Delist.ru

Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление (09.01.2008)

Автор: Черкашин Илья Афанасьевич

Россия объединяет различные народы как западного, так и восточного типа, которые представляют российский народ, и у всех общий менталитет, отношение к миру, ценностные ориентации. Так, в России многие национальные виды спортивных игр, физической культуры стали общими для разных народов. Отсюда в процессе организации учебно-тренировочных, физкультурно-оздоровительных занятий в клубах использовались виды занятий, имеющие корни в традициях многих народов страны. К их числу, в частности, относятся спартианские технологии, подготовленные научной школой В.И. Столярова («Sparta» – от начальных букв английских слов: «Spirituality» — духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство). В трудах В.И. Столярова поднимаются и рассматриваются такие вопросы, как место спорта в жизни как социально-культурный феномен, пути «очеловечивания» современного спорта, что созвучно поставленной в нашем исследовании проблеме. В спартианской системе мы обращаем внимание на «новые игры», которые не предполагают разделения участников на победителей и побежденных и ориентированы на юмор и творчество, что имеет корни в народной системе физического воспитания.

Трудности и противоречия в реальной жизни существуют объективно и без них нет ни социализации, ни закаливания. Деятельность в реальной жизни становится источником общего развития личности: занимаясь ею, человек растет и духовно развивается. Все это связано с тем, что, только развивая все стороны личности, можно научить молодых выдерживать противоречия жизни, побеждать их напряженность и остроту, вносить в жизнь достойное, красивое, полезное. В реальной жизнедеятельности человек регулирует и рефлексирует поток ощущений, представлений, развивая способности к постоянной самокорректировке, самовоспитанию. Отсюда духовно-нравственное совершенствование юношей потребовало организации их деятельности в различных сферах социальной жизни, чтобы дать каждому воспитаннику адекватный их возможностям позитивный опыт социального взаимодействия. Уставы клубов были дополнены положением, что его члены, помимо тренировочных занятий, принимают участие в различных видах общественно-трудовой деятельности: работа в школьных спортивных секциях; работа с трудновоспитуемыми подростками; дежурства в учреждениях и в составе охраны общественного порядка и т.д.

В процессе общественно-полезной деятельности ребята постепенно убеждались в том, что любая работа приносит человеку удовлетворение, если она интересна и по душе ему. И мы стремились к тому, чтобы наши подопечные относились к любому труду, к общественной деятельности самостоятельно, творчески, вкладывали все свои знания, душу, искали все новые формы ее улучшения и совершенствования. Все это, в целом, представляет собой духовно-практический опыт, включающий рефлексию, анализ и самоанализ, обращение к своему внутреннему миру. Самостоятельная, творческая, свободная деятельность, организуемая в системе духовно-практического опыта, создает для ребят реальные условия научиться жить в согласии со своим «внутренним человеком», научиться любить и принимать других, уметь сопереживать и сорадоваться, проявлять интерес к состоянию других.

Структурным компонентом организационно-управленческой деятельности является мониторинг результатов проводимой с воспитанниками работы. Регулярное диагностирование достигнутых ребятами уровней духовной культуры позволяет корректировать систему учебно-тренировочной, воспитательной работы в клубе, находить оптимальные пути и механизмы интеграции духовной и физической культуры воспитанников.

Для определения критериев духовного развития мы исходим из того, что основополагающим показателем исследуемого качества является рефлексия воспитанником получаемой информации, действий других людей и собственной деятельности с морально-этической, духовной позиции. Речь в данном случае идет о духовной рефлексии. Для мониторинга мы выделили 3 ее компонента: когнитивный (знания о природе моральных норм, о необходимом перечне моральных категорий, умение их интерпретировать и раскрывать их содержание относительно конкретных жизненных ситуаций), ценностный (осознание личности другого в качестве высшей ценности; активность в поисках смысла собственной жизни в нравственном аспекте) и поведенческий (умение ставить цель и оценивать её нравственное содержание, регулировать своё поведение и адекватно оценивать свои поступки). Методами диагностирования были опросы, беседы, анкетирование.

Полученные данные свидетельствуют, что от этапа к этапу уровень усвоения воспитанниками экспериментальных групп различной информации и ее рефлексия с позиции духовности в начале последующих этапов по сравнению с началом первого этапа значительно выше (если в 1995 г. хорошую осведомленность когнитивного компонента духовной рефлексии показывали 18% воспитанников, слабую – 30%, то в начале второго этапа, соответственно: 21% и 22,8%, а в начале третьего этапа – 24,4% и 22,6%). Это связано с тем, что вновь поступающие в данные клубы осведомлены о требованиях к их членам и проводимой в них работе, и это помогает им внутренне готовиться к тому, чтобы стать членами этих клубов. А в контрольных группах эти же показатели значительно ниже: в начале первого этапа хорошую осведомленность когнитивного компонента духовной рефлексии показывали 17,3% воспитанников, слабую – 28,6%, в начале второго этапа, соответственно: 18,8% и 25,7%, а в начале третьего этапа – 21,0% и 22%.

Выявлено, что от этапа к этапу к концу опытной работы показатели рефлексии воспитанниками экспериментальных групп различной информации общественно-политического, культурного содержания, действий других людей, а также собственной деятельности с духовно-этической позиции значительно повышаются. К примеру, хорошую осведомленность когнитивного компонента в конце первого этапа показывали 34% воспитанников, в конце второго этапа – 41%, в конце третьего этапа – 44,4% (эти же показатели в контрольных группах, соответственно: 20,4%, 20,8%, 22,8%). А слабую осведомленность показывали в экспериментальных группах, соответственно: 9%; 2,8%; 1,7% (в контрольных группах эти же показатели от этапа к этапу: 26,5%, 21,8%, 17,5%). Аналогичные показатели в экспериментальных и контрольных группах по ценностному и поведенческому компонентам духовной рефлексии. Это свидетельствует о повышении качества проводимой в экспериментальных клубах работы по интеграции духовного и физического воспитания.

Мы в своей опытной работе, стремясь найти более точные и, вместе с тем, более гибкие и компактные измерители духовно-телесных качеств, вышли на интегрально-аналитическое изучение личности как ведущий метод определения морально-волевых качеств юношей, опираясь на целостный подход в выявлении сложных психических свойств, что признается физиологами (П.К. Анохин), психологами (А.Г. Ковалев), педагогами (А.В. Зосимовский). На основе интегративного подхода представлена система диагностики результатов духовного воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности воспитанников.

Для диагностики результатов воспитания мы использовали методики, которые можно объединить в три группы. Первая включает анализ продуктов деятельности личности. В методиках второй группы представлены варианты парных сравнений. В третьей группе изучаются результаты ранжирования и шкалирования. Наиболее рациональными мы считаем методики первой группы, которые позволяют шире подойти к оценке приобретенных качеств. В соответствии с этим, нами как один из ведущих методов изучения духовных, морально-волевых качеств обосновывается метод наблюдений за действиями воспитанников не только в процессе учебно-тренировочных занятий, но и в различных по своему содержанию жизненных ситуациях. Он дополнялся результатами анкетирования, интервью, бесед, и весь полученный материал подвергался экспертной оценке. Результаты диагностики анализировались на тренерском консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной, групповой беседе.

Мы убедились в том, что наблюдение является достаточно надежным индикатором духовных качеств личности воспитанников. Такой подход используется, в частности, М.И. Шиловой, Н.Ф. Яковлевой и другими. Так, мы отслеживали продвижение в духовном развитии воспитанников по методике М.И. Шиловой. Признаки и уровни проявления духовных качеств разделили на четыре уровня: высокий уровень («3» ярко проявляется), средний («2» проявляется), низкий («1» слабо проявляется), очень низкий («0» не проявляется). Ниже приводятся показатели проявления духовных качеств у юношей экспериментальной группы.

Таблица 3

Проявление духовных качеств личности воспитанников в начале и конце опытно-экспериментальной работы

Качества Трудолюбие Доброта и

Отзывчивость Самодисциплина Итого

Признаки проявления

в начале и конце ОЭР Осознание

значимости труда Самостоятельность в труде Бережное

отношение к труду

результатом труда Инициативность и

творчество в труде Уважительное

отношение к старшим Дружелюбное отношение к сверстникам Милосердие Честность в отношении к товарищам Развитие доброй воли Самоуважение, соблюдение правил культуры Деловитость и пунктуальность Требовательность к себе

На 3 уровне

42 16,3

На 2 уровне

56 36,5

На 1 уровне

17 32,5

На 0 уровне

Как видно, по показателям трех личностных качеств, характеризующих духовное развитие, в экспериментальной группе (обследованием охвачены 115 воспитанников третьего этапа опытной работы) наблюдается повышение уровня духовной культуры: если в начале опытной работы ярко проявлялись обозначенные качества у 16,3% воспитанников, то в конце – у 39,6% (повышение на 23,3%); эти качества проявлялись слабо и на очень низком уровне в начале опытной работы у 31,1% воспитанников, а в конце – у 10,7% (повышение на 20,4%).

Использованная нами интегрально-аналитическая технология мониторинга, где основное место занимало целенаправленное, систематическое наблюдение, осуществляемое тренерами и другими помощниками опытно-экспериментальной работы, результаты которого подвергались экспертной оценке и дополнялись данными, полученными другими методами (анкетированием, беседами, интервью и др.), позволила составить общую картину сформированности духовной культуры воспитанников спортивных клубов как итог проведенной нами исследовательской и опытной работы.

Духовное воспитание, как подчеркнуто выше, взаимосвязано с другими видами воспитания, поэтому диагностика реализации целей духовного воспитания осуществлялась с помощью интеграции компонентных критериев, характеризующих уровень развития отдельных свойств личности, проявляющихся в воспитанности. Нами выделены такие компонентные критерии, как нравственная, гуманистическая, валеологическая, эстетическая, патриотическая, трудовая, экологическая воспитанность, совокупное содержание которых составляет духовный мир человека. При анализе результатов выделено три уровня воспитанности, характеризующихся устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления – высокий, средний, низкий. Обследованием охвачены 220 воспитанников экспериментальной и 215 – контрольной группы. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Духовно-нравственная воспитанность членов клубов

Показатели

Уровни Экспериментальная

группа Контрольная группа

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Нравственная воспитанность 80 135 5 43 125 47

36,4% 61,3% 2,3% 20,0% 58,1% 21,9%

Гуманистическая воспитанность 76 137 7 44 121 50

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8