Delist.ru

Условия и средства развития субъектности (08.11.2006)

Автор: Большунова Наталья Яковлевна

Мы полагаем, что субъектность присуща человеку всегда, в том числе в младенческом возрасте. Однако в каждый период жизни человека она имеет свою форму, соответственно свою особую форму имеют также ответчивость и рефлексия. Что касается рефлексии, то ее форма обуславливается, прежде всего, ее локусом и уровнем осознанности (природосообразуемая, предметносообразуемая, социосообразуемая и культурносообразуемая – рефлексия- трансцендирование по А. А. Арсеньеву). На каждом этапе жизни человека присутствуют все формы рефлексии, однако какая-то из них является доминирующей.

Что касается ответчивости, то ее формы определяются возрастными особенностями психики (внутреннего мира человека) и обуславливаются тем, каким образом ( в каких формах и какими средствами) представлены человеку социокультурные образцы.

Учитывая, что субъект существует в социокультурном пространстве, условием развития субъектности является его становление в формах соответствующей возрасту субкультуры. Мы полагаем, что субкультура характеризуется специфическими для каждого возраста деятельностью, общением, системой ценностей и картиной мира (менталитетом).

В качестве средства развития субъектности выступает текст как социокультурное явление, как особый «голос», высказывание во всех его формах, включая вербальную, музыкальную, изобразительную и поступок. Текст как «всякий связный знаковый комплекс», содержит в себе то, что, по мнению М.М. Бахтина, «имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории», и выступает как «третий» голос в диалоге согласия. В этом смысле человек, вступая в диалогические, субъектные отношения с миром и другими людьми, всегда опосредует этот диалог текстами, как носителями абсолютных объективных ценностей, т.е. всегда выходит за границы социальности как таковой в социокультурное пространство. Социокультурные образцы, система абсолютных ценностей представлена человеку в форме текстов.

Теоретический анализ и данные нашего исследования позволяют сделать выводы, подтверждающие основную гипотезу:

Субъектность представляет собой такое авторство собственной жизни, которое выражается в способности к построению собственной индивидуальности на основе стремления человека к достижению адекватной себе форме духовности, своей человеческой подлинности на основе соизмерения своего поведения (поступков), переживаний, представлений о мире с социокультурными образцами, как мерами, представляющими собой композицию ценностей, свойственных определенному типу культуры.

Субъектность актуализируется в поступке, который представляет собой момент обнаружения человеком своей подлинности и одновременно утверждения онтологичности, бытийственности абсолютных, объективных ценностей (истины, правды, добра, красоты).

Субъектность является результатом социокультурного (духовного) развития человека, которое представляет собой особое и относительно самостоятельное (не сводимое к природному и социальному) пространство, позволяющее человеку встать в отношение к миру и самому себе (позиция вненаходимости), обнаружить единство конечности и бесконечности человека и мира.

Структура субъекта (субъектности) как квинтессенции индивидуальности представляет собой единство ответчивости социокультурным основаниям человеческой жизни, рефлексии по отношению к самому себе с точки зрения этих оснований и выбора (поступка, жизненного пути), основанного на соизмерении с социокультурными образцами.

Ответчивость социокультурным основаниям и социокультурная рефлексия одновременно выступают как механизмы развития субъектности.

Средством развития субъектности является текст как социокультурное явление во всех его формах (художественный, изобразительный, поступок как текст и т.д.), как носитель системы ценностей, свойственных определенному типу культуры.

В качестве основного условия развития субъектности выступает организация жизни человека в формах, соответствующих возрасту и типу культуры, что и создает предпосылки возникновения ответчивости социокультурным образцам и становления социокультурной рефлексии.

Для каждого этапа развития субъектности в онтогенезе характерны свои особые формы ее существования: ответчивости, рефлексии и выбора, а также особые формы средств (текстов) ее становления, специфичных для каждого возраста и определяемых спецификой соответствующей субкультуры.

Этапы развития субъектности в условиях ее становления в формах детской субкультуры:

- Младенчество: как смутное различение (выбор) между духовно «темным» и «светлым», появление ответчивости любви и заботе со стороны близких, социокультурной рефлексии как переживания, ощущения в себе человека, индивидуальности в ответ такие социокультурные тексты, как имя, колыбельная, игрушка. Формой деятельности является сосредоточение, формой общения - коммунитас как отношения близости и востребованность любви со стороны взрослых, поступок выступает в форме преодоления ограничений биологического и социального развития.

- Ранний возраст: как обнаружение (рефлексия) своего Я – индивидуальности, отличной от других людей и от предметного мира, появление ответчивости в форме переживания сочувствия (эмпатии) близким и всему, что ребенок одушевляет и одухотворяет. В качестве текстов выступают потешки, игрушки, кумулятивные сказки. В предметно - манипулятивной деятельности как освоении предметного мира, отличающегося от мира людей, и общении коммунитас как любви к близким ребенок актуализирует поступок в форме детских способов проявления сочувствия и сопереживания.

- Дошкольный возраст: появление и неосознаваемая рефлексия образа «светлого» (хорошего) как противоположного «темному» на основе сказки как особого социокультурного текста, становление ответчивости социокультурным образцам, представленным в сказке, появление выбора и поступка (выбор действий в соответствии с социокультурными образцами) в условиях игровой деятельности и общения в формах близости (любви, принятия) по отношению к сверстникам и взрослым.

- Младший школьный возраст: появление и ответчивость ригоричному (нормативному) социокультурному образцу, представленному в художественных текстах, поступках взрослых, школьных требованиях; осуществление поступков в соответствии с социальными нормами и правилами на основе осознаваемой социокультурной рефлексии в контексте творческой продуктивной деятельности и общения коммунитас в форме зарождения отношений сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Подростковый возраст: рефлексия духовно «темного» и «светлого» в себе и в мире на основе критического переосмысления ценностей, обнаружения смыслов правил и норм, индивидуализация социокультурных образцов, ответчивость «разрыву», противоречию между требованиями обыденной жизни, нормами и ценностями, появление поступка как осознанного выбора, соотносимого с индивидуализированными социокультурными образцами и противостоящего формальной нормативности. Исследовательская деятельность по отношению к предметному и социальному миру и общение коммунитас как дружба со сверстниками и взрослыми как равными партнерами.

- Юность: появление рефлексии - трансцендирования, обнаружение духовного «Я», ответчивость социокультурным образцам как мерам человеческого в человеке, представленным в различных социокультурных текстах (философских, художественных, поступках других людей), появление поступка как осознанного и ответственного социокультурного выбора. Актуализация деятельности в форме созерцания, общения коммунитас в форме любви и дружбы со сверстниками, направленных на поиски смыслов жизни, социокультурного самоопределения.

- В молодости начинается (и постоянно воспроизводится) реализация в поступке обретенной субъектности, проявляющейся в выборе жизненного пути (домостроительстве, авторстве собственной жизни) как движении к адекватной себе форме духовности.

Выделены типы социокультурного самоопределения в юношеском возрасте

В исследовании представлены и апробированы в условиях развивающего эксперимента программы социокультурного развития и образования дошкольников в формах детской субкультуры (в формах игры средствами сказки) и спецкурса для студентов, направленного на социокультурное самоопределение.

В работе описаны и апробированы две авторские исследовательские методики для изучения социокультурного самоопределения и системы ценностей «Четыре вопроса» и «Опросник СКП».

По теме диссертационного исследования опубликовано более 60 работ, в том числе:

Монографии и учебные пособия

Большунова, Н.Я. Субъектность как социокультурное явление /Н.Я. Большунова – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - 20,25 п.л.

Большунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Учебное пособие / Н.Я. Большунова – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999.- 23,25 п.л.

Большунова, Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка. Учебное пособие / Н.Я. Большунова - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - 6,75 п.л.

Статьи и тезисы докладов

Большунова, Н.Я. Динамика воспоминаний о ранних событиях детства в процессе развития личности / Я. В. Большунов, Н. Я. Большунова // Вопросы психологии личности. – Ульяновск : [Б.и.], 1977. – 0,8 п.л.

Большунова, Н.Я. Соотношение сигнальных систем и индивидуальных особенностей регуляции познавательных и сенсомоторных действий / Н.Я. Большунова // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - 0,5 п.л.

Большунова, Н.Я. Особенности произвольной и непроизвольной регуляции в связи со свойством активированности и индивидуальными различиями по соотношению сигнальных систем/ Н.Я Большунова, Г.Н.Дерюгина // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 1. – 0,4 п.л.

Большунова, Н.Я. К вопросу о непроизвольной регуляции познавательной деятельности / Н.Я. Большунова // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. - Ульяновск, 1981.- 0,7 п.л.

Большунова, Н.Я. Индивидуальные различия по соотношению сигнальных систем как особых систем жизнедеятельности индивида / Н.Я. Большунова // Проблемы психофизиологии. Диагностика нарушений и Восстановления психических функций человека. Ч 1. Сборник тезисов VI Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. – М., 1983.- 0,1 п.л.

Большунова, Н.Я. Зависимость мотивации учения в вузе от индивидуальных особенностей личности у лиц, различающихся по специально человеческим типам / Н.Я. Большунова // Мотивация учебной деятельности. – Новосибирск: изд. НГПИ, 1983. - 0,6 п.л.

Большунова, Н.Я. Диагностика индивидуальных особенностей познавательной деятельности у лиц, различающихся по специально психологическим типам / Н.Я. Большунова // Познавательная деятельность личности.- Ульяновск, 1985. – 0,6 п.л.

Большунова, Н.Я. Художественный и мыслительный типы младших школьников /Н.Я. Большунова // Психологические проблемы обучения. - Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1989. – 0,1 п.л.

Большунова, Н. .Я. Развитие индивидуальности младшего школьника /Н.Я. Большунова // Начальная школа. - 1992.- № 11-12. – 0,3 п.л.

Большунова, Н. .Я. Место сказки в дошкольном образовании /Н.Я. Большунова // Вопросы психологии. - 1993. № 5. – 0,5 п.л.

загрузка...