Delist.ru

Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление (09.01.2008)

Автор: Черкашин Илья Афанасьевич

34,5% 62,3% 3,2% 20,5% 56,2% 23,3%

Валеологическая воспитанность 68 144 8 40 120 55

30,9% 65,5% 3,6% 18,6% 55,8% 25,6%

Эстетическая воспитанность 60 149 11 36 119 60

27,3% 67,7% 5% 16,7% 55,4% 27,9%

Патриотическая воспитанность 58 148 14 37 114 64

26,4% 67,3% 6,3% 17,2% 53,0% 29,8%

Трудовая

воспитанность 63 147 10 38 115 62

28,6% 66,8% 4,6% 17,7% 53,5% 28,8%

Экологическая воспитанность 57 149 14 36 115 64

26,0% 67,7% 6,3% 16,7% 53,5% 29,8%

Если посмотреть по всем показателям духовного развития, то высокий уровень духовно-нравственной воспитанности, в среднем, показывают 66 (30%) членов клубов экспериментальной группы, а в контрольной группе такой уровень показывают 39 (18,2%) воспитанников, т.е. экспериментальная группа по этому уровню выше контрольной на 11,8%. Низкий уровень по всем этим показателям, в среднем, имеют в экспериментальной группе 9 (4,5%), а в контрольной – 57 (26,7%) воспитанников, то есть экспериментальная группа по данному уровню намного выше, чем контрольная на 22,2%.

Анализ современного состояния физкультурно-спортивной деятельности, физического воспитания свидетельствует о том, что вся система образовательно-воспитательной работы осуществляется для достижения высоких спортивных результатов. Проводимая работа в этом направлении недостаточно ориентируется на духовный мир, ценностные ориентации, структуру потребностей и интересов занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Проведенное нами исследование показало, что духовная культура человека обеспечивает эффективную реализацию всей его деятельности, это выражается в единстве познания, осмысления и рефлексии, общения, ценностного отношения к реальности, в свободе человека формировать себя.

В итоге проведенного исследования и опытно-экспериментальной работы разработана концепция интеграции духовного и физического воспитания, где:

- рассмотрено и дано определение феномена духовности, а также понятий духовного и физического воспитания личности, представлено их взаимодействие;

- разработана модель интеграции духовного и физического воспитания, раскрывающая сущность взаимосвязи этих компонентов, концептуальные подходы и закономерности организационно-управленческого обеспечения физического развития в соответствии с духовно-нравственными основами жизнедеятельности человека;

- содержание и технология организационно-управленческой деятельности определяются средой, деятельностью, отношениями, созданными в спортивном клубе;

- среда представлена как целостное воспитательное пространство, обеспечивающее трансляцию культурных ценностей, традиций, отношений, и воспитанник получает позитивный импульс, эмоционально-волевой заряд для функциональной работоспособности, двигательной активности, доверительного общения, достойного поведения;

- в отличие от традиционной системы организации педагогического процесса, когда внешнее выступает по отношению к процессу формирования и развития личности как контролер и корректор, в организационно-управленческой технологии оно (внешнее) выступает как стимулирующий внутренние механизмы развития личности фактор и включены механизмы саморазвития субъектов образовательно-воспитательного процесса;

- технологический инструментарий интегративной деятельности составляют: лекции, беседы, диспуты на различные нравственно-этические, социально-правовые и другие жизненно важные темы и проблемы; медитация, корни которой синхронны с образом жизни северных народов; игры, музыка, пословицы, сказки и другие жанры устного народного творчества; общественно-полезная деятельность в социуме и др.;

- педагогическое обеспечение несет свободный, стимулирующий, фасилитирующий, помогающий смысловой контекст.

Результаты проведенной работы показывают достоверность выдвинутых в гипотезе положений. Опытно-экспериментальное исследование доказало, что в основе формирования полноценной личности, ценностные ориентации которой обусловливают активную жизненную позицию, морально-этическое взаимодействие с другими, саморегуляцию эмоционального состояния и нравственного поведения, лежит богатая духовная культура.

Выполненное исследование открывает возможность для дальнейшей разработки вопросов формирования и развития личности в процессе решения воспитательных задач на основе их интеграции с духовным воспитанием. Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование – лишь начало разработки поставленной проблемы и не охватывало всего круга вопросов, связанных с ее решением. Можно обозначить ряд направлений дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.

Перспективами дальнейшего исследования могут быть: в образовательной сфере более углубленное изучение феномена духовности, закладывающей основы развития и становления целостной личности; исследование проблемы интеграции духовного воспитания с другими компонентами воспитания; глубокое изучение содержания, структуры и механизмов духовности в традициях народной педагогики; разработка оптимальной технологии формирования целостной, духовно богатой личности в процессе учебно-тренировочных занятий со спортсменами с учетом специфики различных видов спорта.

По теме диссертации опубликованные работы (общий объем – 30 п.л.):

Монографии

Черкашин, И.А. Социальная адаптация молодых людей в спортивном клубе: монография / И.А. Черкашин, А.Г. Корнилова. – Якутск: Изд-во МО РС (Я), 2001. – 96 с. (авторских-48 с.; 3 п.л.).

Черкашин, И.А. Нравственное совершенствование молодежи в процессе спортивной деятельности: монография / И.А. Черкашин. – М.: Academia, 2004. - 120 с. (8 п.л.).

Учебные, учебно-методические пособия

Черкашин, И.А. Нравственное совершенствование личности юношей в деятельности спортивного клуба / И.А. Черкашин, А.Г. Корнилова // учебно-методическое пособие. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1999. – 37 с. (авторских-20 с.; 1,25 п.л.).

Черкашин, И.А. Элементы тайского бокса: учебно-методическое пособие / И.А. Черкашин, З.Н. Оегостурова. – Якутск: БУЛЛ, 2002. – 32 с. (авторских-18 с.; 1,12 п.л.).

Черкашин, И.А. Формирование нравственных качеств молодежи в процессе занятий гиревым спортом: учебно-методическое пособие / И.А. Черкашин. – Якутск: БУЛЛ, 2004. – 52 с.

Черкашин, И.А. Педагогическая практика студентов 3 курса ИФКиС: методические указания / И.А. Черкашин, А.А. Сергин, И.С. Алексеева. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. – 32 с. (авторских-16 с.; 1 п.л.).

Черкашин, И.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / И.А. Черкашин, А.А. Сергин. – Якутск: Изд-во МО РС (Я), 2005. – 96 с. (авторских 48 с.; 3 п.л.).

Черкашин, И.А. Интеграция духовного и физического воспитания в формировании личности / И.А. Черкашин // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №6. – С.115–120 (0,37 п.л.).

Черкашин, И.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников в процессе физкультурно-спортивной деятельности / И.А. Черкашин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – №4. – С.47–49 (0,27 п.л.).

Черкашин, И.А. Интеграция физического и духовного воспитания юношей, занимающихся восточными единоборствами / И.А. Черкашин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. – №5. – С.67–70 (0,4 п.л.).

Черкашин, И.А. Развитие духовной культуры занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью посредством народных игр / И.А. Черкашин // Высшее образование сегодня. – 2007. – №8. – С.80–82 (0,3 п.л.).

Черкашин, И.А. Пути преодоления девиантного поведения старшеклассников, занимающихся спортом / И.А. Черкашин // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №10. – С.248–254 (0,6 п.л.).

загрузка...