Delist.ru

Формирование этнической и культурной идентичности татар в ХХ веке (07.09.2007)

Автор: Закиров Ринат Зинурович

Ко II Всемирному конгрессу татар в 1997 г. группа известных деятелей науки и культуры подготовила обширную и подробную концепцию развития татарской культуры. В последние годы заметным явлением в интеграции и развитии культур тюркских народов стало создание Международного культурного сообщества «ТЮРКСОЙ». Что касается вхождения татарской культуры в европейскую и мировую цивилизации, то здесь надо отметить также работу Всемирной ассоциации писателей (ПЕН-клуба) в Татарстане. Именно Татарский ПЕН-центр, созданный в 1995 году, начал активно развивать творческие контакты с деятелями литературы из разных стран Европы и мира.

После падения коммунистического режима национальная культура приобрела некоторые возможности возрождения утерянных традиций. Но, между тем, она еще не определила концептуальные основы своего обновления. Это вполне понятно, поскольку объективные условия ее функционирования были уничтожены и носители этой культуры воспринимали ее как элемент обыденной жизни. Она перестала быть составляющей высокой духовности. Тем более, необходимо сказать, что в советское время татарская национальная культура в регионах России и тогдашнего СССР фактически прекратила свое существование. Перестроечные ветры вернули народу интерес к своей культуре. Люди стали объединяться в общественные и культурные организации, постепенно интерес к национальной культуре приобретал осмысленные формы и организованные структурные элементы. Об этом наглядно свидетельствует появление многочисленных самодеятельных коллективов, которые возникли и стали обретать популярность не только в своих регионах, но и за ее пределами.

Правда, нельзя не признать, что возрождение национальной культуры, особенно за пределами Татарстана, еще не обрело четкой системы, она развивается благодаря энтузиазму определенных групп национальной интеллигенции. В этой связи Исполком ВКТ озабочен отсутствием в регионах проживания татар единого информационного поля и соответствующей этнокультурной среды. Для полноценного развития национальной культуры необходимо функционирование национальных школ, культурных центров, средств массовой информации на родном языке и т.д. Создание этнокультурной среды в эпоху глобализации и взаимовлияния разных культур, действительно, становится актуальным для народов, стремящихся сохранить свою самобытность.

Исполком Всемирного конгресса татар, накопивший определенный опыт в этой сфере, придерживается принципа сохранения самобытности этноса всеми приемлемыми мерами, нацеленными на создание и поддержку постоянных и устойчивых связей с общинами татар в регионах России, в странах дальнего и ближнего зарубежья, которые являются действенным способом активизации национальной жизни на местах.

Во втором параграфе «Новые тенденции в системе национального образования» анализируется процессы, которые присущи системе образования в условиях национального возрождения.

Вплоть до периода демократических перемен в России, в школах и вузах Татарстана не допускалось целостное изучение истории татарского народа. Разрешалось только изучение истории Татарстана, история же народа со всеми его этнографическими группами, проживающими на довольно большой территории Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья, Сибири, Средней Азии и т.д., оставалась вне поля зрения авторов. Если иметь в виду, что в Республике Татарстан проживает лишь четвертая часть всех татар, то подобное ограничение, с научной точки зрения, было ущербным. От этой идеологической преграды удалось избавиться лишь в начале девяностых годов ХХ века, когда появились учебники и монографии по истории татарского народа и Татарстана.

Перемены в общественно-политической жизни России, которые происходили в 1990-е годы, создали благоприятные условия для возрождения национальной системы образования. Советская школа, имевшая, несомненно, определенные успехи в подготовке подрастающего поколения, тем не менее, ориентировалась на идею социалистического интернационализма, и поэтому вполне естественно, что национальный фактор для нее был неприемлемым по идеологическим соображениям. В связи с этим создание национальной системы просвещения требовало кардинального пересмотра базовых принципов образования. Систему необходимо было заново выстроить на всех уровнях воспитания и обучения, начиная от семьи и кончая вузом. Именно на эти моменты был сделан упор авторами Концепции развития татарского просвещения, разработанной к началу 1990-х годов учеными и активистами Татарского общественного центра (ТОЦ). Позднее к обсуждению этого важного документа подключились и официальные структуры – Министерство народного образования, Татарский филиал Института национальных проблем Министерства образования РСФСР. Таким образом, к началу перестройки, демократических преобразований татарская интеллигенция подошла с уже разработанной программой реформирования национального образования. В программе было заявлено принципиальное положение о научно-методическом обеспечении татарских школ, расположенных за пределами Татарстана.

В последние годы в политической жизни России произошли значительные изменения. Укрепление вертикали власти, отмена выборов глав субъектов федерации, пересмотр договоров между центром и регионами – все это определенным образом повлияло и на процессы национального возрождения.

В реализации сложных задач, стоящих перед национальным образованием, особую роль играют учительские кадры. В местах компактного проживания татар проблема подготовки учителей татарского языка и литературы остается одной из ключевых. Если еще в 1960-1970-х годах педагогические вузы таких регионов готовили учителей татарского языка из местной молодежи, а татарстанские вузы имели разнарядку по распределению своих выпускников в другие регионы России, то сегодня, в рыночных условиях, эта система уже не работает. Из создавшейся ситуации можно выйти только путем подготовки кадров именно там, где они нужны. Так, в Оренбургской, Челябинской, Курганской, Свердловской, Тюменской областях есть сотни татарских деревень и школ. В настоящее время многие учебные заведения из-за отсутствия национальных учительских кадров вынуждены изменить свой статус и превратиться из национальных в русские. Учитывая это, Исполком ВКТ начал отбирать будущих специалистов уже при их поступлении в высшие и средние учебные заведения Татарстана. Удалось добиться выделения квот для абитуриентов из стран Балтии и СНГ. По этой системе за два года в вузы Татарстана поступили около 150 молодых людей. Здесь важно, чтобы подготовленные кадры могли служить делу возрождения татарского народа, в первую очередь там, откуда их направили на учебу.

В третьем параграфе «Ислам и его роль в консолидации нации» анализируется роль конфессионального фактора в формировании новых национальных духовных ценностей. В 1990-х годах в Татарстане, как и в других регионах страны, происходит рост национального и духовного самосознания татарского народа. К 2005 году в республике уже действуют около 1100 мусульманских общин и мечетей. В эпоху суверенизации, когда развернулось мощное национальное движение, стали возникать самостоятельные исламские структуры. В 1992 году было создано Духовное управление мусульман Татарстана. Практически на всех курултаях Всемирного конгресса татар среди делегатов можно было видеть мусульманских священнослужителей. В современных условиях вопросы подготовки кадров для мусульманских общин повсеместно стоят пока остро. Не секрет, что в ряде стран СНГ и областях РФ в мечетях, построенных в свое время татарами, татарские имамы зачастую вытесняются религиозными деятелями с Кавказа и из Средней Азии. В мусульманских общинах заблаговременно не позаботились о подготовке руководителей культовых учреждений из числа местных татар.

Определенную тревогу вызывает процесс «изгнания» из мечетей татарского языка, который наблюдается в последнее время в религиозных общинах крупных городов России. Он связан, в основном, с ростом мощного потока переселенцев с Кавказа и из Средней Азии, а также с неблагополучной демографической ситуацией среди татарского населения. Хотя благодаря исламу, татары сохраняли свой язык, традиции и обряды. Задача национальных организаций и мусульманских общин, объединяющих в основном татар, в том и состоит, чтобы по возможности расширить сферу функционирования родного языка, особенно для молодежи, посещающей мечети. Правда, нужно искать и компромиссное решение, в какой-то мере удовлетворяющее и татар, и другие мусульманские народы – прихожан мечети, принадлежащей местной общине.

Сегодня еще рано говорить о формировании полноценной конфессиональной политики в России. Это, в первую очередь, касается ислама, о котором чаще всего вспоминают тогда, когда происходят события, связанные с исламским фактором. Зачастую вместо объективной оценки ситуации при определении направлений деятельности той или иной исламской общины или учебного заведения правоохранительные органы без достаточных оснований вешают различные ярлыки (ваххабиты, экстремисты и т.д.).

Процессы перестройки и последующие реформы подтвердили значимость для страны религиозного фактора. Политическая ситуация в России ясно указывает на необходимость использования всех имеющихся возможностей для сохранения татарского народа и его государственности. Но пока четко не определено место религии в жизни нации и не указаны способы наиболее полного использования ее потенциала. Пути возрождения религии и развития нации, к сожалению, до сих пор основательно не пересеклись. Современная татарская светская интеллигенция пока недооценивает значение религии в жизни нации, а религиозные деятели не уделяют достаточного внимания проблемам, стоящим перед татарским народом.

В четвертом параграфе «Татарское молодежное движение» рассматриваются основные тенденции, обозначившиеся в молодежной среде татарского общества на рубеже ХХ- ХХI вв.

Необходимо признать, что в годы Советской власти национальная молодежь получила широкий доступ к высшему образованию. А это, в свою очередь, подняло на новый качественный уровень и национальную культуру, и систему образования. Комсомол, так или иначе, вовлекал молодежь в более развитые формы досуга, такие как художественная самодеятельность, спорт, военно-патриотическая подготовка и др. Если в довоенный период национальная культура еще по инерции продолжала функционировать в своих традиционных формах, то в послевоенные годы КПСС взяла курс на создание единого советского народа, нивелирование национальных особенностей.

Новый подъем татарского молодежного движения связан с эпохой перестройки. В рамках татарских общественных центров стали возникать и молодежные объединения. Среди них особенно выделялась организация «Азатлык». Татарское молодежное движение в последние годы пережило определенную эволюцию. Нельзя не обратить внимания на то, что молодые люди зачастую дистанцируются от активной политической деятельности. Сегодня более популярны клубные формы работы. Молодежь стремится к общению по интересам, совместному проведению досуга. Так возникли клубы «Ш?рыкь», «Иман», «Гулистан» (Казань), «Мизгел» и татарский КВН (Набережные Челны), татарские студенческие и молодежные организации в Уфе, Москве, Ижевске, Самаре, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Саратове, Киеве, Баку, Бишкеке, Хельсинки, Аделаиде (Австралия) и других городах.

Значительным шагом в организации татарского молодежного движения, в выработке новых подходов и в выявлении новых форм стали два молодежных форума в Казани. В 2004 г. в Казани была учреждена Ассоциация татарской молодежи и создан Координационный Совет татарских молодежных объединений, которые приняли деятельное участие в организации и проведении форумов.

Молодежь также показала свою заинтересованность и проблемами собственного образования, проявилась озабоченность и современными тенденциями, которые создают благоприятную почву для процессов ассимиляции. Представители татарской молодежи с тревогой говорили о нежелательных тенденциях, присущих глобализации, которые несут угрозу национальной самобытности народов. Татары, дисперсно расселенные по различным регионам России и мира, на сегодняшний день лишены реальной возможности получения образования на родном языке, полноценного приобщения к национальной культуре. На форуме много внимания уделялось проблемам освоения новых информационных технологий. Поэтому было признано, что для создания целостной системы взаимодействия татарской молодежи необходимо формирование собственных средств массовой информации.

В пятом параграфе «Средства массовой информации» дана общая характеристика татарским СМИ, появившимся в постсовестском пространстве.

В годы перестройки и гласности национальная печать испытала новый подъем. Открылись новые газеты и журналы на татарском языке, как в Татарстане, так и в регионах компактного проживания татар. Тем не менее, не во всех областях и краях, а также в национальных республиках РФ, не говоря уже о странах СНГ, сегодня регулярно издаются газеты и журналы на татарском языке. Общее число татарских СМИ в России и в странах СНГ, на первый взгляд, составляет внушительную цифру – 74. Надо заметить, не во всех регионах РФ татары проживают компактно. Понятно, что в большинстве регионов они расселены дисперсно. Поэтому издание газет для небольших групп населения представляется затруднительным.

На протяжении многих лет Исполком ВКТ пытается открывать в местах компактного проживания татар новые газеты, организовывать на радио и ТВ хотя бы небольшие программы на родном языке. Но зачастую эта задача не решается. Местная власть, как обычно, ссылается на нехватку средств, издательского оборудования, журналистских кадров. К сожалению, и среди татарских бизнесменов пока нет достаточного понимания этой важной проблемы. Вдобавок с распадом СССР разрушилась и система распространения татарской печати, издающейся в Казани.

Телевидение в современных условиях играет все заметную роль. Создание спутникового телеканала «Татарстан – Новый век» дисперсно расселенным татарским народом было воспринято с большой надеждой. Наконец появилась возможность получения прямой информации на татарском языке из Казани. Новый телеканал должен был удовлетворять духовные запросы татар: демонстрировать спектакли, концерты на родном языке, встречи с видными представителями своего народа, знакомить с жизнью соплеменников в различных регионах и странах. Однако организаторы телеканала пошли по более легкому пути и стали насыщать свои программы такими передачами, которых в избытке и на других каналах. Отсюда и разочарование тех, кто рассчитывал на круглосуточное татарское вещание. Сегодня следует вести работу и по увеличению объема вещания передач на татарском языке и улучшения их качества. Было бы правильно создавать сеть корпунктов ТНВ, что позволило бы расширить географию передач и разнообразить их тематику. Исполком ВКТ, занимаясь проблемами средств массовой информации, пытается определить и перспективы совершенствования работы в этой сфере. Отсутствие общенациональной татарской газеты или журнала, безусловно, негативно сказывается на консолидации татар. Хотя и появилось немало радиостанций, вещающих на татарском языке, к сожалению, пока нет такой, которая была бы признана общенациональной и работала бы круглосуточно. Кроме радио «Азатлык» («Свобода»), которое сделало немало для объединения татар всего мира еще со времен «холодной войны», сегодня нет общероссийских татарских радиостанций.

Третья глава «Всемирный конгресс татар и проблемы консолидации нации» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Всемирный конгресс татар: структура и деятельность» рассматриваются различные аспекты деятельности ВКТ и анализируется основные принципы его функционирования.

Во время работы I Всемирного конгресса татар в 1992 г. был создан Исполнительный комитет из 25 человек, состоящий, в основном, из представителей регионов компактного проживания татар, который стал постоянно действующим органом. Под эгидой ВКТ созданы и действуют ряд международных татарских организаций. Проведены учредительные съезды Международной ассоциации татарских ученых, журналистов; образованы общества татарских женщин “Ак-калфак”, Ассоциация татарских бизнесменов, Форум татарской молодежи. В целом, работа Исполкома ВКТ была направлена на консолидацию татарского народа и его общественных национально-культурных организаций на основе принятых I, II и III съездами решений. В 1998 г. Всемирный конгресс татар прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ и получил статус – Международный Союз общественных объединений «Всемирный Конгресс татар».

Высшим органом Конгресса является съезд, который созывается не реже одного раза в пять лет. В период между съездами руководство деятельностью Конгресса осуществляет Исполком, избираемый съездом со сроком полномочий на 5 лет. Исполком является постоянно действующим руководящим органом Конгресса. В состав Конгресса входят различные общественные объединения. Конгресс может создавать отделения и открывать представительства как в РФ, так и за рубежом, они осуществляют свою деятельность от имени Конгресса.

Исполком ВКТ, как неправительственная организация, не подменяя функции органов государственного управления, осуществляет связи с национальными объединениями татар во всем мире. В рамках взаимоотношений Республики Татарстан с другими регионами РФ и странами зарубежья, этот орган ВКТ предпринимает большие усилия по объединению и развитию татарского народа, общему руководству национально-культурным движением татар. На сегодняшний день в регионах России, СНГ и дальнего зарубежья созданы и действуют более 300 местных организаций, принятых в состав ВКТ.

Во втором параграфе «Подъем национального движения и первые конгрессы татар» рассматривается деятельность первых двух конгрессов татар.

К началу 1990-х гг. татарское национальное движение приняло массовый характер. Национальные организации имели разную политическую ориентацию, предлагали разные пути решения национальных проблем, но все они служили одной большой цели – возрождению государственности и сохранению национальной самобытности татарского народа. В обстановке такого национального и политического подъема было принято решение о проведении в 1992 году I Всемирного конгресса татар в Казани.

I Всемирный конгресс татар открылся 19 июня 1992 года в Казани. На конгресс приехало более 1000 делегатов из различных регионов России и стран мира. На II Всемирном конгрессе татар в 1997 г. участвовало 459 делегатов из регионов России, Австралии, Румынии, США, Турции, Финляндии и других стран. Впервые на таком высоком форуме были подняты жизненно важные проблемы татарского народа. Именно тогда были заложены основы принципиально нового подхода к решению проблем нации. На конгрессах поднималась и проблема статуса государственных языков в Татарстане и России. В первую очередь, естественно, речь шла о статусе татарского языка. В резолюциях конгрессов нашли отражение и оценка текущей ситуации в стране, и идея возрождения государственности, национальной самобытности татарского народа, сохранения и развития родного языка.

Третий параграф «Третий всемирный конгресс татар и проблемы консолидации нации» посвящен рассмотрению основных проблем, выявленных в ходе третьего конгресса татар и анализу перспектив их решения.

III Всемирный конгресс татар состоялся 29 августа 2002 года в Казани. В отличие от первых двух конгрессов он проходил в атмосфере резко изменившегося политического климата России, причем, далеко не благоприятного для дальнейшего развития татарской нации. События, которые предшествовали III Всемирному конгрессу татар, довольно четко подчеркивали неоднозначность ситуации в сфере национальных отношений. Осенью 2002 г. было намечено проведение Всероссийской переписи населения. С самого начала это статистико-демографическое мероприятие было политизировано. Организаторы переписи запланировали раздельный учет различных субэтнических групп татар как самостоятельных этносов. Тем не менее, руководство Татарстана демонстрировало гибкость и незаурядную способность к неординарным политическим шагам. Приняв решение о проведении III Всемирного конгресса татар, оно сумело организовать участие во встрече с делегатами конгресса президента России В.В.Путина.

Все проблемы, стоявшие перед Татарстаном и татарским сообществом, нашли отражение в выступлении президента Татарстана М.Ш.Шаймиева на пленарном заседании III Всемирного конгресса. В частности, он обратил внимание, что « ...тенденция к унитаризации России стала ярко выраженной, как в законодательной, финансовой, так и других сферах. Под давлением федерального центра многие регионы и республики в России стали отказываться от договорной практики. Сегодня из политического лексикона постепенно исчезают такие слова, как «суверенитет республики» и даже «федерализм». В целом центр пытается забрать себе побольше полномочий, покушаясь порой и на компетенцию регионов. В этих условиях многие выражают обеспокоенность существующим статусом Татарстана».

Значительным событием, венчающим III съезд Всемирного конгресса татар, стал приезд в Казань президента России В.В.Путина. Этот визит, свидетельствовал о признании роли татар в общей жизни Российской Федерации. Делегатами съезда перед президентом России были поставлены весьма острые вопросы. Многие из них нашли отражение в Обращении III съезда ВКТ к президенту Российской Федерации.

Третий съезд подвел некоторые итоги трех съездов и обозначил основные принципы дальнейшей деятельности: «Непростой путь пройден с Первого до Третьего съездов Всемирного конгресса татар. Прошедшие годы стали для нас незабываемым временем созидания, возрождения государственности и духовности татарского народа, его языка, культуры, обычаев и традиций. Этот процесс всегда носит взвешенный и поступательный характер, отвечает интересам России, находится в русле федерализации и демократических преобразований, которые последовательно отстаивает и проводит Республика Татарстан».

Четвертая глава «Татары в современном мире» состоит из четырех параграфов. В первом параграфе «Татарская диаспора: формирование, современное состояние и проблемы» основное внимание уделяется выявлению специфики и основных проблем татарской диаспоры в зарубежных странах.

Что касается России, имеющей самую большую в мире диаспору численностью в 25 миллионов человек, то осмысление путей решения проблем соотечественников идет довольно медленно. В первые годы после распада СССР зарубежные соотечественники фактически были брошены на произвол судьбы. Но со временем в России появилось понимание важности проблемы зарубежной диаспоры. Большим подспорьем в работе с зарубежными соотечественниками явилось принятие в марте 1999 года федерального Закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В этом законе имеется констатация, что Российская Федерация является преемником РСФСР и СССР, а также положение о том, что отношения с соотечественниками за рубежом считаются важным направлением внешней и внутренней политики РФ. В 2001 году Государственная дума РФ принимает Закон о поддержке российских соотечественников за рубежом, на основе которого правительство приняло долгосрочную Программу. Юридическую основу политики поддержки соотечественников составляют принципы и нормы международного права и межгосударственные договоры России, Конституция РФ, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность федеративных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики.

По разным оценкам, в странах дальнего зарубежья, таких, как Австралия, Болгария, Китай, Канада, Польша, Чехия, Румыния, США, Турция, ФРГ, Финляндия, Швеция, Япония, проживают около 70 тысяч наших соотечественников. В некоторых странах имеются общества и общины татар, которые поддерживают постоянные контакты с исторической родиной. В странах СНГ и Балтии проживает около 1 миллиона татар. По данным переписей, прошедших в 1999-2001 гг., в Азербайджане проживает 28 тысяч татар, Белоруссии – 10,5 тысяч, Казахстане – 287 тысяч, Кыргызстане – 57 тысяч, Узбекистане – 318 тысяч, Украине – 73 тысячи, в странах Балтии – около 10 тысяч. В Таджикистане и Туркменистане на 1989 год в них проживало соответственно 72 и 39 тысяч татар.

Татарская диаспора относится к числу одних из социально-активных диаспор – она имеет вне Татарстана более 1300 общественных организаций, собственные культурно-просветительские центры и национальные средства массовой информации. По своему социальному происхождению татарская диаспора неоднородна. В регионах России и странах СНГ диаспора формировалась в результате трудовых миграций советского периода и ее представители неразрывно связаны с исторической родиной. В дальнем зарубежье диаспора представлена тремя слоями: трудовой (осваивавшей новые торговые рынки и сферы приложения труда) и политической (в том числе религиозной) эмиграцией из России и СССР, а также потомками таких эмигрантов, но уже уроженцами стран проживания.

Во втором параграфе «Татары в регионах России» рассматривается история расселения татар в различных регионах России и деятельность татарских общественных, культурных и религиозных организаций в Астраханской, Ивановской, Московской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Тюменской, Свердловской, Челябинской областях, в Башкортостане, Мордовии, Удмуртии, а так же в Москве и Санкт-Петербурге.

В третьем параграфе «Татары в странах СНГ и Балтии» анализируется деятельность татарской диаспоры на Украине, в Республике Беларусь, в Закавказье, в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикстане, в Латвии, Литве и Эстонии.

загрузка...