Delist.ru

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе (09.01.2008)

Автор: Десненко Светлана Иннокентьевна

Наличие выделенных противоречий связано с тем, что до настоящего времени научно не обоснован и технологически не разработан целостный процесс методической подготовки будущего учителя физики, ориентированного на решение задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе. Этим обусловлена актуальность исследования по теме "Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе".

Выделенные противоречия обусловили необходимость поиска ответов на вопросы: каковы научно-теоретические основы методической подготовки будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, каковы механизмы ее реализации в цикле методических дисциплин, что составило проблему исследования.

Ведущая идея исследования состоит в том, что деятельность студента – будущего учителя физики, направленная на подготовку к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, должна быть детерминирована формированием личностно–профессиональной позиции будущего учителя физики.

Под методической подготовкой студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе будем понимать взаимосвязанные, взаимодополняемые и взаимообусловленные процессы: 1) овладения студентом основами деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, результатом которого является готовность к данной деятельности, 2) формирования личностно–профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, ориентированного на решение задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка концепции методической подготовки студентов – будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе и механизмов ее реализации в цикле методических дисциплин.

Объект исследования: процесс методической подготовки студентов – будущих учителей физики в педагогическом вузе.

Предмет исследования: методическая подготовка студентов – будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом.

Необходимый уровень готовности будущих учителей физики к деятельности по формированию личностной позиции школьников при обучении физике в школе и необходимый уровень формирования их личностно-профессиональной позиции может быть достигнут в процессе методической подготовки студентов – будущих учителей физики, если:

– разработать концепцию, определяющую теоретико-методологические основы методической подготовки студентов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе с учетом специфических видов деятельности учащихся при изучении школьного курса физики;

– построить модели 1) методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, 2) методики подготовки будущих учителей физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, 3) методики формирования личностно–профессиональной позиции студента – будущего учителя физики;

– выявить условия и факторы, влияющие на эффективность процессов 1) овладения студентами основами деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, 2) развития у будущего учителя физики готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, 3) формирования личностно–профессиональной позиции студента – будущего учителя физики, ориентированного на решение задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе;

– разработать критерии, показатели и уровни 1) сформированности готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и 2) сформированности личностно-профессиональной позиции студента – будущего учителя физики.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования.

1. Изучить состояние проблемы развития личности и выявить методологические основы развития личности в психологии и педагогике.

2. Определить теоретические основы формирования личностной позиции школьников при обучении физике в школе и деятельности учителя физики, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

3. Изучить состояние проблемы методической подготовки студентов – будущих учителей физики и определить теоретико-методологические основы методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

4. Разработать концепцию методической подготовки студентов – будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

5. Создать модель методической подготовки студентов – будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

6. Разработать систему методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, учитывающую особенности методики подготовки будущих учителей физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и методики формирования личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики.

7. Выявить факторы, условия и механизмы реализации системы методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе в цикле методических дисциплин.

8. Разработать критерии и показатели развития готовности к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе, и формирования личностно-профессиональной позиции будущего учителя физики.

9. Экспериментально проверить гипотезу исследования об эффективности разработанной системы методической подготовки будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

– личностно ориентированная парадигма современного образования, системно-структурный, акмеологический и личностно ориентированный подходы;

– концепции личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, М.С.Каган, А.Г.Ковалев, Д.А.Леонтьев, В.С.Леднев, В.Н.Мясищев, Н.И.Непомнящая, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), теории личности (А.Маслоу, Г.Олпорт, К. Роджерс, К.Юнг и др.);

– концепции развития личности (К.А. Абульханова, А.Г.Асмолов, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Э. Эриксон и др.);

– концепции возрастного развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.);

– концепции профессионального развития личности, профессионального становления личности (Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, К.К. Платонов, А.П. Реан, Ю.Г. Синягин, Е.В. Селезнева, А.Р. Фонарев, Е.Н. Шиянов и др.);

– концепции личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

– концепция контекстного обучения (А.А. Вербицкий);

– фундаментальные работы в области исследования деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина и др.);

– результаты исследований в области теории и методики обучения физике в школе и в вузе, по подготовке учителя физики (И.М. Агибова, И.Л. Беленок, Л.А. Бордонская, В.И. Ваганова, Н.Е. Важеевская, В.И. Данильчук, Е.А. Дьякова, В.И. Земцова, Д.А. Исаев, С.Е. Каменецкий, А.С. Кондратьев, Н.В. Кочергина, В.В. Лаптев, И.Е. Лихтштейн, А.А. Машиньян, Г.А. Монахова, А.В. Перышкин, Л.А. Прояненкова, Н.С. Пурышева, А.А. Синявина, А.В. Смирнов, Т.И. Степанова, Г.П. Стефанова, В.И. Тесленко, А.В. Усова, А.П. Усольцев, В.П. Ушачев, Л.С. Хижнякова, А.И. Ходанович, Т.Н. Шамало, А.А. Шаповалов, Н.В. Шаронова, Р.Н. Щербаков и др.);

– результаты исследований в области теории и методики профессионального образования, подготовки учителя (О.А. Абдуллина, И.А. Алексашина, Е.В. Андриенко, В.В. Анисимов, Г.И. Аксенова, Н.А. Асташова, Э.П. Бакшаева, В.П. Бедерханова, Е.П. Белозерцев, А.Г. Гогоберидзе, К.М. Дурай-Новакова, И.В. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Т.К. Клименко, А.В. Коржуев, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Левина, А.Н. Орлов, Е.В. Пискунова, В.А. Попков, Н.Ф. Радионова, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, А.М. Трещев, А.П. Тряпицына, В.Д. Шадриков и др.).

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования: аналитико-синтетическое рассмотрение научных публикаций и нормативных документов; методы системного анализа, сравнения и сопоставления; комплекс методов исследования современных проблем методической подготовки учителя физики и проблем преподавания физики в общеобразовательной школе (анализ, синтез, обобщение и абстрагирование, сравнение и сопоставление, программно-целевой метод), теоретическое моделирование системы методической подготовки будущих учителей физики.

Наряду с теоретическими использовались экспериментальные методы: психодиагностические (анкетирование, беседа, наблюдение, самооценка, метод экспертных оценок, тестирование учебных достижений студентов), анализ результатов деятельности студентов, личное преподавание методических дисциплин в педагогическом университете; организация экспериментальной проверки эффективности разработанной методической системы, статистические методы обработки экспериментальных данных, обсуждение проблемы исследования и предлагаемых подходов ее решения на методических конференциях, семинарах.

Достоверность выводов исследования обеспечивается проведением их опытной проверки, для участия в различных мероприятиях которой с 1996 по 2007 годы привлекались более 900 студентов-физиков Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ, г.Чита), Благовещенского, Армавирского государственных педагогических университетов, 30 преподавателей вузов, более 300 учителей физики, более 1000 школьников.

Основные этапы и организация исследования

Исследование проводилось с 1996 по 2007 г. г. и включало ряд этапов.

Первый этап (1996-2003 г.г.) был посвящен проведению различных видов экспериментальной работы (анкетирование, наблюдение педагогического процесса, анализ педагогического опыта, организация специальной работы со студентами, обработка и анализ полученных результатов исследования, апробация идей на лекциях для учителей по линии ИПКиПРО и т.д.). На данном этапе были получены данные, которые позволили в единстве с теоретической разработкой проблемы исследования определить в целом содержание подготовки будущего учителя физики к деятельности, направленной на формирование личностной позиции школьников при обучении физике в школе.

загрузка...