Delist.ru

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе (09.01.2008)

Автор: Десненко Светлана Иннокентьевна

На втором этапе (2003-2005 г.г.) изучались научные публикации по проблемам развития личности, подготовки педагогических кадров в педагогических университетах России, методической подготовки будущего учителя физики. Выявлялись исходные методологические положения для постановки проблемы исследования; степень ее изученности; основные противоречия, имеющие место в методической подготовке будущих учителей физики. Формулировались проблема и рабочая гипотеза, определялась общая стратегия исследования.

Третий этап (2004-2007 г.г.) был посвящен корректировке рабочей гипотезы и общей программы исследования, выявлению теоретических основ и построению концепции методической подготовки. Апробировалась и корректировалась технология реализации системы в практике обучения, методика оценки эффективности предложенной системы. Проводились внедрение материалов исследования, срезы знаний и умений студентов, обработка полученных данных, обобщение и систематизация результатов, формулирование общих выводов по итогам опытно-экспериментальной работы, оформление полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования докладывались на конференциях различного уровня: международных (Москва, 2002, 2005, 2006, 2007; Санкт–Петербург, 1999, 2001, 2007 (ФССО–99, ФССО–01, ФССО–07), Чита, 2002, 2004, 2005, 2006); российских, всероссийских, федеральных (Чита, 1996, Н. Новгород, 1996, 2004, Тула, 2003, Екатеринбург, 2004); зональных (Абакан, 1992, Барнаул, 1994, Новосибирск, 2000, Нижний Тагил, 2001); межрегиональных, региональных (Чита, 1995, 1996, 1997, 1998, 2002, Иркутск, 2000), межвузовских, научно–практических (Чита, 1998, Челябинск, 2003). Кроме этого, докладывались на кафедре теории и методики обучения физике МПГУ и кафедре теории и методики обучения физике ЗабГГПУ (г.Чита).

разработанные в ходе исследования программные и учебно-методические материалы нашли применение в практике методической подготовки будущих учителей физики в ЗабГГПУ (г.Чита), Армавирском, Благовещенском госпедуниверситетах. Технологии формирования личностной позиции школьников при обучении физике в школе используются в Читинском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, Агинском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (Читинская область), Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (г.Улан-Удэ).

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем.

I. Для теории и методики обучения физике

I.1. Обосновано положение о возможности и необходимости развития личности учащихся при обучении физике в школе через формирование их личностной позиции как целостной характеристики личности школьника.

I.2. Установлено, что формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе может осуществляться:

в единстве с формированием мировоззрения учащихся на основе применения физического ценностно ориентированного материала (материала методологического характера, общекультурной составляющей содержания курса физики, социокультурного материала, регионального компонента содержания физического образования, материала экологического характера);

в учебной деятельности, специфическими видами которой при изучении школьного курса физики являются обобщение физических и гносеологических знаний, выполнение физического эксперимента, решение физических задач, моделирование физических объектов и явлений;

при организации на уроках физики диалогического общения;

при использовании комплекса специальных учебных заданий пяти типов в соответствии с умениями, на формирование которых он направлен;

при изучении учащимися физико-математического и естественнонаучного профилей элективного методологического курса «Моделирование в физике».

I.3. Конкретизированы содержание деятельности учителя физики, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, специфические функции (ведущая, сопутствующая, соподчиненная) данной деятельности.

I.4. Выявлены специфические особенности деятельности учителя физики, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, касающиеся цели деятельности, средств и способов решения поставленных задач, анализа и оценки действий учителя по достижению цели.

I.5. Сформулированы требования:

к личности учителя физики, ориентированного на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе (сформированная личностно-профессиональная позиция в единстве со сформированным научным мировоззрением);

к учителю физики, подготовленному к успешному выполнению деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе (наличие стремления к содействию при формировании у школьников личностной позиции, наличие стремления к осуществлению основных условий успешного выполнения данной деятельности, наличие направленности на ученика, на себя, на предметную сторону профессии).

II. Для теории и методики профессионального образования

II.1. Обосновано положение о возможности и необходимости осуществления методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся, детерминированной формированием его личностно-профессиональной позиции.

II.2. Разработана концепция методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

II.3. В соответствии с концептуальными положениями построены взаимодополняемые модели системы методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе:

структурная модель, включающая пропедевтическую подготовку в совокупности трех составляющих (общекультурной, психолого-педагогической, предметно-образовательной) и целенаправленную методическую подготовку в совокупности трех составляющих (теоретической, практической, исследовательской);

уровневая модель, включающая содержательный, организационно- процессуальный, личностно-уровневый аспекты подготовки;

динамическая модель, отражающая динамический характер подготовки и включающая «вектор» методической подготовки, «вектор» личностного развития студента, «вектор» индивидуально-творческой деятельности студента.

II.4. Созданы модели:

методики подготовки студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, включающей такие компоненты, как: цель подготовки, преподаватель и студенты как субъекты деятельности, научная и учебная информация, средства образовательной коммуникации, диагностика и корректировка результата, результат подготовки;

модель методики формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, включающей такие компоненты, как: цель, преподаватель и студенты как субъекты деятельности, закономерности и психологические механизмы формирования личностно-профессиональной позиции, диагностика и корректировка результата, результат.

II.5. Разработаны:

методика подготовки студента – будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, основными элементами которой являются созданный комплекс учебно-методических задач и алгоритм оптимизации процесса развития у студента – будущего учителя физики готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, включающий мотивационно-актуализирующий, основной, заключительный этапы;

методика формирования личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики, основными элементами которой являются созданный комплекс учебных задач и алгоритм оптимизации процесса формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, включающий ориентационный, поисковый, преобразующий этапы.

II.6. Созданы курсы, на основе которых можно наиболее эффективно формировать личностно-профессиональную позицию будущего учителя физики и осуществлять его методическую подготовку к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, а именно:

элективные методические курсы «Развитие личности учащихся при обучении физике в школе», «Технологии личностно ориентированного обучения физике в школе», «Моделирование в физике и в школьном курсе физики», «Методы познания в школьном курсе физики»;

курс «Научные основы предметного содержания физики» как дисциплина национально-регионального (вузовского) компонента.

II.7. Конкретизированы системы критериев и показателей развития готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики. Выделены уровни сформированности готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, определено их содержание.

II.8. Составлены диагностические программы по выявлению у будущих учителей физики динамики уровней сформированности готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и сформированности личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики.

II.9. Выявлены условия и факторы, обеспечивающие эффективность процесса подготовки будущих учителей физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и процесса формирования личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики в цикле методических дисциплин.

теоретическая значимость исследования определяется вкладом его результатов в теорию и методику обучения физике и в теорию и методику профессионального образования.

I. Для теории и методики обучения физике

загрузка...