Delist.ru

Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление (09.01.2008)

Автор: Черкашин Илья Афанасьевич

В данном разделе мы рассмотрели феномен интеграции духовного и физического воспитания и развития личности с позиций психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.С. Библер, Б.М. Бим-Бад, А.А. Бодалев, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, Д. Дьюи, В.П. Зинченко, М.С. Каган, П.Ф. Каптерев, С. Кьеркегор, Д.А. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, С.Д. Неверкович, Л.И. Новикова, В.А. Петровский, Р.С. Сафин, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев и др.). Анализ, обобщение их подходов к данной проблеме помогли определить сущность духовной и физической культуры и условия, закономерности, принципы интеграции духовного и физического воспитания:

- духовная культура – выражение терпимости, добра, гуманности, справедливости и честности – утверждает высшие нравственные ценности, интересы морали над материальными, понимание человеком выполнять свой нравственный и гражданский долг;

- физическая культура проявляется в мотивационно-ценностной ориентации личности на физическое совершенство, как фундамента активно преобразующей деятельности;

- духовное воспитание – социально-педагогический процесс, формирующий целостность когнитивных, эмоциональных, поведенческих компонентов личности и обеспечивающий гражданскую зрелость, общественную активность, высокие нравственные потребности, интересы и мотивы деятельности;

- физическое воспитание – педагогический процесс, обеспечивающий гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических качеств и двигательных навыков, внутреннего мира (воли, характера, выносливости, ответственности и т.д.), закладывая основы здорового образа и стиля жизни;

- закономерности интеграции духовного и физического воспитания определяются: педагогическим обеспечением свободного выбора учеником путей и форм личностно-физического саморазвития, в соответствии с его ценностными ориентациями, потребностями, способностями; продуктивностью физкультурного пространства, насыщенного ценностными аспектами жизни человека, где осуществляется человекосозидающий процесс, укрепляющий духовно-нравственное и физическое становление воспитанника;

- принципы педагогического обеспечения – принцип авторства, принцип ценностно-личностной приоритетности физического воспитания, принцип духовной поддержки, принцип безусловного и безоценочного принятия ученика, принцип ненасилия, принцип эмпатийного понимания и доверия, принцип равноправного сотрудничества – охватывают целостный процесс личностного развития человека в гармоничном взаимодействии с ценностями окружающего мира.

Все организационно-управленческие решения по интеграции физического и духовного развития обучающихся принимаются с учетом обстоятельств, происходящих в учреждении, и интересов, потребностей всех субъектов, опосредованно или непосредственно задействованных при ее реализации. С этих позиций рассмотрены труды не только по управлению, но и по формированию и развитию личности в процессе интеграции духовного и физического воспитания (В.И. Андреев, Ч. Бернард, В.И. Зверева, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевский, Л.Н. Куликова, А. Маслоу, Г. Олпорт, М.М. Поташник, С.Л. Рубинштейн, Ж.-П. Сартр, В.И. Слободчиков, Н.С. Сунцов, Ф. Тейлор, А.В. Тихонов, А. Файоль, С. Франк, В. Франкл, Т.И. Шамова, К. Ясперс и др.). На основе анализа их трудов мы исходим из того, что управление – это деятельность по достижению определенных целей, в основе которой лежит взаимодействие людей, согласование их действий, а организация – это деятельность по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе. Отсюда организационные условия представляют собой создание комфортной обстановки, обеспечивающей активность, самостоятельность, творчество, продуктивность работы субъектов физкультурно-спортивной деятельности.

Организационно-управленческая деятельность по интеграции физического и духовного воспитания реализуется на основе следующих положений:

- становление личности обусловлено творческим отношением индивида к миру, развитием собственного взгляда на окружение, умением ставить перед собой и решать все новые задачи, высшими мотивами деятельности, на основе которых происходит самодетерминация личности;

- в системе воспитательной работы ведущее место занимает развитие у воспитанников духовно-ценностных ориентаций, гуманистически ориентированных чувств к высшему проявлению;

- в образовательном пространстве важное место, где личность выявляется и самоутверждается, складывается духовно и физически, занимает первичный коллектив, функционирующий на основе сотрудничества, дружбы и взаимопомощи;

- взаимодействие в образовательном пространстве на основе «со-бытийной общности» обеспечивает изменение мыслей, поведения, взглядов, установок, чувств, самопознание, саморегуляцию, самоактуализацию, управление собой;

- неотъемлемым фактором духовно-физического развития личности выступает свобода выбора вида физкультурно-оздоровительной деятельности как потребность человека, его устремленность «к себе лучшему», вследствие чего воспитанник получает возможность управлять своим характером, способностями, своими побуждениями и смыслами;

- содержание и технология учебно-тренировочных занятий и «со-бытийного» общения представляют собой источник этических понятий, нравственных чувств, стимулирующий развитие морально-волевых, духовно-нравственных качеств воспитанников.

Организация и управление образовательно-воспитательным процессом на основе указанных позиций обеспечивают интеграцию физического и духовного развития личности воспитанника, занимающегося физкультурно-спортивной деятельностью, и накопление им опыта духовно-нравственного поведения.

Во второй главе «Концептуальные подходы к формированию целостной личности в этнорегиональных условиях Севера» рассматриваются народные педагогические традиции, использование которых связано с этнопедагогизацией в образовательной сфере, в основе которой лежат этнические, народные, национальные педагогические традиции, фундамент которых составляет духовность этноса, народа. Различные аспекты этнопедагогизации в своих трудах рассматривают Б.С. Братусь, Г.Н. Волков, В.Г. Воронцова, С.И. Гессен, Т.Н. Петрова, Ю.А. Рудь, Г.К. Селевко, С.Н. Федорова, Я.И. Ханбиков, В.Д. Шадриков и др. В основе их рассуждений лежит утверждение К.Д. Ушинского, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой. Рассматривая этот вопрос на основе анализа трудов и обобщения практики, мы следующим образом формулируем свою позицию: этнические традиции в педагогической деятельности – средство приобщения учащихся к культуре народа; этнопедагогизация образования – необходимый на пути национально-культурной интеграции этап; эффективность этнопедагогической деятельности достигается, когда она базируется на принципах этнокультурной идентификации и интеграции в мировое сообщество.

В трудах Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.Д. Семенова и др. отмечается, что окружающая среда – это и комплекс природных условий, и вещный мир обитания человека, и люди, жители региона со своим взглядом на мир, со своим менталитетом, и те «ноосферные» феномены, которые формируют «мир человека», человеческие сообщества, организации. Иными словами, природное, социальное, этническое окружение, т.е. условия жизни и быта вырабатывают в духовном мире человека свои ценности, в соответствии с которыми создаются национальные педагогические традиции.

В соответствии с этим охарактеризована окружающая среда Севера с определяющими содержание, способы этнорегиональной системы социализации и воспитания личности в ней факторами. Якутия занимает почти всю северо-восточную часть азиатского материка, протянувшись с севера на юг на 2000 км. и с запада на восток – на 2500 км. Её территория – около 3 млн. кв. км. Свыше 40% территории Якутии находится за Полярным кругом. Вся республика расположена в зоне вечной мерзлоты. Колебание температуры воздуха превышает 100% (от +40? летом до - 60? зимой). На территории республики представлены арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, горы, болотистые пространства. Из данной характеристики следует подчеркнуть два фактора, которые в совокупности определяют специфику постановки и решения задач, связанных с формированием духовной культуры народа. Первый фактор – огромная территория, разбросанность населенных пунктов, отсутствие наземных путей сообщения между ними. Второй фактор – суровые природные условия в сочетании с феноменом полярной ночи и полярного дня, обусловливающие своеобразное восприятие жителями окружающего мира, специфику их характера и т.д. Эти два фактора в комплексе обусловливают духовный мир людей, их ценностные ориентации, нравственное и гражданское становление, определяют общее и психическое развитие личности. Мы руководствуемся справедливым утверждением Э.А.Баграмова, что внутренний мир человека обусловлен общественными отношениями, историческими условиями существования этноса.

Изучение и анализ этнорегиональных основ и этнопедагогических традиций воспитания народов Севера, а также собственный многолетний опыт как тренера-преподавателя позволили обобщить традиции этнорегиональной педагогики в области физического воспитания. Суровые условия Севера формируют своеобразие физического развития человека, его характера, морально-волевых качеств, нравственной и физической устойчивости. В условиях Севера выживают люди выносливые, ответственные, самостоятельные, решительные, волевые. Люди, физически развитые, занимающиеся традиционными видами спорта, в различных жизненных ситуациях проявляют самообладание, смелость, четкость поступков и действий, трудолюбие, целеустремленность. В традициях этнической педагогики народов Севера воспитание души и тела шло параллельно и дополняло друг друга. Это определило актуальность внедрения традиций этнической педагогики народов Севера в воспитательную сферу физического, телесного развития учащихся и занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Анализ этнопедагогических традиций показал, что для интеграции физического и духовного воспитания выявлена ценность использования устного народного творчества, народных песен, танцев и игр как носителей духовного мира народа в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

В результате определены основные позиции по изучаемой проблеме:

- духовность – субстанция, имеющая этносоциальную природу как ценностное овладение социокультурным опытом предшествующих поколений, являет собою интегративное качество, определяющее направление, содержание и способы человеческого бытия;

- этнические традиции воспитания как средство приобщения детей к труду и культуре народа, в основе которых лежит его духовность, обусловлены образом жизни и быта этноса, их использование на занятиях как источника этических ценностей, моральных понятий, нравственных чувств является средством накопления положительного опыта нравственно-волевого поведения;

- этнопедагогизация как естественно организованная образовательная среда обогащает педагогическую деятельность этническим содержанием и способами, интегрирует народную педагогическую культуру с современными образовательными системами и их технологией в мировое сообщество;

- окружающая среда – природные условия, вещный мир обитания человека, жители социума – представляет собой воспитательное пространство, формирующее качества и свойства человека адекватными ее условиям и определяющее становление и развитие личности растущего человека, вбирающее и ассимилирующее его духовную сущность;

- социальный опыт, определяющий этническое своеобразие, транслируется через народные обычаи и обряды, национальные формы материальной и духовной культуры, обусловливая этнические и региональные формы массового сознания.

В третьей главе «Организационно-педагогическое и управленческое обеспечение интеграции духовного и физического воспитания в спортивном клубе» разработана организационно-управленческая модель интеграции духовного и физического воспитания и показана апробация ее положений в процессе опытно-экспериментальной работы.

?-?????????

Интеграция духовного и физического воспитания в процессе целостного развития личности представляет собой процесс, содержащий художественно-эстетические, правовые, этнические элементы духовной культуры, заполняя мотив, цель, средства, продукт физкультурно-спортивной деятельности духовным содержанием, что позволяет реализовывать гностическую, проектировочную, организаторскую, коммуникативную, здоровьетворческую функции учебно-тренировочной деятельности и обеспечивает целостность духовно-телесного развития человека. Все, что делает индивид для своего существования и развития, проходит через его работу над собой, через деятельность. Мы приходим к заключению, что индивид развивается как личность только в деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность имеет большие возможности в становлении духовно богатой личности.

Решение этой сложной проблемы требует выяснения закономерностей данного процесса. Отсюда возникает необходимость в разрабатываемой модели выделить ее теоретическую и технологическую части. Ниже представляем теоретическую часть модели интеграции физического и духовного воспитания (таблица 1).

Таблица 1

Модель интеграции физического и духовного воспитания личности юношей

(теоретический аспект)

Уровни интеграции

I II III

Содержательный Процессуальный Ценностный

Повышение уровня общей компетентности воспитанников. Определение технологии взаимодействия воспитанников в физкультурно-спортивной деятельности. Становление усвоенных ценностей в системе педагогического процесса на основе интеграции.

Принципы интеграции

«Физическая культура» как автономная образовательная система (внутрипредметная интеграция); как интегрированная с другими областями знаний система (межпредметная интеграция). Системность и последовательность обучения; сознательность и творческая активность воспитанников; опора в процессе физкультурно-спортивной деятельности на полученные из других областей знания; этнопедагогизация процесса воспитания; целостность педагогического процесса. Освоение культурных ценностей; множественность ценностных опор; приоритет духовного воспитания над физическим; усвоение и реализация здоровьетворческих ценностей; преемственность формирования духовного уровня самосознания личности.

Функции интеграции

загрузка...