Delist.ru

Повышение эффективности управления процессами перевозок твердых бытовых отходов на территории области. (07.11.2008)

Автор: Моисеева Наталья Михайловна

Ввод исходных данных осуществляется с помощью специально разработанной автоматизированной информационной системы. В качестве исходных данных выступают характеристики пунктов (адрес, количество контейнеров, емкость контейнера, степень заполнения, периодичность обслуживания), заказчики вывоза ТБО и характеристика удаленности пунктов.

Подготовленные исходные данные переносятся в специальную программу, где формируется матрица удаленности соседних пунктов и строится матрица кратчайшей сети, значения которой объединяются с другими данными, образуя исходную информацию для формирования маршрутов вывоза ТБО (рис. 7). Результаты расчетов по разработанной программе предварительно выводятся в виде вариантов маршрутов (рис. 8) и автоматически формируется бланк маршрутного задания.

Рис. 7. Фрагмент исходных данных для формирования маршрутов

Рис.8. Фрагмент результатов расчета по формированию маршрутов

Основные результаты диссертационного исследования использовались ООО «ЭкоПром-Липецк», что позволило повысить экономическую эффективность его деятельности на основе оптимизации системы управления процессами перевозок ТБО. Предлагаемые мероприятия, основанные на внедрение в практику работы предприятия разработанной системы планирования и организации перевозок ТБО, имеющие разную направленность (снижение пробега мусоровозов и их количества, уменьшение численности работающих) позволили получить значимые улучшения технико-экономических показателей перевозок. Применение разработанных мероприятий и реализация предлагаемого варианта перевозок ТБО обеспечили снижение годовых эксплуатационных затрат предприятия на 13%.

Таблица 1

Экономическая эффективность использования полученных результатов

Мероприятие Затраты

за год,

тыс. руб. Снижение затрат,

Уменьшение среднего расстояния между пунктами на маршруте на 18,8 % (по времени с 160 с до 130 с) 406,6 1,64

Уменьшение количества рейсов за счет повышения степени использования мусоровозов по вместимости кузова с 87 до 92 %, приводящее к уменьшению количества ездок до пункта выгрузки ТБО и обратно на 3,5 % 374 1,50

Уменьшение времени перемещения между пунктами на маршруте с 160 до 130 с 876 3,59

Увеличение времени работы мусоровоза на маршруте 470,3 1,90

Уменьшение разброса степени заполнения контейнеров (дисперсии) в два раза 69,8 0,28

Уменьшение среднего времени погрузки контейнера с 82 до 80 с 139,7 0,56

Уменьшение количества мастеров, ответственных за маршрут 175,6 0,70

Уменьшение числа водителей и уборщиков 714,0 2,91

Итого по всем мероприятиям 3226 13,08

Основные результаты и выводы

На основе разработанных теоретико-методологических положений и имитационных моделей появилась возможность решать важную научно-практическую задачу повышения эффективности управления процессами перевозок твердых бытовых отходов региона.

Системный анализ проблемы твердых бытовых отходов и разработанные научно-методические подходы позволили сформировать и рассматривать в качестве объекта исследования открытую социоприродоэкономическую систему «Экологический жизненный цикл ТБО», представляемую в виде двухуровневой иерархии с одним центральным участником – региональным управляющим звеном.

При организации транспортно-логистической системы доставки ТБО использовался функционально-логистический подход, реализация которого позволяет находить эффективные решения в области управления процессами перевозок. Критериальным параметром постановки и реализации комплекса задач деятельности участников системы принята минимизация интегральных логистических издержек при согласовании экономических интересов участников СПЭС и уменьшении эколого-экономического ущерба.

Предложенные теоретические подходы и принципы явились основой для разработки экономико-математической модели оптимизации процессов вывоза ТБО (3). Использование модели позволяет обеспечить согласование деятельности по доставке ТБО (формирование маршрутов движения, выбор подвижного состава, составление графиков, определение правил взаимодействия всех звеньев системы и др.) с разработкой оптимального сменно-суточного плана работы подвижного состава при минимизации логистичесих затрат на продвижение потоков ТБО до МПС, предприятий переработки сырья и полигонов захоронения.

Теоретико-методические и практические положения модели территории области как отходообразующего объекта и использование метода производственных функций позволили сформировать математическую модель прогнозирования объемов накопления ТБО. Результаты аналитических расчетов дали возможность установить аппроксимационные зависимости основных параметров сети пунктов сбора ТБО. Наиболее значимыми являются: зависимость времени перемещения от расстояния, времени погрузки от количества контейнеров в пункте сбора и степени их заполнения. Выявлено, что в среднем расстояние между пунктами сбора ТБО 459(19 м, время перемещения между ними 159,8(3,7 с., средняя скоростью между пунктами сети сбора ТБО 10,3 км/ч, средняя скорость на маршруте 14,2 км/ч.

Разработаны теория и методика формирования маршрутов перевозок ТБО, позволяющие на основе допустимого плана итерационными методами формировать рациональные маршруты перевозок. Для реализации методики создано программное обеспечение, ускоряющее обработку больших объемов данных на этапах ввода исходных данных и при получении результата в виде маршрутного графика.

На базе баланса материальных потоков предложена методика планирования и управления процессами перевозок ТБО на территории области, позволяющая снизить пробег мусоровозов, их количество, время погрузки, численность работающих и обеспечивающая уменьшение годовых затрат на 13%.

Основные положения и результаты диссертации опубликованы:

Корчагин В.А., Ляпин С.А., Моисеева Н.М. Повышение эффективности работы автотранспортной системы вывоза твердых бытовых отходов на переработку и утилизацию [Текст] // Вестник МАДИ. М: МАДИ (ГТУ), 2007. №2. С.80-83. Издание из Перечня ВАК России.

Корчагин В.А., Моисеева Н.М. Совершенствование планирования и технологии перевозки твердых бытовых отходов [Текст] // сб. докладов межд. научн. конф. МАДИ. – М: МАДИ (ГТУ), 1999. – С. 32.

Моисеева Н.М., Цкарозия О.М. К вопросу организации транспортировки твердых бытовых отходов г. Липецка [Текст] // сб. докладов межвуз. научн.-техн. конф. студентов и молодых ученых ЛГТУ. – Липецк: ЛГТУ, 1999. – С. 20-22.

Корчагин В.А., Моисеева Н.М., Горева О.В. Логистические аспекты организации транспортных потоков промышленных и бытовых отходов [Текст] // сб. докладов межд. научн.-практич. конф. МАДИ. – М: МАДИ (ГТУ), 2000. – С. 324-327.

Моисеева Н.М., Голубев В.А. К вопросу планирования перевозок твердых бытовых отходов населения [Текст]// сб. докладов межвуз. научн.-метод. конф. студентов и аспирантов ЛГТУ. – Липецк: ЛГТУ, 2001. – С. 60-62.

Моисеева Н.М. Метод прогнозирования объема образования твердых бытовых отходов [Текст] // сб. докладов межвуз. научн. .-практич. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. – Липецк: ЛЭГИ, 2004. – С. 41-42.

Корчагин В.А., Моисеева Н.М. Социоприродоэкономическая открытая система решения проблемы твердых бытовых отходов [Текст] // сб. трудов межд. экологического конгресса «ELPIT-2007». – Тольятти: ТГУ, 2007.-С. 279-284.

Моисеева Наталья Михайловна

Повышение эффективности управления

процессами перевозок твердых бытовых отходов

на территории области

АВТОРЕФЕРАТ

загрузка...