Delist.ru

Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление (09.01.2008)

Автор: Черкашин Илья Афанасьевич

- уточнены и систематизированы основные идеи этнической педагогики народа Саха по духовному воспитанию в контексте интеграции физического развития человека с духовным;

- разработана система «воспитанник – педагог-тренер – спортивный коллектив», построенная на основе высоких морально-этических, нравственных отношений между ними, как источник и фактор духовного формирования и развития личности занимающейся спортивной деятельностью;

- обоснованы принципы, закономерности, функции, основные формы и способы организации и управления интеграцией духовного и физического воспитания юношей в процессе физкультурно-спортивной деятельности:

а) выявлены закономерности, определяющие интеграцию физического и духовного воспитания (необходимость восполнения дефицита интегративно-целостного развития личности в учебно-воспитательном процессе; обусловленность телесного развития смещением акцента с достижения спортивных результатов на механизм самоизменения и саморазвития воспитанников в процессе физкультурно-спортивной деятельности; необходимость гуманизации воспитательной системы как культурно-образовательного пространства, предполагающего преемственность традиционного и инновационного в содержании и технологии воспитательного процесса);

б) выделены уровни педагогической интеграции, определены принципы и функции каждого уровня: содержательный уровень (интеграция физического развития с художественно-эстетической, правовой, нравственно-этической культурой; функция – образовательно-воспитательная); процессуальный уровень (системный характер занятий с использованием новых технологий и традиций этнического воспитания, обеспечивающий активность и творчество субъектов педагогического процесса; функции – общеразвивающая, координирующая); ценностный уровень (приоритет духовного воспитания над физическим; свобода выбора форм и способов занятий каждым воспитанником; преемственность физического, интеллектуального, морально-этического, духовного самосознания личности; функции – мировоззренческая, развивающая);

- определены критерии уровня развития интеграции духовного и физического воспитания: эффективность интеграции как результат организации физкультурно-спортивной деятельности тренером-педагогом и руководителем клуба и оценивается в показателях их деятельности; результативность интеграции как результат достижений поставленных целей оценивается на каждом уровне интеграции показателями, насколько и как они стали близки к идеалу, выраженному в духовных ценностях; качество интеграции оценивается интегративным показателем, полученным по всем подструктурам созданной в клубе системы.

Теоретическая значимость исследования: обоснована целостная концепция интеграции духовного и физического воспитания юношей, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью; уточнено понятие «интеграция духовного и физического воспитания» для системы физкультурно-спортивного образования; разработана модель управления организационно-педагогическим обеспечением интеграции духовного и физического развития учащихся в этнорегиональных условиях; конкретизированы интегративные и технологические функции учебной дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта» в процессе подготовки специалистов физкультурно-спортивной отрасли. Выводы и научно-практические рекомендации, разработанные в результате опытно-экспериментального исследования, создают основу для углубления и расширения исследований в области формирования целостной, духовно богатой личности в образовательной среде.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны программы, методические рекомендации по духовному воспитанию школьников, что дает возможность повысить эффективность и результативность воспитания учащихся в национальных средних школах. Положения и выводы исследования нашли применение в научной и образовательной деятельности автора в качестве педагога-тренера. В практику работы спортивных школ и клубов внедрена модель интеграции духовного и физического воспитания учащихся, позволяющая конструировать опыт организации духовного воспитания членов спортивных школ и клубов. Для педагогов-тренеров разработаны методики, критерии, показатели уровней духовно-нравственной зрелости воспитанников в процессе спортивной деятельности. Идеи и положения диссертации использовались при проведении методологических семинаров в различных формах обучения учителей средних школ, при подготовке специалистов в высших и средних учебных заведениях: училище олимпийского резерва Республики Саха (Якутия), Институте физической культуры и спорта Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта. Разработанные в исследовании организационно-управленческие основы интеграции духовного и физического развития позволяют осуществить практическое построение образовательной деятельности как целостного процесса личностного развития совершенного человека.

На защиту выносится концепция целостной системы организационно-управленческого обеспечения интеграции духовного и физического воспитания в этнокультурном образовательном пространстве, содержащая следующие положения:

1. Интеграция физического и духовного воспитания, основанная на интегративно-целостной природе человека, представляет собой процесс их объединения в единое целое, обладающее новым качеством, новыми потенциальными возможностями и обеспечивающее становление физически развитой, духовно богатой личности.

2. Духовность как внутренне-личностное, предполагающее развитие интеллекта, культуры человека, ассоциируясь с эмоциональной отзывчивостью, со способностью проникнуться чувствами другого человека, поставить себя на его место, испытать сострадание, рожденная образом жизни, этнокультурных традиций всех народов, укоренена в сфере идеальных человеческих отношений, в стремлении человека к позитивным ценностям жизни.

3. Интеграция физического и духовного воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается переориентацией идеологии формирования личности, принятой в традиционной воспитательной системе, на идеологию поддержания (помощи) процесса самоформирования личности, перехода от репродуктивно-педагогической парадигмы к креативно-педагогической, что обусловливает саморегуляцию, самоуправление воспитанника своим физическим, интеллектуальным, моральным развитием путем обогащения таких внутренних регуляторов, как ценности, смыслы, потребности, нравственность.

4. Научно обоснованная организационно-управленческая модель интеграции духовного и физического воспитания на социокультурном, психологическом, педагогическом уровнях, раскрывающая предпосылки, закономерности, принципы, функции интеграции духовного и физического развития учащихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности, условия, формы и технологию целостного духовно-физического развития личности воспитанников. Разработана система «воспитанник – тренер-педагог – спортивный коллектив», обеспечивающая их взаимодействие на основе педагогического понимания, поддержки, и взаимопонимания. Принципиальным условием, обеспечивающим организационно-управленческую систему в физкультурно-спортивной деятельности клуба, является увеличение самодеятельных способов ее организации в выбранных воспитанниками группах, подразделениях, секциях, обусловливающих повышение ответственности каждого за свое физическое, эстетическое, интеллектуальное развитие, формирование целеустремленности, личностной позиции, инициативности, самоутверждение и самовыражение в разных ситуациях жизни, делах и способах поведения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его основные идеи обсуждались и докладывались на:

международных научно-практических конференциях – 2-й Саммит Северного Форума «Здоровый образ жизни 2003: предотвращение алкоголизма и наркомании» (г. Покровск Республики Саха (Якутия), 2003 г.); «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» (Рим, 2004 г.); «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России» (Новосибирск, 2004 г.); «Физкультурное образование в XXI веке: новые смыслы и перспективы» (Хабаровск, 2007 г.); «Этнопедагогика и проблемы современного образования», посвященная 80-летию академика АПН СССР, д.п.н., профессора Г.Н. Волкова (Чебоксары, 2007 г.); «Физкультура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона» (Якутск, 2004 г.); «Единоборства в современных условиях: образование, воспитание, тренировка» (Якутск, 2007 г.);

всероссийских научно-практических конференциях – «Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры» (Москва, 2003 г.); «Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России» (Москва, 2004 г.); «Физическая культура и спорт в современном обществе» (Хабаровск, 2003 г., 2007 г.); «Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в образовательных учреждениях» (Чебоксары, 2004 г.); «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях развития общества» (Чебоксары, 2007 г.); «Приоритетные направления развития бокса в начале – XXI в: опыт, проблемы и перспективы» (Якутск, 2007 г.); «Модернизация физической культуры и спорта в звеньях системы образования» (Калининград, 2007 г.); «Дети России образованны и здоровы» (Санкт-Петербург, 2007 г.);

межрегиональных научно-практических конференциях – «Качество высшего профессионального образования: проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования» (Якутск, 2003 г.); «Этнопедагогика в условиях модернизации Российского образования» (Якутск, 2004 г.); «Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в современных условиях» (Якутск, 2007 г.),

республиканских научно-практических конференциях – «Физическое воспитание детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)» (Якутск, 1999 г.); «Модель специалиста ХХ1 века», «Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания» (Якутск, 2000 г.); «Проблемы формирования личности в современном ВУЗе», «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале ХХI века: состояние, проблемы и перспективы», «Духовность веление Времени» (Якутск, 2001 г.); «Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта РС (Я)», «Патриотическое воспитание: истоки, проблемы, перспективы» (Якутск, 2005 г.); «Этнопедагогические аспекты реализации приоритетного национального проекта «образование»» (Якутск, 2007 г.);

зональных семинарах педагогов-тренеров – Училища олимпийского резерва, Усть-Алданского, Чурапчинского и Таттинского улусов Республики Саха (Якутия) (1995-2007 г.г.). А также через непосредственное участие автора в работе по апробации и введению концепции интеграции духовного и физического воспитания юношей в общественных физкультурно-спортивных Федерациях Республики Саха (Якутия).

По теме диссертации опубликовано 44 работы, в т.ч. 2 монографии, 5 учебных пособий и методических указаний, 37 статей, общим объемом более 30 печатных листов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: опорой на современные исследования по философии образования, педагогике и психологии, на отечественный и зарубежный опыт в области духовного и физического развития личности учащихся; системным применением методов, адекватных объекту, предмету, проблеме, цели, гипотезе, задачам и логике исследования; использованием научно обоснованных критериев оценки результатов эксперимента; длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в юношеских спортивных коллективах; тщательным анализом опытных данных.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Основное содержание диссертации

В первой главе «Теоретико-методологические основы интеграции духовного и физического воспитания» проанализированы философские, психолого-педагогические труды, рассматривающие вопросы формирования и развития личности. Чтобы определить теоретико-методологические основы формирования духовной культуры личности, прежде всего, мы выяснили, что к феномену понятий «дух», «душа», «духовность» обращались многие философы (В.У. Бабушкин, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, С.Н. Булгаков, Г.Э. Бурбулис, Г.В.Ф. Гегель, И.А. Ильин, М.С. Каган, С.Б. Крымский, В.М. Петров, В.И. Плотников, Е.Б. Рашковский, В.С. Соловьев, Э.Б. Тайлор, С.Л. Франк и др.). В их работах мы находим, что категория духа есть отражение и выражение самого способа бытия человека в мире, что человеку сверх телесных ощущений присущи еще сила воображения, воля, энергия мысли, чувствование, т.е. высшие способности души. Духовность рассматривается как стремление человека к высшим ценностям жизни, в котором устанавливаются его связи с универсумом как основы формирования духовной личности.

Содержательное определение духовности находим у Л.П. Буевой: духовность есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в которой концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком; путь духовного освоения – восхождение по пути обретения истины, добра, красоты и других высших ценностей; духовность как определенный вектор личности есть определенная внутренняя ориентация личности в системе ценностей. Н.А. Бердяев разработал целую концепцию духовности, в которой утверждается, что духовность как интегративный показатель ценностных приоритетов, смыслов жизни есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке, что обретение человеком своей духовной сущности взаимосвязано с ценностным овладением социокультурным опытом предшествующих поколений.

В аспекте предмета исследования интересна позиция В.С. Соловьева и С.Н. Булгакова, рассматривающая духовность в связи с телесностью. По В.С. Соловьеву, телесность есть бытие, не владеющее собой, всецело обращенное наружу; духовность есть способность человека господствовать над витальными влечениями. По С.Н. Булгакову, телесность вовсе не есть противоположность духу, ибо существует и духовная телесность.

Из приведенного обзора и анализа философских мыслей можно заключить, что духовность – это определенный тип мироотношения (отношение между человеком и миром), что в качестве предмета мироотношения выступают высокие гражданские, этические и эстетические идеалы, а в содержании мироотношения выделяются альтруизм, бескорыстие, терпимость.

Современное общество переживает кризис духовности. По данному вопросу Д.В. Чернилевский верно отмечает, что свободные от стыда и моральной чистоты современные нравы, а также массовая культура, существующая вне сущности духа, в основе своей ничтожны, ибо лишены духовности. Кризис духовности в сфере практической жизнедеятельности выражается в теневой экономике, мафии, в господстве монетаризма, придавая деньгам определяющее значение в развитии национальной экономики. По данному вопросу справедливо утверждение И.А.Ильина о том, что обновление человека нужно начинать не с коренной ломки социальных условий существования, а с обновления его души и воли, с формирования у него веры, святости семьи, чувства любви к Родине, патриотизма, национальной гордости. Все это предполагает коренное изменение содержания, форм и технологии воспитания целостной личности, физически, интеллектуально развитой, духовно богатой, с высоким уровнем волевого, нравственного развития.

Представленный анализ позволяет выделить следующие концептуальные подходы к формированию духовной культуры личности:

- дух – противоположность материи: материя развивается в соответствии с объективными законами, атрибутивные характеристики духа – свобода и творчество;

- человек воспринимает мир не только органами чувств, но и силой воображения, воли, мысли, т.е. высшими способностями души;

- сущность духовности составляет стремление человека к высшим ценностям жизни, устанавливающее его связи с универсумом как основы формирования целостной личности;

- духовно развитая личность, выбирая свою смысложизненную позицию, самоопределяется в отношении к обществу, другим людям, а также в отношении к собственной телесности;

- предметом духовности как определенного типа отношения между человеком и миром выступают высокие гражданские, этические и эстетические идеалы, альтруизм, бескорыстие, т.е. духовность – это погруженность личности в мир высших ценностей;

- ценность – идеал, к которому стремятся; ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности и становятся духовной культурой личности, важными регуляторами действий и поведения человека; духовность неотделима от гуманистических ценностей.

Наша принципиальная позиция по данному вопросу заключается в том, что развитие духовности имеет цивилизационную основу. Цивилизационный подход к педагогической культуре раскрыт в трудах Б.С. Гершунского, Г.Д. Дмитриева, И.А. Колесниковой, Л.А. Степашко и др. Цивилизации отличаются уровнем развития производительных сил, способностью к преобразованию энергии и информации, ментальностью жителей. Одну из ипостасей облика цивилизации составляет социально-экономическая жизнь общества, определяемая природно-климатической средой, природными ресурсами, другую – культурные условия, духовное богатство жителей сообщества. В результате цивилизационное развитие общества обусловливает устойчивые, целесообразные в данном обществе правила, стандарты, которые в жизни людей апробированы и приняты как их жизнесмыслы.

В западных странах, где развита техногенная цивилизация, по утверждениям специалистов, технократизм противоречит природе человека, так как устремленность человека к техническим достижениям уводит его от духовности (М. Хайдеггер), а также человек утрачивает свою целостность (Х. Ортеги-и-Гасета). В этих условиях возникает образ западного человека, рационалиста, характеризующийся как «организм-механизм», обладающий способностями к труду, сознанием, как «человек-ремесленник». На основе техногенной цивилизации возникла технократическая парадигма образования, которая несет смещение духовно-нравственных конструктов на отдаленный край общественного сознания, манипулирование личностью.

Восточная цивилизация, к которой относится регион исследования, представляет собой так называемые традиционные общества с замедленным развитием, характеризующиеся осторожным включением в природные процессы, установкой на адаптацию индивида к социально-природной среде, коллективистским менталитетом, мифологическими представлениями в составе мировоззрения, канонизацией стилей мышления. Восточный человек является неотъемлемой частью бытия, как и любые другие природные объекты, растет, осознавая себя органической частью семьи, рода, этноса, природы. Он вписан в социум, в определенные рамки кастовых, родовых и других отношений. Вектор активности человека направлен вовнутрь, на самоограничение, самовоспитание, что актуализирует приоритетность нравственно-этического в личностном становлении человека.

Итак, духовность имеет цивилизационную основу. В восточной цивилизации человек как часть природы развивается по ее законам, и неисчерпаем его творческий потенциал. Западная цивилизация, характеризуемая прагматическим отношением к миру, вытесняет духовно-нравственные ориентации деятельности целерациональными, нравственные императивы поведения – рациональными.

В соответствии с этим, и развивалась педагогическая культура на Востоке, основу которой составляют единство познания и нравственности, поиск нравственного пути человеческой жизни. Отсюда педагогическая культура направлена на внутренние качества человека, прежде всего, на осознание нравственности или безнравственности всего того, что делается человеком в природе и обществе. Другими словами, восточная педагогическая культура характеризуется решением проблем развития воли и мотивации поведения, ориентированных на принятие и обязательное выполнение нормативных предписаний. По справедливому замечанию И.А. Колесниковой, педагогическая цивилизация характеризуется способностью порождать и удерживать в массовой практике глобальные изменения элементов педагогической культуры.

загрузка...