Delist.ru

Методология оценки и анализа экономической эффективности инвестиционных проектов в строительстве (07.09.2007)

Автор: Владимиров Сергей Арсеньевич

Основанием долгосрочного прогнозирования (больших качественных изменений) может быть модель воспроизводственной цикличности развития народного хозяйства, основанная на анализе сопряженного движения демографического и научно-технического циклов, а также регулирующего этот процесс цикла обновления потребностей населения и соответствующего механизма мотивации производителей продукции и услуг. Наиболее часто употребляемая схема и цепочка расчетов: общественные потребности (личные, плюс общественные, плюс экспорт) (уровень производства плюс импорт ( ввод мощностей (с учетом наиболее полного использования наличного производственного потенциала) ( капитальные вложения. В этой схеме огромное значение имеют: методы, которые применяются для всей цепи расчетов и обратные связи, ибо эффективность каждой единицы капитальных вложений оказывает прямое влияние как на общий размер совокупного общественного продукта, так и на распределение последнего на потребляемую и накопляемую части.

Рациональность структуры инвестиций в народном хозяйстве обосновывается данными о перспективных капитальных вложениях в развитие отраслей, прогрессивными проектами новых, расширяемых и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений, структурой экономических нормативов на перспективный период, данными о структуре выбывающих фондов. При этом научно – технический прогресс, который влияет на доход на капитал и на предпочтения настоящего, сказывается на политике сбережений, определяет относительную структуру цен и норму процента, вообще делает экономику значительно менее уязвимой к сильным внешним шокам – например, к резким изменениям цен сырья или обменных курсов валют.

Строительный комплекс (особая отрасль национальной экономики) является большой сложной социально-экономической системой, обладающей ограниченной надежностью и подверженной многочисленным внешним и внутренним воздействиям - совокупность взаимосвязанных производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, динамичное развитие экономики путем расширенного воспроизводства и качественного обновления основных фондов всех отраслей экономики страны. Этот комплекс включает в себя также способ (технологию) возведения зданий и сооружений, то есть совокупность методологических, нормативных, организационно-производственных принципов проектирования и строительства, взаимосвязанных и взаимообусловленных потоков информации, материально-технических, финансовых, трудовых ресурсов и др., направленных на достижение наиболее эффективных технико-экономических показателей строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отвечающих наилучшим образом конкретным требованиям среды обитания людей и производства.

Мировой строительный рынок привлекает более 1130 млрд. долл. в год. Структура контрактов выглядит следующим образом: а) непромышленные здания и сооружения – 18,7%; б) промышленные предприятия и нефтегазопереработка – 39,1%, в) транспортная инфраструктура – 15,9%, г) электроэнергетика – 10%; д) обрабатывающая промышленность – 4,6%; е) водоснабжение – 3,6%, ж) переработка отходов и прочие – 3,1%. Роль государства как заказчика строительной продукции наиболее значительна в области создания инфраструктуры, объектов оборонного и фундаментального научного значения (в США это – около 24% общих заказов на строительство, в Японии – около 30%).В затратах на инфраструктуру: строительство дорог, мостов, плотин, электростанций, аэропортов и т.п. доля государственных заказов преобладает и превышает в США 2,3 % ВВП, при этом в развитых странах наибольшим государственным расходам на инфраструктуру соответствует самая высокая производительность труда.

Возрастание объемов ремонтно-восстановительных работ в строительстве - всеобщее явление в развитых странах. В Западной Европе, например, этот вид работ достиг в 2005 году 369 млрд.евро, что составляет 38% от общей стоимости строительства (в Италии, Франции, Великобритании этот показатель превышает даже 40%). В РФ проблема модернизации и ремонта основных производственных фондов в авиапроме, металлургии, нефтегазоперерабатывающей промышленности, энергетике, ЖКХ и пр. достигла масштабов национального бедствия. Затраты на капитальный ремонт составляют 30-40% объема вновь вводимых основных фондов. По оценкам, если в перспективе (за 2010г.) объемы нового жилищного строительства будут расти в среднем за год на 2%, то среднегодовые темпы увеличения объема ремонтно-восстановительных работ составят 4-6%, достигнув 1/3 общего объема работ в этом виде строительства. Рентабельность продукции в строительстве РФ в 2005 году составила 5,4 % (в экономике в целом – 13,9%, при этом максимальная – в нефтедобывающей – 37,4%, минимальная – в легкой – 2,8).

В прогнозном периоде строительному комплексу РФ предстоит обновить производственный потенциал страны, формировать полноценную производственную и социальную инфраструктуру, создание современного агропромышленного комплекса, развитие рынка жилищ и др. В процессе преобразования инвестиционно-строительной деятельности в России потребуется качественно изменить отраслевые, продуктовые, технологические пропорции и соотношения, структуру и качество кадров, строительную науку и проектную сферу, межотраслевые, межрегиональные и межгосударственные связи.

Важнейшим фактором перестройки инвестиционно-строительно-эксплуатационной деятельности в РФ является переориентирование ее главных целей и показателей экономической эффективности. Длительное время в РФ (до 1993 года) у строителей не было заинтересованности в сдаче объекта в эксплуатацию, так как система оплаты труда не требовала законченности объекта. В современных условиях на первый план выходит не стоимость строительства, а стоимость эксплуатации строительного комплекса (ИСЭП), его экологическая чистота и энерго-, материалоэкономичность, капиталоотдача на протяжении всего жизненного цикла, безусловное удовлетворение в период эксплуатации проектно-эксплуатационных качеств. Действующие в РФ методики ценообразования в строительстве основаны не на стоимостной оценке потребительских параметров и свойств создаваемых производственных мощностей и не отражают реальной стоимости конечной строительной продукции, что приводит изначально к искажению показателей эффективности реального ИСЭП.

Раздел 2 «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)» МР-2000 рекомендует при расчетах и анализе эффективности инвестиционных проектов применять норму дисконта - национальный параметр, характеризующий минимальные требования общества к эффективности проекта. Эта минимальная норма дисконтирования должна утверждаться централизованно органами управления народного хозяйства РФ в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны на соответствующий период времени. Очевидно, что как всеобщая форма стоимости не тождественна сумме бартерных сделок, так и всеобщая норма эффективности не сводится к совокупности локальных показателей эффективности, пусть даже имеющих очевидную убедительность (фондо-, энерго-, капиталоемкость и др.).

Национальный параметр не следует путать с индивидуальными и частными показателями эффективности конкретных инвестиционных проектов. Данный показатель должен использоваться как базовый при формировании ССПГИ. Жесткий государственный контроль за формированием ССПГИ особенно необходим, учитывая общепризнанный факт, что государственные расходы – главный источник коррупции во всем мире. Коррупция способна искажать политику, проводимую государством, приводя к неэффективным и безрезультатным затратам ресурсов.

К сожалению, аналитические методы, назначением которых должно служить преодоление субъективизма в принятии решений, на деле нередко используются в качестве одного из инструментов политической борьбы. Рациональный анализ (а вернее, его видимость- «псевдооценки») используется для прикрытия неблаговидных целей в борьбе между отдельными ведомствами, между различными уровнями управления, между исполнительным и законодательным звеном государственной власти за сферы влияния, за большую долю в бюджетном «пироге», за осуществление мероприятий и программ, наиболее выгодных для определенных сторон и нередко вредных для общества в целом (например, недостаточная эффективность некоторых государственных мероприятий).

Предлагаемая автором методика определения минимальной народнохозяйственной эффективности (нормы дисконта – национального параметра) СОЭ основана на выведенной автором (с использованием методов статистической теории решений, при некоторых упрощающих предположениях, справедливых в большинстве практически важных случаев) формуле, учитывающей минимальные требования общества к эффективности инвестиционных проектов, в свою очередь увязанной с прогнозами экономического и социального развития страны на соответствующий период времени, имеющая «прозрачный» геометрический смысл (см. рис.3) :

На основании утвержденных госорганами «Основных показателей прогноза социально-экономического развития РФ на 2006-2008г.г.» рассчитаем соответствующий этому периоду национальный параметр – норму-дисконта:

Таблица 1

Показатели прогноза ВВП Минфина РФ на

2006-2008 гг. Преобразования показателей для определения Rнп Расчетное значение Rнп, подлежащее утверждению соответствующим госорганом РФ на 2006-2008 гг.

?Y=6,4%

g=35-45% (gрасч.=40%) F=?Y/Y=6,4/100=0,064

=0,128/(0,253+0,16)=0,31

(s2006-8=F/R=0,064/0,31=0,206

Примечание: Министерство Финансов РФ 01 марта 2007 г. предложило на утверждение Государственной Думе РФ проект прогноза социально-экономического развития РФ на 2008-2010 гг., что приведет к несложной корректировке нормы дисконта на этот период. Назначаемые госорганами значения ВВП, государственных расходов и темпа экономического роста ни в какой форме не подвергаются автором критике.

Таким образом, при расчетах экономической эффективности любых инвестиционных проектов в Российской Федерации на период 2006-2008 гг. необходимо учитывать сбалансированную норму дисконтирования R2006=0,31 и соответственно «гармонично-сбалансированный» срок окупаемости государственных инвестиций - t ОК =1/ 0,31 = 3,23 года. В указанный период инвестиционные проекты реализуемые с участием государства с меньшей нормой дисконта должны включаться в ССПГИ исключительно после сбалансированного определения состава и объема инвестиционных проектов в соответствии с авторской методологией, принципиально отличной от традиционно сложившейся [24-27; 29].

Введенное автором понятие «стратегическая сбалансированная программа государственных инвестиций (ССПГИ)» - совокупность исключительно государственных инвестиций, включенных в государственный бюджет на прогнозируемый период от одного квартала до максимум тридцати-сорока лет и предполагаемых к вложению на всех рынках (фондовом и реальных инвестиций), состоящая из жестких («квантированных») рядов инвестиционных проектов любого уровня и сфер социально-экономической общественной деятельности, различающихся исключительно по строгим, заранее установленным государством, численным значениям ограниченного числа показателей экономической эффективности государственных инвестиций (в том числе в строительстве), которые находятся в гармоничной сбалансированной взаимосвязи с утвержденным высшим государственным органом управления народным хозяйством Российской Федерации национальным параметром (нормой дисконта), характеризующим минимальные требования общества к эффективности инвестиционного проекта, численное значение которого определяется по авторской методике [1; 2; 6-13].

Сущность и принципиальное отличие предлагаемой методологии формирования государственной инвестиционной программы от традиционно сложившейся в том, что решающее значение приобретает не количество и, как правило, голословно обещаемая зачастую безответственными инициаторами самых разных уровней «несомненная-качественная» эффективность предлагаемых ими инвестиционных проектов (у разных авторов для современной России это количество варьируется от пятнадцати – двадцати до сорока-пятидесяти тысяч), а жесткая сбалансированность количества (соответствующих стоимостей) и экономической эффективности инвестиционных проектов с участием государства на прогнозируемый конкретный период времени.

Рис.1. Схема стратегической сбалансированной программы государственных инвестиций.

Если инициаторы (независимо от их уровня) соответствующих инвестиционных проектов не в состоянии по любым причинам безусловно соответствовать требованиям ССПГИ, их претензии на получение государственных инвестиций должны быть немедленно отвергнуты.

Понятие «инвестиционный проект» практически не поддается формализации с помощью математических формул и выражений, их роль могут играть семантические (логико-лингвистические) представления, реализуемые с помощью современных информационных технологий. Среда инвестиционного проекта от момента его возникновения до исчезновения неоднородна и динамична, что определяет необходимый уровень системности (полной и непротиворечивой) при заданной сложности в его исследовании.

Целью участников ИСЭП в конкурентной борьбе является расширение доступа к общему ресурсу (доле рынка) используя целенаправленное информационное воздействие на конкурентов, сохранение существующей доли рынка от притязаний конкурентов, продолжение и расширение создания собственных промышленных, культурных и других ценностей, в том числе и за счет конкурирующих систем. Большинству участников инвестиционного проекта свойственна меньшая определенность в процессах аккумуляции инвестиционных ресурсов, значительная вероятность недопонимания ближайших и долгосрочных задач друг друга, изменение с течением времени своих целей. Каждый участник ИСЭП имеет свою стратегию и свои представления о размере допустимых рисков (пороговое значение которых составляют коммерческую тайну инвестора и, как правило, не известны другим участникам реализации ИСЭП). Зоной риска являются также трудности, связанные с выбором организационной структуры и распределением руководящих постов, отсутствие подлинной стратегической автономии, относительно повышенная ротация кадров и руководства в структуре управления ИСЭП.

Проект, связанный с реализацией участниками рынка полного цикла вложения инвестиций – от обоснования и начального вложения капиталов, проектирования, строительства, эксплуатации – поддержания проектно-эксплуатационных (потребительских) качеств до ликвидации объекта, назовем инвестиционно-строительно-эксплуатационным (ИСЭП). ИСЭП – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий в реальном секторе экономики, обеспечивающих эффективное решение приоритетных экономических, социальных, культурных, экологических и других проблем инвесторов (государства, граждан, предприятий, организаций, в том числе международных), развития отраслей и комплексов народного хозяйства, административно-территориальных единиц.

2ны решаться основные проблемы современного производства и экономики: а) экономические (производство высокоэффективной конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке продукции); б) экологические, гарантирующие экологически чистые природные среды; в) технологических (высоких малоотходных, безотходных экологически чистых технологий, гарантирующих выпуск продукции новых поколений высокого качества и спроса потребителей); д) совершенствование структуры материального производства, ликвидация диспропорций между основными отраслями экономики и инфраструктурными отраслями (транспортом, связью, энергетикой и др.). Значительную роль в оценке эффективности ИСЭП играют нормативные значения проектно–эксплуатационных качеств зданий и сооружений.

Главный критерий отбора ИСЭП – максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Целью анализа эффективности ИСЭП должно быть предоставление лицу, принимающему решение, не точечных показателей эффективности, а их интервалов, соответствующих выработанным и четко сформулированным гипотезам (прежде всего научно-обоснованным государственным прогнозам) о возможной динамике ключевых факторов воспроизводственной системы и инвестиционно-строительной деятельности.

Непосредственной целью проектного анализа является решение следующих задач: а) оценка согласованности проекта со всеми имеющимися ограничениями (техническими, финансовыми, экономическими, социальными и др.) с учетом потенциальных возможностей их ослабления в определенных пределах (оценка реализуемости проекта); б) определение и сопоставление достигаемых по проекту результатов всех видов и требуемые для его реализации затраты (ресурсы) - получение характеристики потенциальной целесообразности осуществлении проекта (задача оценки результативности проекта); в) оценка получаемого при реализации проекта суммарного эффекта и возможных схем (условий) его распределения между участниками - выяснение, могут ли быть заинтересованы в проекте все потенциальные инвесторы (задача оценки эффективности); г) при наличии нескольких вариантов проекта (или его реализации), требуется выбрать наивыгоднейший (задача оптимизации).

Модели жизненного цикла ИСЭП могут быть представлены поэтапно во временной, технологической и рыночной среде. Жизненный цикл реального инвестиционного проекта включает следующие основные этапы (рис.2): а) предпроектный-концептуальный; б) проектно-изыскательских работ; в) создание (проведение торгов и заключение контрактов; возведение-строительство, пусконаладочных работ и освоения производственных мощностей, финансирование и кредитование работ и поставок, введение объектов ИСЭП в эксплуатацию на проектную мощность, полное освоение средств); г) эксплуатация (функционирование, развитие, модернизация-ремонт, ликвидация) - возмещение средств. Каждый из них характеризуется своими уровнями доходов и расходов в виде фиксированных величин, статистических распределений или зависимостей от некоторых внешних условий или производственных параметров.

Предпроектная подготовка ИСЭП становится ключевым моментом нормальной инвестиционной деятельности. Выбраковка инвесторами на начальном этапе неэффективных ИСЭП позволяет сэкономить до 30% собственных средств. При малейшем отклонении от прогноза, что бывает достаточно часто (задержка платежей, сезонное колебание цен, корректировка технической документации и т.п.), хрупкое равновесие интересов большого числа участников нарушается и приводит к паническому изыманию своей доли в проекте в той или иной форме.

При оценке и анализе экономической эффективности инвестиционных проектов в строительстве и отбору их для финансирования используются следующая методология и принципы: моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств; учет результатов анализа рынка, финансового предприятия, претендующего на реализацию проекта, степени доверия к руководителям проекта, влияние его реализации на окружающую природную среду, конкурентоспособность, экономическую безопасность и т.д.; определение эффекта посредством сопоставления ожидаемых интегральных результатов и предстоящих затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или иных показателей; приведение предстоящих разновременных доходов и расходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности в начальном периоде; учет влияния инфляции (все расчеты делаются либо только на основе реальных величин, очищенных от инфляции, либо только на основе номинальных величин), задержек платежей, неопределенности и иных рисков, связанных с осуществлением проекта; учет альтернативных издержек (учет всех гипотетически возможных доходов, которые предприятие не получит, инвестируя данный проект); учет возможных параметров в осуществлении проекта; расчеты на основе реального поступления и расходования денег, а не бухгалтерских проводок.

Наиболее сложным и важным является вопрос об определении риска в расчетах эффективности. Понимание экономической действительности будет неполным, если систематически не учитывать неизбежных факторов неопределенности и риска. Фундаментальная неопределенность будущего означает, что будущие значения переменных неизвестны и не могут быть определены при помощи теории вероятностей. Информации о будущем до тех пор, пока оно не наступило, просто не существует, поэтому, сколь бы ни были велики возможности сбора и обработки данных, будущее останется неопределенным, то есть источник неопределенности заключен не в человеке, а в самой сути окружающего мира. Не существует полностью рациональных общественных процессов вообще, а в экономике тем более.

Одновременно инвестиционные проекты переходят из сферы расчетов, планирования в зону принятия решений «на ходу», лавирования. Естественно, анализ эффективности инвестиционных проектов опирается на сочетание знания и искусства, расчетов и эмоций, тонких и не всегда надежных человеческих отношений, внезапных искушений, спадов, порывов и т.д., то есть втягивается в иррациональную сферу. «Снимаются» неопределенности субъективными оценками экспертов, конструкторов, руководителей, сделанными ими, как правило, не на основе абсолютно точного знания, а на основе собственного опыта, интуиции, предпочтения или интереса. Общая математическая теория оптимального уменьшения неопределенности изучает два основных вопроса: а) можно ли уменьшить неопределенность до заданного уровня? и б) сколько это будет стоить? Можно выделить две причины, по которым ограничиваются приближенным решением: а) либо задачу невозможно решить точно, б) либо точное решение не нужно.

Определение степени сложности представляет собой общую проблему формулировки и оценки инвестиционных моделей. Условие соответствия действительности говорит в пользу создания сложных моделей ИСЭП. Возможности же определения проектных данных и связанные с этим затраты, проблема нахождения оптимального решения и способность участников ИСЭП (прежде всего лица принимающего решения) правильно и своевременно интерпретировать результаты исследования его эффективности свидетельствуют о необходимости ограничиться «реалистическими моделями».

Современное реальное управление строительством все более явно превращается в особую сферу деятельности, напрямую связанную с управлением инвестициями, организацией проектирования и строительства, обеспечением интересов всех участников инвестиционного цикла. Состав стадий управления инвестиционными процессами в строительстве представлен ниже:

Весь процесс строительной деятельности связан с выбором лучшего проекта, надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту. Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются открытые («прозрачные») подрядные торги, позволяющие демонополизировать рынок строительных услуг.

Таблица 2

загрузка...