Delist.ru

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе (09.01.2008)

Автор: Десненко Светлана Иннокентьевна

Десненко Светлана Иннокентьевна

Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи

развития личности учащихся при обучении физике в школе

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре теории и методики обучения физике

факультета физики и информационных технологий

Московского педагогического государственного университета

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

ПУРЫШЕВА Наталия Сергеевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

ХИЖНЯКОВА Людмила Степановна

доктор педагогических наук, профессор

АНИСИМОВ Виталий Викторович

доктор психологических наук, профессор

СЕЛЕЗНЕВА Елена Владимировна

Ведущая организация: Уральский государственный педагогический университет

Защита состоится «17» марта 2008 г. в 15 часов на заседании

диссертационного совета Д 212.154.05 при Московском педагогическом

государственном университете по адресу: 119992, г. Москва, ГСП-2,

ул. М. Пироговская, д. 29, ауд. № 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992,

г. Москва, ГСП-2, ул. М. Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан « » ______ 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.А. Прояненкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования

В настоящее время приоритетной задачей школьного и вузовского образования признается развитие личности обучающихся. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года специально обращается внимание на необходимость ориентации образования на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится об основных задачах высшего учебного заведения, в число которых входит задача удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В связи с этим необходимо говорить не только о развитии личности будущего учителя, в том числе будущего учителя физики, но так же и о подготовке студента – будущего учителя к решению задачи развития личности учащихся.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям 032200 Физика. Квалификация учитель физики и 032200.00 Физика с дополнительной специальностью. Квалификация учитель физики и _ (в соответствии с дополнительной специальностью) показал, что они не обеспечивают целенаправленную подготовку будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе.

Актуальность проблемы методической подготовки студентов – будущих учителей физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе подтверждает и анализ результатов констатирующего эксперимента, который показал недостаточную готовность учителей физики и будущих учителей физики к развитию личности учащихся при изучении ими школьного курса физики.

В исследованиях (И.М. Агибова, И.Л. Беленок, Л.А. Бордонская, В.И. Ваганова, О.В. Гришина, С.И. Гусева, В.И. Земцова, О.А. Крысанова, А.П. Лешуков, А.А. Машиньян, Н.С. Пурышева, Т.И. Степанова, В.И. Тесленко, Е.И. Трубицина, А.А. Шаповалов, Н.А. Шаронова и др.), в методической литературе (С.Е. Каменецкий, Е.И. Трофимова, А.В. Усова, Л.С. Хижнякова, Р.Н. Щербаков и др.) достаточно широко обсуждаются различные аспекты проблемы методической подготовки будущего учителя физики. Вопросы, касающиеся методической подготовки студента – будущего учителя физики к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, исследователями специально не рассматривались.

Вышесказанное обусловливает существование ряда противоречий, связанных с решением задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, а так же подготовкой учителя физики к решению данной задачи.

Это противоречия:

– между происходящими в образовательной системе России изменениями, связанными с усилением внимания к развитию личности ученика, и недостаточной готовностью учителей физики, студентов – будущих учителей физики к развитию личности учащихся в образовательном процессе школы средствами учебного предмета «физика»;

– между традиционным подходом к определению содержания методической подготовки учителя физики, предполагающим овладение будущим специалистом необходимой суммой знаний и умений, и индивидуально–творческим характером подготовки будущего учителя физики, ориентированного на решение задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе, предусматривающей развитие личностных особенностей будущего профессионала в единстве с усвоением знаний и умений.

загрузка...