть использованы при обучении студентов-физиков педвузов и в процессе повышения квалификации учителей физики.

На защиту выносятся

I. В области теории и методики обучения физике

I.1. Обоснование положения о возможности и необходимости развития личности учащихся при обучении физике в школе посредством формирования их личностной позиции как целостной характеристики личности школьника.

I.2. Обоснование возможности формирования личностной позиции школьников при обучении физике в школе, которая может осуществляться:

в единстве с формированием мировоззрения учащихся на основе применения физического ценностно ориентированного материала (материала методологического характера, общекультурной составляющей содержания курса физики, социокультурного материала, регионального компонента содержания физического образования, материала экологического характера);

при организации учебной деятельности, специфическими видами которой при обучении физике являются обобщение физических и гносеологических знаний, выполнение физического эксперимента, решение физических задач, моделирование физических объектов и явлений;

при организации на уроках физики диалогического общения;

при использовании на уроках физики комплекса специальных учебных заданий.

I.3. Содержание деятельности учителя физики, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, специфические функции и специфические особенности данной деятельности.

I.4. Требования к личности учителя физики, ориентированного на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и к учителю физики, подготовленному к успешному выполнению деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

II. В области теории и методики профессионального образования

II.1. Обоснование возможности и необходимости методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, детерминированной формированием его личностно-профессиональной позиции.

II.2. Концепция методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

II.3. Структурная, уровневая, динамическая модели системы методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

II.4. Методика подготовки студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

II.5. Методика формирования личностно–профессиональной позиции студента – будущего учителя физики.

загрузка...