Delist.ru

Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации (07.09.2007)

Автор: Стахов Александр Иванович

- административно-публичное обеспечение безопасности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления посредством использования специальных административно-правовых методов по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанных с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно не подчиненных данным органам;

- административно-публичное обеспечение безопасности как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления находит внешнее выражение в специфических административно-правовых формах по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанных с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно не подчиненных данным органам.

По мнению автора, административно-публичное обеспечение безопасности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях достижения урегулированного административно-правовыми нормами состояния защищенности конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с административно-санкционируемыми действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства, на законных основаниях и по назначению предметов, явлений, процессов – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также исключены административные правонарушения и административно-правовые казусы, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов. К законодательным принципам административно-публичного обеспечения безопасности автор относит закрепленные в нормах административного законодательства в области безопасности основополагающие идеи, исходные начала, на которых строится деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанная с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно неподчиненных данным органам. При таком подходе диссертантом выделяются общие, субъектные, предметные, функциональные и ситуационные законодательные принципы административно-публичного обеспечения безопасности. Из анализа специальной литературы и административного законодательства в области безопасности диссертант раскрывает специфику содержания исследуемой деятельности, определяя функции административно-публичного обеспечения безопасности, под которыми понимает специальные виды выделяемой государственной деятельности, соотносимые с элементами структуры безопасности в сфере административно-правового регулирования.

Во втором параграфе «Соотношение административно-публичного обеспечения безопасности с иными видами государственной деятельности» проводится сравнительный анализ административно-публичного обеспечения безопасности с отдельными видами государственной деятельности, выделяемыми юридической наукой. По мнению автора, административно-публичное обеспечение безопасности по отношению к законодательной деятельности является подзаконной государственной деятельностью, так как административно-публичное обеспечение безопасности направлено на обеспечение общеобязательных условий и требований безопасности, закрепленных в нормах законов, издаваемых Российской Федерацией, а также законов, издаваемых субъектами Российской Федерации. Административно-публичное обеспечение безопасности и судебная деятельность признаются диссертантом различными правовыми формами обеспечения безопасности. В соотношении с правоохранительной деятельностью административно-публичное обеспечение безопасности рассматривается в качестве одного из ее видов, осуществляемого государственными органами, а также органами местного самоуправления, наделяемыми государственно-властными полномочиями по охране и защите конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства, на законных основаниях техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным и интересам, а также государственно-властными полномочиями по охране и защите конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

С полицейской деятельностью, выделяемой в качестве самостоятельного вида правоохранительной деятельности, административно-публичное обеспечение безопасности соотносится как часть и целое. В качестве объектов административно-публичного обеспечения безопасности рассматриваются отдельные сферы административно-правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, обусловленные факторами и условиями (ситуациями) окружающей среды, которые подвержены воздействию административного права не в полной мере и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда данным интересам в сфере административно-правового регулирования. Организационные виды государственной деятельности, выделяемые юридической наукой, являются косвенным воздействием государства на поведение физических и юридических лиц, которое не влечет юридических последствий. Административно-публичное обеспечение безопасности есть непосредственное воздействие государства на поведение физических и юридических лиц, влекущее определенные специфические административно-правовые последствия.

В третьем параграфе «Понятие, сущность и структура системы административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации» на основе анализа таких категорий, как «орган государственной власти», «орган местного самоуправления», «орган обеспечения безопасности», «система безопасности Российской Федерации», «система обеспечения безопасности», «система органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности», используемых законодателем, автор формулирует понятие системы административно-публичного обеспечения безопасности и определяет ее основные задачи. С позиции изложенного автор обращает внимание на то, что систему административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации образуют специализированные государственные органы и органы местного самоуправления, их системные образования и должностные лица, которых в обобщенном виде можно назвать органами административно-публичного обеспечения безопасности, или, иначе говоря, субъектами системы административно-публичного обеспечения безопасности. В результате анализа действующего законодательства в области безопасности диссертант выделяет федеральную подсистему административно-публичного обеспечения безопасности, подсистемы административно-публичного обеспечения безопасности субъектов Российской Федерации, муниципальные подсистемы административно-публичного обеспечения безопасности, раскрывает характерные признаки органов административно-публичного обеспечения безопасности и проводит их классификацию, предопределяющую особенности их структуры в зависимости: а) от целевой направленности полномочий по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности; б) от объема компетенции; в) от характера полномочий по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности; г) от масштаба полномочий по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности; д) от порядка разрешения подведомственных вопросов; е) от срока полномочий по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности. Подводя итог изложенному пониманию системы административно-публичного обеспечения безопасности, диссертант называет пробелы действующего административного законодательства в области безопасности и вносит предложения по их устранению, которые предлагает реализовать в нормах специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации – федеральном законе «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В четвертом параграфе «Место и роль субъектов системы административно-публичного обеспечения безопасности среди иных субъектов обеспечения безопасности в Российской Федерации» в результате анализа норм законодательства в области безопасности, регулирующих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления, автор делает вывод о том, что Президент РФ, Совет безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, органы судебной власти, органы прокуратуры, а также органы исполнительной власти, наделяемые полномочиями по установлению общеобязательных условий и требований безопасности, образуют систему общего обеспечения безопасности. С этой точки зрения система административно-публичного обеспечения безопасности в соотношении с системой общего обеспечения безопасности признается диссертантом дополнительным, аксессорным средством охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации в области безопасности. Подводя итог сравнительному анализу, диссертант вносит ряд предложений по систематизации норм законодательства в области безопасности, регулирующих компетенцию органов обеспечения безопасности.

Глава четвертая «Меры административно-публичного обеспечения безопасности» состоит из четырех параграфов и посвящена исследованию особенностей охранительного содержания административно-правовых методов, применяемых органами административно-публичного обеспечения безопасности по отношению к физическим и юридическим лицам.

В первом параграфе «Понятие, отличительные признаки и классификация мер административно-публичного обеспечения безопасности» в результате анализа административно-правовой литературы и ст. 18 Конституции РФ автор делает вывод, что органы административно-публичного обеспечения безопасности оказывают специфическое административное воздействие по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности на поведение физических и юридических лиц, организационно не подчиненных данным органам. В содержании указанного административного воздействия автор выделяет административно-санкционирующий, административно-юрисдикционный и административно-казуальный методы обеспечения безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности по отношению к физическим и юридическим лицам, и раскрывает присущие им характерные признаки. По мнению автора, указанные административно-правовые методы, с одной стороны, обладают единой целевой направленностью, и поэтому их можно назвать в обобщенном виде методами административно-публичного обеспечения безопасности; с другой стороны, каждый из названных методов имеет специфическое охранительное содержание, которое определяют нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности. Такие формально определенные типизированные способы и приемы властного воздействия органов административно-публичного обеспечения безопасности на поведение физических и юридических лиц диссертант предлагает назвать мерами административно-публичного обеспечения безопасности и подразделить их на административно-санкционирующие, административно-юрисдикционные и административно-казуальные.

Во втором параграфе «Административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности» диссертант обосновывает понятие административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности и в зависимости от характера вызываемых административно-правовых последствий группирует указанные меры на разрешительные, удостоверительные, согласительные и регистрационные. В результате анализа действующего законодательства автор формулирует понятия разрешительных, удостоверительных, согласительных и регистрационных мер обеспечения безопасности, определяет их основания, объекты и целевую направленность, которые в совокупности позволяют ему выделить: 1) в качестве унифицированных видов разрешительных мер обеспечения безопасности выдачу технико-правовых лицензий и выдачу технико-правовых разрешений; 2) в качестве унифицированных видов удостоверительных мер обеспечения безопасности обязательную сертификацию соответствия, подтверждение соответствия технико-правовой компетенции физических и юридических лиц, государственную оценку технического состояния, государственную экспертизу безопасности; 3) в качестве унифицированных видов согласительных мер обеспечения безопасности декларирование соответствия, согласование выбора площадки (трассы) под строительство, согласование проектных решений; 4) в качестве унифицированных видов регистрационных мер обеспечения безопасности государственную регистрацию техногенного источника опасности, государственную регистрацию права собственности и иных вещных прав на техногенный источник опасности, государственную регистрацию ограничения (обременения) прав на техногенный источник опасности. Обобщая изложенное, диссертант вносит ряд предложений по систематизации и унификации административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности, которые предлагает реализовать в нормах специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации – федеральном законе «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В третьем параграфе «Административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности» диссертант обосновывает понятие административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности и группирует их в зависимости от основания, целевой направленности и вызываемых административно-правовых последствий на контрольно-надзорные, восстановительные, аксессорные (вспомогательные), компенсационные и превентивные. Из анализа действующего административного законодательства в области безопасности и административно-правовой литературы автор формулирует понятия контрольно-надзорных, восстановительных, аксессорных (вспомогательных), компенсационных и превентивных мер обеспечения безопасности, определяет их основания, объекты, целевую направленность, которые в совокупности позволяют ему выделить: 1) в качестве унифицированных видов контрольно-надзорных мер обеспечения безопасности меры по выявлению административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности; меры по выявлению административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением законных требований по обеспечению безопасности; 2) в качестве унифицированных видов восстановительных мер обеспечения безопасности меры, влекущие ограничение, предоставленного физическому или юридическому лицу специального права на совершение отдельных действий или права на осуществление отдельных видов деятельности по использованию техногенных и природных источников опасности до устранения вреда, причиненного административным правонарушением; меры, не связанные с ограничением предоставленного физическому или юридическому лицу специального права на осуществление отдельных действий или права на осуществление отдельных видов деятельности по использованию техногенных и природных источников опасности; 3) в качестве унифицированных видов аксессорных (вспомогательных) мер обеспечения безопасности осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; личный досмотр; досмотр транспортных средств; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; доставление; административное задержание; взятие проб и образцов; проведение экспертиз по делу об административном правонарушении; направление поручений и запросов по делу об административном правонарушении; истребование сведений по делу об административном правонарушении; временное приостановление деятельности; 4) в качестве унифицированных видов компенсационных мер обеспечения безопасности предупреждение, административный штраф, административное приостановление деятельности, аннулирование технико-правовой лицензии, принудительный отзыв продукции; 5) в качестве унифицированных видов превентивных мер обеспечения безопасности направление физическим и юридическим лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности. Обобщая изложенное, диссертант вносит ряд предложений по систематизации и унификации административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности, которые предлагает реализовать в нормах КоАП РФ и специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации – Федеральном законе «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В четвертом параграфе «Административно-казуальные меры обеспечения безопасности» диссертант обосновывает понятие административно-казуальных мер обеспечения безопасности и группирует их в зависимости от основания, целевой направленности и вызываемых административно-правовых последствий на предупредительные, ограничительные, поисково-спасательные и меры административно-казуального расследования. Из анализа действующего административного законодательства в области безопасности и административно-правовой литературы автор формулирует понятия предупредительных, ограничительных и поисково-спасательных мер, а также мер административно-казуального расследования, определяет их основания, объекты, целевую направленность, которые в совокупности позволяют ему в качестве унифицированных видов административно-казуальных мер обеспечения безопасности выделить: 1) меры, связанные с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера; 2) меры, связанные с иными общественно опасными ситуациями техногенного и природного характера. Обобщая изложенное, диссертант вносит ряд предложений по систематизации и унификации административно-казуальных мер обеспечения безопасности, которые предлагает реализовать в нормах специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации – федеральном законе «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

Пятая глава «Формы административно-публичного обеспечения безопасности» состоит из четырех параграфов и посвящена исследованию особенностей административно-правовых форм деятельности органов административно-публичного обеспечения безопасности.

В параграфе «Понятие, отличительные признаки, классификация форм административно-публичного обеспечения безопасности» в результате анализа административно-правовой литературы в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации обосновывается понятие формы административно-публичного обеспечения безопасности. В качестве основных форм административно-публичного обеспечения безопасности автор рассматривает: 1) принятие (издание) административно-правовых актов по обеспечению безопасности; 2) заключение административно-правовых договоров по обеспечению безопасности; 3) совершение иных административно-правовых действий по обеспечению безопасности.

В параграфе «Административно-правовые акты по обеспечению безопасности» на основе анализа административно-правовой литературы в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации диссертантом обосновывается понятие административно-правового акта по обеспечению безопасности и анализа административного законодательства в области безопасности проводится его классификация в зависимости: а) от органа, издавшего такой акт; б) от того, кому они адресованы; в) от целевой направленности; г) от характера вызываемых административно-правовых последствий. Подводя итог изложенному, диссертант вносит предложения по систематизации и унификации административно-правовых актов по обеспечению безопасности, которые предлагает реализовать в нормах специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации – федеральном законе «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В параграфе «Административно-правовые договоры по обеспечению безопасности» в результате анализа административно-правовой литературы в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации обосновывается понятие административно-правового договора по обеспечению безопасности и проводится его классификация в зависимости: а) от статуса обязательной стороны заключившей договор; б) от субъектного состава; в) от целевой направленности. Суммируя изложенное, диссертант вносит предложения по систематизации и унификации административно-правовых договоров по обеспечению безопасности, которые предлагает реализовать в нормах специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации – федеральном законе «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В параграфе «Административно-правовые действия по обеспечению безопасности» на основе анализа административно-правовой литературы в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации обосновывается понятие административно-правовым действием по обеспечению безопасности и проводится его классификация в зависимости: а) от вида органа административно-публичного обеспечения безопасности; б) от целевой направленности; в) от характера вызываемых административно-правовых последствий. Подводя итог изложенному, диссертант вносит предложения по систематизации и унификации административно-правовых действий по обеспечению безопасности, которые предлагает реализовать в нормах такого специального кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации, как федеральный закон «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации».

В заключении сформулированы основные выводы и предложения соискателя по рассмотренным в диссертационном исследовании проблемам.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Монографии

1. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации : монография / А.И. Стахов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 10 п.л.

Учебники, учебные и учебно-методические пособия

2. Административно-правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации : учеб. пособие / В.В. Власенков,

А.И. Стахов ; под ред. А.М. Никитина. – М. : ЮИ МВД РФ, 2001. – 5,5 п.л.

3. Судебные приставы как субъекты производства по делам об административных правонарушениях : учеб. пособие / А.И. Стахов. – Киров : Изд-во Киров. филиала МГЭИ, 2002. – 6,3 п.л.

4. Административное право Российской Федерации : учеб.-метод. пособие / А.И. Стахов. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2003. – 5 п.л.

5. Административная ответственность : учеб. пособие / А.И. Стахов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 7 п.л.

6. Административно-правовые основы обеспечения безопасности в административно-публичной сфере / А.И. Стахов // Административное право России : учебник для высших учебных заведений / под общ. ред. проф. П.И. Кононова. – М., 2006. – 1,6 п.л.

7. Право безопасности : учеб. пособие / А.И. Стахов. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2007. – 14,1 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих

рецензируемых научных журналах и изданиях,

указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии

8. Пожарная безопасность: административно-правовые аспекты / П.И. Кононов, А.И. Стахов // Рос. юстиция. – 1998. – № 2. – 0,1 п.л.

9. Угроза пожара как социально-правовая категория / Е.А. Мешалкин, В.Т. Кишкурно, А.И. Стахов // Пожарная безопасность. – 2000. –

№ 1. – 0,2 п.л.

10. Пожарная безопасность: социально-правовой аспект / Е.А. Мешалкин, В.Т. Кишкурно, А.И. Стахов // Пожарная безопасность. – 2000. – № 2. – 0,2 п.л.

11. Освобождение от административной ответственности в области пожарной безопасности / А.И. Стахов // Рос. юстиция. – 2000. – № 8. – 0,1 п.л.

12. Пожарная безопасность как объект административно-правового регулирования / Е.А. Мешалкин, В.Т. Кишкурно, А.И. Стахов // Пожарная безопасность. – 2000. – № 3. – 0,2 п.л.

13. Виды административного принуждения / А.И. Стахов // Рос. юстиция. – 2000. – № 9. – 0,1 п.л.

14. Личная безопасность как элемент административно-правового статуса гражданина / А.И. Стахов // Государство и право. – 2003. – № 11. – 0,05 п.л.

загрузка...