Delist.ru

Формирование этнической и культурной идентичности татар в ХХ веке (07.09.2007)

Автор: Закиров Ринат Зинурович

В Казахстане и Украине, при отсутствии крупных научных исследований по истории татарского этноса, активно работают писатели и публицисты Тимур Загит, Равиль Гузаиров, Менгали Мусин, Мунир Ерзин (Казахстан), Салих Замалеев, Фуат Муртазин (Украина). Существенно пополняет знания о татарах Украины выходящий с 2002 года в Киеве ежемесячный журнал «Дуслык» – орган Всеукраинского татарского культурного центра «Туган тел». В тоже время, нельзя не отметить проводившиеся в последнее время в Казахстане и Кыргызстане крупные региональные изыскания, которые легли в основу ряда научных сборников, существенно расширивших зарубежное татароведение.

Рассматривая современную литературу о татарах, безусловно, нужно учитывать и то, что исследования последних лет ведутся в русле существующих научных концепций или научных споров, которые идут вокруг проблем наций.

Сегодня в мировой науке общепринята точка зрения, что феномен нации и национализма зародился в Европе в эпоху буржуазных революций XVIII-XIX веков. Именно тогда начался процесс формирования современных европейских наций и государств. Эволюцию татарского народа, его общественного сознания и национальной идеологии в последние сто лет нельзя рассматривать вне этого конкретного исторического контекста, как российского, так и общемирового масштаба.

Конечно, национальная идеология татарского народа на рубеже XIX-XX веков формировалась не без влияния извне. С одной стороны, интенсивная, насыщенная внутренняя духовная жизнь мусульман Российской империи породила идеологию джадидизма, своеобразной исламской реформации. С другой стороны, на российских мусульман, несомненно оказывали значительное воздействие общественно-политические процессы в России и за рубежом. Дело в том, что к концу XIX века татарский национальный капитал достаточно окреп и обрел конкурентоспособность. И в этом своем новом качестве он стал испытывать большую потребность в квалифицированных кадрах и новых идеях, способных обеспечить этническую мобилизацию этих кадров. Поэтому немалое число мусульман из обеспеченных слоев татарского общества оказалось в зарубежных учебных заведениях (в основном, европейских), поскольку доступ в российские вузы для них тогда был закрыт. Например, в начале XX века два выдающихся деятеля татарского национального движения – Юсуф Акчура и Садри Максуди – находились в Париже, обучаясь в знаменитом университете Сорбонна. Как известно, эти два творца национальной идеологии с большим увлечением изучали труды Эрнеста Ренана (в частности, его знаменитое произведение «Что такое нация?»), Отто Бауэра и других европейских авторов.

В Советском Союзе теоретические проблемы «национального вопроса» активно разрабатывались в рамках марксистско-ленинского учения. Неудивительно, что, в конечном счете, эти «концепции» оказались не совсем адекватны реалиям жизни. Все это отчетливо дало о себе знать в последние годы существования СССР. В сущности, национальная политика КПСС во многом была манипулятивной. Несмотря на существование институциональных структур обеспечения национальной жизни (национальные республики, учреждения образования, культуры и т.д.), конечной целью государства провозглашалось сближение наций, стирание их различий и формирование единой исторической общности – советского народа. И, конечно, КПСС, согласно своей доктринальной концепции, выстраивала национальную политику. В такой ситуации пространство развития национальной культуры, системы образования невероятно сужалось, что способствовало ускорению ассимиляционных процессов.

К сожалению, уроки краха национальной политики КПСС до сих пор не осмыслены некоторыми политическими силами и академическими кругами современной России. Проявившие себя в последнее время тенденции в национальной политике Российской Федерации позволяют говорить о возврате манипуляционных технологий в эту чрезвычайно тонкую и сложную сферу нашей жизни.

В настоящее время в российской этнологии и этнополитологии обозначились две позиции, которые наиболее ярко представляют Р.Г. Абдулатипов и В.А.Тишков. Первый отстаивает устоявшийся классический подход, определяющий нацию как общность людей объединенных общей культурой, территорией, историей, языком и т.д. В таком подходе существует свой понятийно-категориальный аппарат, во многом оправдавший себя и показавший действенность на практике. Р.Г.Абдулатипов настаивает на реальном существовании наций-этносов и необходимости их сохранения, как субъектов истории. Его оппоненты отрицают само существование наций-этносов, каковыми, на наш взгляд, являются многие народы Российской Федерации, в том числе и татары. По мнению В.А.Тишкова, нации-этносы являются мифами: «Этносы существуют исключительно в головах этнографов».

Отрицая нации-этносы, В.А.Тишков и его последователи признают существование лишь наций-государств. Таким образом, статусом нации наделяются лишь те народы, которые успели обзавестись своими государствами. Такой подход, конечно, имеет право на существование. Однако, по мнению Р.Г.Абдулатипова, эти две концепции вовсе не противоречат одна другой: «Если мы хотим формировать Россию как нацию-государство – единую и неделимую родину всех этносов-народов, мы должны с уважением относиться друг к другу, сохранять друг друга, беречь, обеспечивать развитие и традиционную этнокультурную систему самобытного жизнеобеспечения».

Между тем, теоретические концепции, отрицающие реальность этносов, не так безобидны на практике. Объективно они льют воду на мельницу политических кругов, провозглашающих своей конечной целью ассимиляцию нерусских народов Российской Федерации. Поэтому нельзя не согласиться с Р.С.Хакимовым, который пишет: «За всем этим у В.А.Тишкова стоит одна идея, что все этнические, национальные, государственные явления – всего лишь манипуляция каких-то национальных активистов. В соответствии с собственной теорией манипуляций, В.А.Тишков на практике пытается заниматься тем же».

Особенно пагубно сказались подобные манипулятивные концепции и технологии на проведении Всероссийской переписи населения 2002 года. В угоду сомнительным политическим целям традиционная и отработанная десятилетиями методика проведения подобных переписей была пересмотрена. Из анкет был исключен ключевой вопрос о родном языке, единый татарский народ в переписных листах был поделен на множество субэтнических групп, с целью формального уменьшения его численности. Однако все эти манипуляции потерпели крах, что был вынужден признать сам их автор: «Российская перепись 2002 года не выполнила свою основную миссию – создать народ для государства».

В целом, необходимо признать, в историографии рассматриваемой проблемы есть серьезные пробелы, а именно – отсутствие серьезных концептуальных и аналитических исследований по истории татар в ХХ в., в том числе и анализирующих процессы становления и формы функционирования культурной и этнической идентичности татар. Несомненные достижения имеются, главным образом, в изучении истории и современного положения татар в отдельных регионах России и в других странах. Вследствие этого назрела необходимость комплексного изучения истории татарского народа и проблем функционирования различных его организаций и институтов, участвующих в в формировании этнокультурного сознания народа в современных условиях. Историографическое исследование темы также показывает, что она нуждается в системном, комплексном изучении как в региональном и общероссийском, так и в международном уровнях.

Источниковая база. Процесс становления и функционирования различных сторон этнической и культурной идентичности татар в ХХ в. исследуется на большом и разнообразном комплексе источников, значительная часть которых была впервые использована в исторической науке.

В процессе работы над проблемой исследования использовалось несколько видов источников. Ее основу составляет комплекс опубликованных и неопубликованных материалов, включающий в себя документы законодательно-нормативного, делопроизводственного характера, официальную переписку, отчеты общественных организаций, источники личного происхождения, мемуарную литературу, периодическую печать.

Первую группу источников составили законодательные акты, официальные документы и материалы, нормативные акты, которые дают возможность достоверно обозначить правовое положение татар в начале ХХ в. Это законодательные и нормативные акты Российской империи, характеризующие содержание государственной политики по отношению к мусульманам, их правовое положение и регламентацию жизни конфессиональных общин. Значительный материал о статусе национально-культурных организаций и татарских общин регионов России, ближнего и дальнего зарубежья в конце ХХ в. представлен также государственными и региональными правовыми и нормативными актами.

Выбор неопубликованных (архивных) материалов составивших следующую группу источников исследования, осуществлялся не только с целью выявления необходимых фактов и событий, но и с расчетом подтверждения основных выводов диссертационной работы. С этой целью были привлечены материалы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) и ряда текущих архивов, особенно Исполкома Всемирного Конгресса татар, значительная часть которых впервые вводится в оборот.

В материалах, отложившихся в НА РТ для раскрытия проблем формирования этнокультурной идентичности татар начала ХХ в. особый интерес представляют переписки, возбужденные в порядке положения о мерах к охранению государственного порядка и исследующие политическую благонадежность представителей национальной буржуазии, духовенства и интеллигенции. Подробные политические обзоры татарского общественного движения России содержатся также в фонде казанской судебной палаты (НА РТ ф.51).

Очень важными также являются материалы фонда казанского окружного суда (НА РТ ф.41), освещающие ход жандармского расследования и судебного следствия по «панисламистской пропаганде», направленных против руководителей и преподавательского состава крупнейшего джадидского медресе «Буби» в Вятской губернии. Конкретные шаги государства по подчинению системы мусульманского конфессионального образования, формированию государственных образовательных учреждений для татар четко прослеживаются по документам фондов попечителя Казанского учебного округа (НА РТ ф. 92), директора народных училищ Казанского учебного округа (НА РТ ф. 160), инспектора народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии (НА РТ ф. 322).

Опубликованная мемуарная литература существенно дополняет сведения архивных документов, характеризует мировоззренческие и психологические установки представителей татарской национальной интеллигенции, проясняет его позицию по вопросам общественной жизни. Серьезным дополнением к оценке общественной деятельности национальной интеллигенции, характера всех преобразований в татарском обществе начала ХХ в. является публицистика видных деятелей национально-демократического движения начала ХХ века.

Важный материал содержится в справочной литературе и статистических материалах, значимость которых определяется самим характером диссертационного исследования, предполагающего использование фактологического материала о количестве татар и их национально-культурных организаций в различных регионах и странах.

Не менее весомой составляющей источниковой базы исследования стала периодическая печать. Этот вид источников обладает рядом существенных преимуществ: он многогранен, оперативен, содержит информацию различных срезов и уровней. Особенно большой интерес представляют татарские газеты и журналы, издающиеся в регионах России и зарубежных странах, которые иногда выступают практически единственным источником для анализа деятельности национально-культурных организаций на местах.

Методология исследования предполагает рассмотрение изучаемых проблем с диалектических позиций. Исследование строится на основе принципов историзма, объективности, системности, методологического плюрализма. Принцип историзма предполагает рассмотрение событий и фактов прошлого в контексте тех исторических условий, в которых они развивались. Принцип объективности ставит в качестве исследовательского приоритета всесторонний учет исторических фактов, составляющих предмет настоящей диссертации. Принцип системности позволяет рассматривать объект исследования как упорядоченную совокупность элементов, функционирующих в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Принцип методологического плюрализма предполагает использование теорий и концепций различных общественных наук, что дает возможность наиболее точно интерпретировать сущность изучаемого объекта.

Теоретико-концептуальный уровень методологии включает в себя совокупность теоретических концепций, представлений и подходов, изложенных в имеющейся литературе по данному вопросу, ставшую исходной в разработке и решении проблем, затрагивающих плоскость формирования этнокультурной идентичности наций.

Методический уровень методологии предполагает выделение способов, операций и процедур достижения целей и задач диссертации.

Специфика конкретно-исторического исследования этнокультурной идентичности татар повлекла за собой необходимость совмещения методов исторической, политической и социологической науки. В работе используются методы исторического описания и конкретного анализа, а также структурно-функциональный и проблемно-хронологический подходы.

Методы исторического описания и конкретного анализа в диссертации использовались при решении всех поставленных задач. Их применение дало возможность диссертанту последовательно двигаться от генезиса к развитию изучаемых процессов, выявить общее и особенное в процессах формирования этнической и культурной идентичности татар.

Структурно-функциональный метод применим при изучении организации деятельности национальных политических и культурно-просветительных организаций. С его помощью оказалось возможным проследить необходимость возникновения различных структур и определить выполняемые ими функции.

Проблемно-хронологический метод позволил распределить изучаемый материал в соответствии с решаемыми задачами, определить этапы развития исторических процессов.

Для более глубокой проработки поставленных в исследовании задач использовался метод анализа статистических материалов.

Научная новизна исследования состоит в самой постановке проблемы, в попытке комплексного изучения проблем формирования этнической и культурной идентичности татар в ХХ в., что позволяет существенно расширить исследовательскую проблематику исторической науки. Примененный подход позволил выйти на качественно новый уровень анализа этнополитической истории татар в ХХ в.. Элементами научного вклада и предметом защиты являются полученные результаты, которые обогащают, конкретизируют и дополняют знания о процессах, происходящих в татарском обществе в ХХ в.

В диссертации рассмотрены основные этапы становления современной татарской нации и проанализированы ее основные оставляющие в начале ХХ в. В работе выявлены характер и специфика национального возрождения у татар на рубеже ХХ-ХХI вв. и предринята попытка анализа его таких основных компонентов как образование, религия, национальное движение и средства массовой информации. В диссертации впервые дан развернутый анализ деятельности Всемирного конгресса татар и определена его роль и значение в консолидации татар. Существенной новизной исследования можно считать и анализ основных проблем и характера функционирования татарской диаспоры. Определение форм и принципов деятельности татарских общественных организаций в местах компактного проживания татар в отечественной историографии также предпринимается впервые. Выявлен и впервые введен в научный оборот значительный фактический материал, позволяющий осветить процесс формирования и функционирования различных духовных ценностей татар в ХХ в.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории татар России, в преподавательской работе специалистов высших учебных заведений, при чтении лекций и проведении семинарских занятий, в разработке спецкурсов по истории татар и общественно-политических организаций в ХХ в.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена в отделе новой и новейшей истории Института истории им.Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан и рекомендована к защите. Основные положения исследования представлены в выступлениях автора на итоговых научных конференциях Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, республиканских, межрегиональных и международных конференциях (1998–2006), отражены в 37 авторских публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

II. Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, предмет и объект, методологические основы исследования, характеризуется степень изученности, источниковая база исследования, научная новизна и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Татары в начале ХХ века: основные вехи формирования этнокультурной идентичности» состоит из пяти параграфов. В первом параграфе «Методологические проблемы исследования татар в ХХ веке» рассмотрены наиболее значимые проблемы, которые являются актуальными для татар в ХХ в., среди которых особое место занимает конструирование национальной истории в федеративной стране в контексте российской государственности и формирования национальной идентичности у татар. В этой связи в разделе особое внимание уделено рассмотрению понятия «национальной истории». В параграфе показаны различные подходы к этой проблеме, среди которых особое внимание заслуживает определение национальной истории как «историю этнической мобилизации, понимая под ней теорию, идеологию, борьбу народа за свои национальные интересы и приоритеты, под которыми чаще всего подразумевается создание национальной государственности». В целом, национальная история – это определенная модель этнополитической истории нации, акцентирующая внимание на некоторых ключевых, переломных периодах и эпизодах прошлого. Для татарской нации проблема формулирования концепции исторического прошлого всегда очень тесно переплеталась с формированием национальной (политической) идеологии и этнической идентичности. Так, определяя вехи татарской истории Ш.Марджани, отметил в качестве ключевого этапа эпоху Золотой Орды, когда возникла новая государственность, культура, литературный язык, опирающиеся на булгарские и кыпчакские традиции. Именно в этот период возникли новые исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание. Данная концепция противостояла узкорегиональным и конфессиональным идентичностям и она стала важнейшей, ключевой частью татарской картины мира. На сегодняшний день она является наиболее научно обоснованной и адекватной реальной истории, снимая многие противоречия и издержки прежних подходов и концепций.

Среди актуальных методологических подходов в параграфе выделяется и проблема изучения истории татарского народа как целостного сообщества с охватом всех его субэтнических групп. А это, в свою очередь, возможно только при правильном определении основных этапов формирования татарского этноса.

Национальную историю татар также необходимо рассматривать в общем контексте общетюркской истории, так как татары являются частью исламско-тюркской цивилизации. Поэтому возникает проблема выхода за пределы узких рамок советской историографии. В связи с этим появляется и проблема периодизации, которая предполагает использование или формационного, или цивилизационного подходов, или на основе культурной трансформации. Подчеркивая преимущество цивилизационного подхода, нельзя не обратить внимание, что он применительно к татарской национальной истории до сих пор остается совершенно неразработанным.

Во втором параграфе «Национальный вопрос в России» рассматриваются основные этапы национальной политики в России применительно к татарам. То, что принято называть татарским вопросом в России, представляет целый конгломерат проблем, связанных с обеспечением прав и интересов татарского народа после утраты независимой государственности в 1552 году. Этот вопрос, имея давние и глубокие исторические корни, остается актуальным и по сей день. Он сводится к реализации прав татарского народа на сохранение и развитие самобытной культуры, родного языка, системы национального образования, религии, традиций и обычаев.

Помимо анализа формирования национальных отношений в России в ХVI- начале ХХ вв., в параграфе особое внимание уделяется рассмотрению этой проблемы в современных условиях.

загрузка...