Delist.ru

Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление (09.01.2008)

Автор: Черкашин Илья Афанасьевич

В психологических исследованиях (М. Боуэн, А.И. Зеличенко, Р. Пропет, И.В. Силуянова и др.) духовность рассматривается как механизм внутреннего действия. Взаимосвязь духовности и социального окружения представлена в трудах П.В. Симонова и В. Франкла, что открывает реальную возможность целостного видения личности в ее единстве с социальной средой. В данном контексте особое место занимает этнокультурная среда, которая богата народными традициями.

Вопросы воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, его географических, исторических и социально-экономических условий, определяющих своеобразие национальных традиций, обычаев и обрядов. Большой вклад в исследование этой проблемы внесли В.Ф.Афанасьев, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, Б.А.Кадыров, Ш.А.Мирзоев, А.П.Орлова, Т.Н.Петрова, Н.В.Силистрару, Я.И. Ханбиков, И.А.Шоров и др. Культурно-исторические, духовно-национальные воспитательные традиции якутов представлены в трудах В.Ф.Афанасьева, У.А.Винокуровой, А.А.Григорьевой, Д.А.Данилова, А.Г.Корниловой, Н.Д.Неустроева, А.П.Оконешниковой, Б.Н.Попова, И.С.Портнягина, А.Д.Семеновой, К.С.Чиряева и др. В их трудах показано, что обращение к этническому духовному богатству ( залог эффективного решения проблем воспитания.

Вековые традиции российской системы образования (единство обучения и воспитания, интеллектуального и нравственного, профессионального и социокультурного развития личности и др.), его гуманистические позиции раскрыты в работах В.И.Вернадского, П.А.Флоренского, Д.Н.Узнадзе, М.М.Бахтина, Г.Г.Шпета, М.К.Мамардашвили и др. Они создают предпосылки для построения воспитания на интегративных процессах. Интегративные тенденции находят отражение в исследованиях комплексного подхода к воспитанию и обучению (Ю.К.Бабанский, А.П.Беляева, М.Н.Берулава, Л.А.Волович, Б.С.Гершунский, Э.М.Моносзон и др.); развивающего обучения и воспитания (Д.В.Вилькеев, Г.И.Ибрагимов, Г.Д.Кириллова, Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый, А.А.Пинский, В.Г.Разумовский, Н.А.Половникова, Ю.С.Тюнников и др.).

В теории физического воспитания и спорта разработаны концепция физической активности (В.К. Бальсевич); взгляды на содержание, средства и методы образования по физической культуре (Б.А.Ашмарин, Л.П.Матвеев, Р.Х.Яруллин и др.); теория физической культуры личности (М.Я.Виленский, В.М.Выдрин, С.Д.Неверкович, В.И.Столяров и др.), связь физического воспитания с интеллектуальным, нравственным, морально-этическим.

Эти исследования позволяют подойти к решению проблемы физического развития личности шире, с позиций ее интеграции с духовным. Интегративные процессы, происходящие в педагогике, становятся в настоящее время значимыми, а их осмысление и регулирование – особенно актуальными. В связи с этим требуется разработка организационно-управленческой сферы интегративных процессов как основы их содержания и технологии в образовательной системе.

Анализ литературы показывает, что интеграция элементов духовной и физической культуры в этнокультурном образовательном пространстве не нашла достаточного отражения в ее теоретическом обосновании и организационно-методическом обеспечении воспитательного процесса при существующей разобщенности духовного и физического воспитания учащихся, изолированным решением воспитательных задач в образовательных учреждениях. Отсюда вытекают следующие противоречия:

- между возрастающей необходимостью решения в современном обществе острого социально-духовного кризиса и неготовностью системы образования к решению этой проблемы на всех уровнях;

- между целесообразностью интеграции всех видов образовательных систем и недостаточностью их теоретического обоснования и организационно-педагогического обеспечения;

- между устоявшимся в педагогической практике подходом к развитию личности с точки зрения лишь его интеллектуального потенциала и целесообразностью формирования и развития наравне с этим нравственно-волевых, духовных и физических качеств;

- между необходимостью комплексного подхода к использованию высокого педагогического потенциала национальных традиций в процессе взаимосвязанного духовного и физического воспитания и фрагментарностью их применения в современном воспитательном процессе;

- между установкой на целостное формирование личности воспитанника и существующей разобщенностью духовного и физического воспитания.

Из системы этих противоречий вытекает комплексная проблема исследования: каковы концептуальные педагогические основы (предпосылки, закономерности, принципы, функции) и технологические механизмы интеграции духовного и физического воспитания юношей. Необходима стратегия, опирающаяся на устойчивые положения философии образования. Необходим механизм реализации постулата о ценности духовного воспитания посредством системы образования и обоснование технологии воспитательной работы в данном направлении. Вышеизложенное определило основное направление нашего исследования и выбор темы диссертации: «Интеграция духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном пространстве: организация и управление».

Цель исследования – разработать концепцию интеграции духовного и физического воспитания старшеклассников и студентов в этнокультурном образовательном пространстве, обосновать и опытно-экспериментальным путем определить управленческие и организационно-педагогические условия формирования духовно богатой и физически развитой личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Объект исследования – процесс формирования личности юношей в учебно-воспитательной системе образовательного учреждения.

Предмет исследования ( педагогическая интеграция духовного и физического развития личности учащихся в этнокультурном образовательном пространстве, ее закономерности, принципы, педагогические условия управления.

Гипотеза исследования – интеграция духовного и физического воспитания юношей может быть реализована в образовательных учреждениях с этнокультурной направленностью, если:

- учебно-воспитательная работа организуется как интегрированная система, оптимальное развитие которой обеспечивается духовным компонентом;

- физическое развитие рассматривается как необходимое условие формирования духовного компонента личности, определяющего отношение юношей к формированию культуры здоровья в этнокультурном образовательном пространстве;

- интеграция духовного и физического развития личности обучающихся стимулирует осознанность, интенсивность и эффективность самовоспитания;

- модель интеграции духовного и физического развития личности учащихся включает комплекс условий и факторов, соответствующих этнокультурному, психологическому и педагогическому аспектам интеграции;

- разработана технология инновационного процесса, опирающегося на теории и практику этнопедагогики.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу интеграции духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном образовательном пространстве.

2. Выявить концептуальные подходы к интеграции духовного и физического воспитания юношей на этнокультурной основе.

3. Раскрыть ведущие тенденции и принципы интеграции духовного и физического воспитания учащихся в этнокультурном образовательном пространстве.

4. Определить критерии и уровни интеграции духовного и физического воспитания юношей.

5. Разработать модель интеграции духовного и физического воспитания юношей в этнокультурном образовательном пространстве.

6. Экспериментально обосновать и определить организационно-педагогические условия эффективного использования народных традиций в духовном и физическом развитии юношей.

7. Разработать управленческие подходы к интеграции духовного и физического воспитания юношей в учебно-тренировочном процессе спортивного клуба.

8. Раскрыть сущность физкультурно-спортивной деятельности как условие и фактор личностного развития воспитуемых и обосновать организационно-управленческое обеспечение данного вида деятельности, направленной на интеграцию телесного и духовного развития юношей.

Методологическая основа исследования базируется на основополагающих идеях философской антропологии о человеке и его воспитании, о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере, о единстве физического и психического, взаимосвязи социального и биологического.

Теоретическим фундаментом исследования явились: достижения классической педагогики, раскрывающие различные аспекты проблемы и изложенные в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.Ф. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др.; психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Э.Н. Гусинского, Л.Н. Куликовой, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.; труды В.Г. Иванова, А.А. Кирсанова, В.М. Лазарева, М.М. Поташника, В.П. Сергеевой, И.К. Шалаева, И.И. Черноградского и др. в области организации и управления образовательной сферой; теория физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверкович и др.); концептуальные идеи интеграции спорта, физической культуры и искусства, интеллектуального и нравственного воспитания (В.И. Столяров, В.Н. Казанцев, В.П. Кочнев, И.И. Портнягин, Н.К. Шамаев и др.); этнопедагогические концепции интеграции духовного и физического развития, изложенные в трудах Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, К.П. Пирлиева, А.Ф. Хинтибидзе, Т.Н. Петровой, А.П. Орловой, З.П. Цаллаговой и др.; разработки этнической педагогики якутов в трудах В.Н. Аргуновой, В.Ф. Афанасьева, В.Г. Бочаровой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А.Г. Корниловой, Н.Д. Неустроева, И.И. Портнягина, И.С. Портнягина, А.Д. Семеновой, Н.К. Шамаева, А.П. Шамаевой, Л.И. Федоровой и др.

Для проверки выдвинутой гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по философии, психологии, педагогике и этнопедагогике, отражающей современное состояние проблемы; дискретное и включенное наблюдение за учебно-тренировочной работой воспитанников, организуемое по специальной программе; анкетирование, интервьюирование и беседы с тренерами-педагогами, учителями, учащимися и с их родителями; опытно-экспериментальная работа.

Исследование по избранной теме проводилось около 12 лет и осуществлялось автором в детско-юношеских спортивных школах и клубах учебных заведений г. Якутска, Таттинского, Усть-Алданского улусов Республики Саха (Якутия) и работавшими под его руководством педагогами-тренерами, с охватом 257 старшеклассников, 376 студентов средних специальных и высших учебных заведений и 20 педагогов-тренеров. Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа в течение 1995-2007 гг.

Первый этап (1995-1998 гг.) – подготовительный, в процессе которого формировался понятийный аппарат исследования; анализировались отечественные и зарубежные источники по теории и практике духовного и физического воспитания, проблемам педагогической интеграции; обобщались традиции воспитания духовной культуры в этнической педагогике народа Саха; проводился пилотажный и констатирующий эксперименты.

Второй этап (1999-2002 гг.) – опытно-экспериментальная работа. На этом этапе проводилась апробация разработанной модели организации и управления интеграцией духовного и физического воспитания учащихся, занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в этнорегиональном образовательном пространстве Республики Саха (Якутия), осуществлялись сбор, анализ, обобщение экспериментальных данных, корректировка исходных теоретических положений.

Третий этап (2003-2007 гг.) – заключительный этап опытной работы. Определялась общая стратегия научного поиска, уточнялись теоретические положения, сформулированные на предыдущих этапах; продолжался поиск необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса интеграции духовного и физического развития юношей; уточнялась и систематизировалась методика выявления духовно-нравственного развития членов клуба; осуществлялись коррекция и обогащение гипотезы, систематизация, апробация опытно-экспериментальных данных; осуществлялась обработка экспериментальных данных; проводились систематизация и обобщение накопленного в ходе опытной работы материала, его теоретическое обоснование, статистическая обработка, сравнительный анализ и интерпретация полученных данных; осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что совокупность полученных в нем результатов содержит решение крупной научной проблемы – интеграции духовного и физического воспитания подростков и юношей в процессе физкультурно-спортивной деятельности:

- установлена совокупность положений, составляющих основу интеграции духовного и физического воспитания: духовность как ценность, определяющая содержание жизни и образ человека; духовность как погруженность личности в мир высших ценностей; духовность, предметом которой выступают высокие гражданские, этические идеалы, бескорыстие как регулятор действий и поведения человека;

- определены концептуальные положения интеграции духовного и физического воспитания: духовная культура как регулятор воспитательной системы; духовность в деятельностном режиме – основа формирования целостной личности совершенного человека; физкультурно-спортивная деятельность, обогащенная духовной культурой как способ самореализации личности, условие развития социально-психического здоровья человека; народная педагогика как фактор формирования совершенного человека в образовательном процессе;

загрузка...