Формирование механизма управления инвестиционным портфелем муниципалитета при обновлении сложившейся застройки города (08.04.2008)
Автор: Меметов Рустем Серверович
МЕМЕТОВ РУСТЕМ СЕРВЕРОВИЧ ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОРТФЕЛЕМ МУНИЦИПАЛИТЕТА ПРИ ОБНОВЛЕНИИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА Специальность: 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва - 2008 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном строительном университете. Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Грабовый Кирилл Петрович Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Трухина Наталия Игоревна; кандидат экономических наук, доцент Гурко Анна Игоревна. Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет. Защита состоится «08» апреля 2008 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д.212.138.05 при ГОУ ВПО Московском государственном строительном университете по адресу: 113114, г. Москва, Шлюзовая набережная, д.8, ауд. 329. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного строительного университета по адресу: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26. Автореферат разослан «__» _________ 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета Исаева Г.Л. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В Российской Федерации на долю муниципальной недвижимости приходится 20% воспроизводимого национального богатства. Инвестиции в муниципальный сектор недвижимости составляют примерно 25% от общего объема инвестиций в строительстве жилья. В российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: муниципальные, государственные унитарные предприятия и учреждения (более 35 тыс.), акционерные общества с участием государства (порядка 4 тыс.), частные предприятия и фирмы (около 130 тыс.). Государству принадлежит большая доля жилой и нежилой недвижимости в стране (около 400 млн. кв. м.) и около 4,5 тыс. объектов за рубежом. Проведенные автором исследования показали, что: - около половины объектов муниципальной собственности нуждаются в капитальном ремонте либо реконструкции; - в аренду сданы сотни тысяч квадратных метров государственных площадей без согласования с Мингосимуществом России или его территориальных - большое количество площадей неэффективно используется или не используются вообще; - отсутствуют налаженная система мониторинга, эксплуатации, развития, девелопмента и доверительного менеджмента объектами жилищной муниципальной собственности; - требуется система повышения эффективности управления недвижимостью и роста ее доходности, которая повлияет на решение важных задач, связанных с рациональным ее использованием, модернизацией, капитальным ремонтом и реконструкцией. Как показывает анализ, значительная доля российских семей проживает в неблагоприятных условиях. Все это говорит о недостаточно качественном формировании и управлении инвестиционным портфелем муниципалитета, составляющего основу городских инвестиционно-строительной деятельности, а также об отсутствии механизма использования внутренних резервов на поддержание объектов муниципальной собственности в должном состоянии. Под инвестиционно-строительной программой понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени (жизненного цикла) поставленных задач с четко определенными целями с учетом выбранного типа проектного финансирования, степени сложности программы и размера вложения финансовых средств. Российский опыт управления муниципальной недвижимостью исходит из двух основных классификационных подходов: муниципальная собственность как источник доходов и как источник расходов. В работе автором были проанализированы основные доходы и расходы бюджетов муниципалитета. Это в полной мере распространяется на показатели эффективности муниципального органа управления инвестиционно-строительной деятельностью, в функции которого входит для всех объектов на территории муниципального образования: - участие в разработке годовых и перспективных планов капитального строительства на территории; - участие в выборе площадок для строительства, передача генподрядным строительным организациям документов об отводе земельных участков; - контроль и технический надзор за строительством; - участие в работе государственных приемочных комиссий. Кроме того, для объектов, строящихся с привлечением бюджетных средств; - обеспечение строительства проектно-сметной документацией, финансирование и контроль за строительством; - создание геодезической основы для строительства; |