Delist.ru

Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации (07.09.2007)

Автор: Стахов Александр Иванович

- разработкой научно обоснованной концепции систематизации и унификации сформировавшегося в Российской Федерации массива административного законодательства в области безопасности.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые или содержащие элементы новизны положения:

1. Вывод о том, что безопасность как элемент правовой системы Российской Федерации представляет собой самостоятельную сферу правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, которая обусловлена создающими высокую вероятность причинения вреда данным интересам формально определенными физическими, химическими и биологическими проявлениями и действиями природной среды и техногенной системы (вредоносными природными и техногенными факторами окружающей среды), связанными с правонарушениями и юридическими казусами, а также с подлежащими официальной оценке со стороны государства (санкционируемыми и контролируемыми государством) действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов – материальных носителей указанных вредоносных проявлений и действий, или, иначе говоря, техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам.

2. Утверждение о том, что элементами структуры безопасности в правовой системе Российской Федерации являются: а) субъекты безопасности – личность, общество, государство и нация, как формально определенные субъекты – носители конституционных и иных законных интересов, охраняемых правом от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды; б) объекты безопасности – составляющие содержание конституционных и иных законных интересов формально определенные блага и ценности, на достижение которых направлены усилия субъектов безопасности и которым может быть причинен вред техногенными и природными факторами окружающей среды; в) вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, или, иначе говоря, формально определенные физические, химические, биологические проявления и действия природной среды и техногенной системы, создающие опасность конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации; г) формально определенные типизированные ситуации, связанные с возникновением и (или) развитием вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, т.е. подлежащие официальной оценке со стороны государства (санкционируемые и контролируемые государством) правомерные действия (деятельность) физических и юридических лиц по использованию техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также правонарушения и юридические казусы, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Перечисленные элементы позволяют выделить в содержании безопасности соответствующие им субъектные, предметные, функциональные и ситуационные сферы правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, которые объективно отражают основные направления правового регулирования безопасности в Российской Федерации.

3. Положение о том, что безопасность в сфере административно-правового регулирования можно определить как систему урегулированных административным правом субъектных, предметных, функциональных и ситуационных сфер охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, причинно связанных с административно-санкционируемыми правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства предметов, явлений и процессов – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов окружающей среды.

4. Вывод о том, что в настоящее время сформировался массив несистематизированных законов и подзаконных нормативных правовых актов, составляющий административно-правовую основу безопасности в Российской Федерации. Указанные законы и иные нормативные правовые акты содержат административно-правовые нормы безопасности, которые регулируют общественные отношения в сфере административно-правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных факторов природной среды и техногенной системы. В зависимости от содержания охранительных функций, выполняемых административно-правовыми нормами безопасности, в структуре указанного массива законов и подзаконных нормативных правовых актов обоснованно выделить общее (исходное), субъектное, предметное, функциональное и ситуационное административное законодательство в области безопасности.

5. Утверждение о том, что средством достижения (установления и поддержания) безопасности в сфере административно-правового регулирования выступает административно-правовой режим безопасности, под которым следует понимать закрепленный в административно-правовых нормах законов и иных нормативных правовых актов комплекс общеобязательных условий и требований безопасности, адресованных физическим и юридическим лицам, а также целей, задач, функций, методов деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, определяющий порядок предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемым использованием физическими и юридическими лицами под контролем государства, на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также порядок предупреждения, выявления и нейтрализации административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Указанные элементы структуры безопасности в сфере административно-правового регулирования дают возможность выделить соответствующие им субъектные, предметные, функциональные и ситуационные административно-правовые режимы безопасности, раскрывающие специфику содержания безопасности.

6. Положение о том, что безопасность взаимосвязана с механизмом российского государства при помощи таких категорий, как «обеспечение безопасности» и «система обеспечения безопасности в Российской Федерации». Под обеспечением безопасности следует понимать комплексную деятельность российского государства по достижению урегулированного правом состояния защищенности конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, которая охватывает такие направления государственного воздействия, как предупреждение, выявление и нейтрализация вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с санкционируемым и контролируемым государством правомерным использованием субъектами права предметов, явлений и процессов – природных и техногенных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также предупреждение, выявление и нейтрализация правонарушений и юридических казусов, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов. Обеспечение безопасности логично подразделить на общее и непосредственное в зависимости от характера вмешательства в административно-хозяйственную,

организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц. Система обеспечения безопасности в Российской Федерации может быть определена как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их системных образований и должностных лиц, наделяемых государством полномочиями по установлению и (или) обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности. Данная система сформирована на основании норм законодательства в области безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с санкционируемым и контролируемым государством правомерным использованием физическими и юридическими лицами предметов, явлений и процессов – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от правонарушений и юридических казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

7. Утверждение о том, что безопасность в сфере административно-правового регулирования неразрывно связана с такой категорией, как «административно-публичное обеспечение безопасности», под которой следует понимать урегулированную административно-правовыми нормами внешневластную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанную с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно не подчиненных данным органам. Административно-публичное обеспечение безопасности является разновидностью государственной деятельности, которая обладает рядом отличительных признаков. Сущность и юридическое содержание административно-публичного обеспечения безопасности можно раскрыть, если в результате анализа законодательства в области безопасности определить присущие ей специфические цель, законодательные принципы и функции.

8. Вывод о том, что система административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных органов исполнительной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, а также системных образований и должностных лиц данных органов, наделяемых полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, которые связаны с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц. Выделяемая система является составной частью системы обеспечения безопасности Российской Федерации. Она охватывает федеральную подсистему административно-публичного обеспечения безопасности, подсистемы административно-публичного обеспечения безопасности субъектов Российской Федерации, муниципальные подсистемы административно-публичного обеспечения безопасности и призвана решать ряд специальных государственных задач по охране и защите конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации.

9. Положение о том, что органы исполнительной власти Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, а также их системные образования и должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, которые связаны с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, в обобщенном виде можно назвать органами административно-публичного обеспечения безопасности. Такие органы обладают характерными признаками, и их можно классифицировать на отдельные виды по ряду специальных критериев, предопределяющих особенности их структуры.

10. Утверждение о том, что органы административно-публичного обеспечения безопасности призваны оказывать специфическое административное воздействие на поведение физических и юридических лиц, организационно не подчиненных указанным органам, в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации. Специфику содержания указанного административного воздействия определяют административно-санкционирующие, административно-юрисдикционные и административно-казуальные меры обеспечения безопасности. Перечисленные административно-правовые меры имеют характерные признаки. В результате анализа законодательства в области безопасности их можно сгруппировать в зависимости от основания, целевой направленности, а также вызываемых административно-правовых последствий и классифицировать на отдельные унифицированные виды.

11. Положение о том, что под формой административно-публичного обеспечения безопасности следует понимать действия органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, их системных образований и должностных лиц по изданию административно-правовых актов и заключению административно-правовых договоров, а также совершение иных административно-правовых действий указанных органов (системных образований и должностных лиц), в которых находят внешнее выражение функции и методы административно-публичного обеспечения безопасности. Основными формами административно-публичного обеспечения безопасности следует признать: 1) принятие (издание) административно-правовых актов по обеспечению безопасности; 2) заключение административно-правовых договоров по обеспечению безопасности; 3) совершение иных административно-правовых действий по обеспечению безопасности. Каждая из названных форм имеет соответствующие характерные признаки. На основе анализа законодательства в области безопасности их можно классифицировать на отдельные унифицированные виды по ряду специальных критериев, раскрывающих специфику их охранительного содержания.

12. Предложения по систематизации и унификации административного законодательства в области безопасности при помощи кодифицированного нормативного правового акта, устанавливающего исходные начала административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации. В качестве такого нормативного правового акта можно предложить федеральный закон «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации», в котором целесообразно решить следующие основные задачи: 1) создание единообразного понятийно-категорийного аппарата, предельно ясно и точно раскрывающего сущность, структуру и содержание безопасности в сфере административно-правового регулирования Российской Федерации соотносимо с выработанными юридической наукой категориями государствоведения и правоведения; 2) создание в Российской Федерации единой системы специализированных органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, наделяемых полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, связанными с непосредственным вмешательством данных органов в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц; 3) систематизация и унификация административно-правовых методов деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, которые направлены на обеспечение исполнения общеобязательных условий и требований безопасности и связаны с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц обеспечения безопасности; 4) систематизация и унификация административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, которые направлены на обеспечение исполнения общеобязательных условий и требований безопасности и связаны с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распоря-

дительную и иную деятельность физических и юридических лиц.

13. Предложения по систематизации и унификации отдельных составных частей административного законодательства в области безопасности. В частности, предлагается: а) закрепить в нормах Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» систему унифицированных понятий, раскрывающих природу и содержание безопасности как элемента правовой системы Российской Федерации; б) формально определить в нормах Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функции административно-публичного обеспечения безопасности, передаваемые органам местного самоуправления федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) дополнить концепциями и программами обеспечения личной, общественной и государственной безопасности субъектное законодательство в области безопасности; г) закрепить в нормах федеральных законов, составляющих предметное и функциональное законодательство в области безопасности, дифференцированные полномочия Президента РФ, Совета безопасности РФ, законодательных и судебных органов, а также органов прокуратуры по обеспечению соответствующих видов безопасности; д) закрепить дефиниции технико-правовой лицензии и технико-правового разрешения в Федеральном законе от 08.08.2001

№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», распространив действие указанного закона на все виды безопасности; е) определить в нормах КоАП РФ основания и порядок применения контрольно-надзорных и восстановительных мер обеспечения безопасности во взаимосвязи с аксессорными, компенсационными и превентивными мерами обеспечения безопасности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем разработаны: концептуальный подход к пониманию административно-правового регулирования безопасности как элемента правовой системы Российского государства; понятийно-категорийный аппарат, устанавливающий взаимосвязь безопасности с механизмом государства в сфере административно-правового регулирования; концепция систематизации и унификации административно-правовых методов и форм обеспечения безопасности. Полученные результаты исследования развивают в строгом соответствии со ст.ст. 2 18, 55 и 56 Конституции РФ ряд основных устоявшихся категорий государствоведения и правоведения, а также положений административно-правовой науки в сфере охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, служат универсальным инструментом дальнейшего системного исследования проблем административно-правового регулирования отдельных видов безопасности.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты, сделанные выводы и высказанные рекомендации могут быть использованы в работе по систематизации и унификации массива российского законодательства в области безопасности, в частности для подготовки проекта федерального закона «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации», разработки концепций и программ обеспечения личной, общественной и государственной безопасности, внесения изменений в Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», КоАП РФ, федеральные законы от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные виды безопасности. Содержащиеся в работе теоретические выводы и практические предложения могут найти применение в учебном процессе по специальности «Юриспруденция».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы, практические рекомендации диссертационной работы опубликованы в монографии и научных статьях, а также в учебнике, учебно-методическом пособии и учебных пособиях по административному праву.

Основные идеи диссертации апробированы: а) в выступлениях на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях, а также «круглых столах», проведенных Институтом государства и права Российской академии наук, Российской правовой академией Министерства юстиции Российской Федерации, Всероссийским научно-исследовательским институтом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Московской государственной юридической академией, Московским университетом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Уральской государственной юридической академией, Нижегородским государственным университетом, Вятским государственным гуманитарным университетом, другими высшими учебными заведениями; б) при участии в работе семинара Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания РФ «Научные основы национальной безопасности Российской Федерации»; в) при проведении занятий на курсах повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих; г) при чтении лекций и проведении семинарских занятий на юридических факультетах высших учебных заведений.

В порядке апробации результатов проведенного диссертационного исследования автором был подготовлен и внесен на рассмотрение в Комитет по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об основах административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации», который используется Комитетом в законотворческой деятельности, а также подготовлены и внедрены в учебный процесс Вятского государственного гуманитарного университета специальные курсы государственно-правовой специализации «Право безопасности» и «Теория административно-правового регулирования».

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих 18 параграфов, заключения и библиографического списка.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы и определяются цель и задачи исследования, его объект и предмет, показывается степень научной разработанности темы, характеризуются методологическая, теоретическая основы исследования, нормативная и эмпирическая базы исследования, определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

Первая глава «Безопасность в правовой системе Российской Федерации» состоит из трех параграфов и посвящена определению юридического содержания, места и роли безопасности в правовой системе Российской Федерации.

В первом параграфе «Понятие безопасности как элемента правовой системы Российской Федерации» в результате анализа литературы, посвященной исследованию социально-правовой природы безопасности, автор приходит к выводу об отсутствии единообразия среди доктринальных понятий безопасности и отмечает, что они в большей степени раскрывают социальную, чем юридическую природу безопасности. Тщательное изучение действующего российского законодательства приводит к выводу о том, что безопасность взаимосвязана с такими категориями государствоведения и правоведения, как «личность», «общество», «государство», «нация», но при этом законодатель использует такие малоизученные теорией права и государства термины, как «жизненно важные интересы», «национальные интересы», «угроза безопасности». Нормативные дефиниции интересов личности, общества, государства и нации, связанных с безопасностью, лишь отчасти раскрывают их юридическое содержание и до настоящего времени не систематизированы. Угроза безопасности в нормах законодательства отождествляется с негативными условиями и факторами, которые создают всякую опасность интересам личности, общества, государства и нации. В целях выработки единообразного доктринального и законодательного подхода к пониманию юридической природы безопасности автор обобщает понятия «жизненно важные интересы личности, общества и государства» и «национальные интересы» в такую комплексную категорию, как «конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации», под которой понимает блага и ценности личности, общества, государства и нации, предусмотренные в нормах Конституции РФ и текущего законодательства. На основе анализа ст.ст. 2, 18, 55 и 56 Конституции РФ диссертант предлагает рассматривать угрозу безопасности в узком смысле как специальную юридическую категорию, отождествляя ее с совокупностью формально определенных факторов и условий (ситуаций) окружающей среды, которые не в полной мере подвержены воздействию права и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации. С этой точки зрения автор определяет угрозу безопасности как совокупность формально определенных вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с подлежащими официальной оценке со стороны государства правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, процессов и явлений – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации, а также правонарушений и юридических казусов, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов. Суммируя собственные подходы к пониманию угрозы безопасности, а также интересов личности, общества, государства и нации, связанных с безопасностью, диссертант формулирует комплексное определение безопасности как элемента правовой системы Российской Федерации, соотносимое с этимологическим пониманием данной категории. Под безопасностью им понимается урегулированное правом состояние защищенности конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с санкционируемыми и контролируемыми государством правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, явлений и процессов – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также исключены правонарушения и юридические казусы, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

Mная безопасность). Поводя итог изложенному пониманию структуры безопасности, диссертант отмечает, что выделяемые сферы правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации объективно отражают основные направления правового регулирования безопасности.

В третьем параграфе «Соотношение безопасности с основными категориями правовой системы Российской Федерации» устанавливается взаимосвязь безопасности с такими категориями, как «право», «правопорядок» и «общественный порядок», разработанными юридической наукой для характеристики состояний общественной жизни, подверженных воздействию права. С позиции инструментального подхода, известного в юридической науке, диссертант делает вывод о том, что право по отношению к безопасности следует считать средством (инструментом) достижения безопасности. Безопасность, в свою очередь, представляет собой результат воздействия права на типизированные социальные условия (ситуации), связанные с возникновением и (или) развитием природных и техногенных факторов окружающей среды, создающих высокую вероятность причинения вреда конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации. Существующие подходы к пониманию правопорядка позволяют автору рассматривать безопасность в правовой системе Российской Федерации в качестве составной части правопорядка, обусловленной такими формально определенными факторами природной среды и техногенной системы и такими формально определенными типизированными ситуациями, связанными с возникновением и (или) развитием данных факторов, которые создают высокую вероятность причинения вреда конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации. В результате анализа сложившихся подходов к пониманию общественного порядка автор приходит к выводу, что безопасность и общественный порядок являются диалектически связанными, но не идентичными категориями.

Вторая глава «Безопасность как административно-правовая категория» состоит из трех параграфов и посвящена исследованию особенностей структуры и содержания безопасности в сфере административно-правового регулирования.

В первом параграфе «административно-правовая природа безопасности» диссертант обосновывает понятие безопасности в сфере административно-правового регулирования, определяет специфику ее структуры и содержания. В качестве элементов структуры безопасности в сфере административно-правового регулирования диссертантом рассматриваются: 1) личность, общество, государство и нация как формально определенные носители конституционных и иных законных интересов, охраняемых административно-правовыми средствами; 2) охраняемые административно-правовыми средствами формально определенные блага и ценности, которые составляют конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства, нации и которым может быть причинен вред природными и техногенными факторами окружающей среды; 3) формально определенные природные и техногенные факторы окружающей среды, а также их материальные носители, создающие опасность охраняемым административно-правовыми средствами конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации; 4) формально определенные типизированные социальные условия (ситуации), складывающиеся в сфере административно-правового регулирования и связанные с возникновением и (или) развитием вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, к которым следует отнести: а) административно-санкционируемые действия (деятельность) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства, на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам; б) административные правонарушения, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды; в) административно-правовые казусы, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Перечисленные элементы позволяют выделить в содержании безопасности соответствующие им субъектные, предметные, функциональные, ситуационные сферы административно-правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации.

Во втором параграфе «Административно-правовая основа безопасности» обосновываются понятия «административно-правовая норма безопасности» и «административное законодательство в области безопасности». В зависимости от содержания охранительных функций, выполняемых административно-правовыми нормами безопасности отдельных законов и иных нормативных правовых актов, составляющих указанное законодательство, диссертантом выделяются: 1) общее (исходное) административное законодательство в области безопасности, действие которого распространяется на все без исключения сферы административно-правовой охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды; 2) субъектное административное законодательство в области безопасности, призванное охранять конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации, независимо от содержания данных интересов, а также характера и юридического содержания угрозы безопасности в сфере административно-правового регулирования; 3) предметное административное законодательство в области безопасности, призванное охранять отдельные формально определенные блага и ценности, которые составляют административно охраняемые конституционные и иные законные интересы личности, общества, государства и нации, независимо от факторов и условий, составляющих угрозу безопасности в сфере административно-правового регулирования; 4) функциональное административное законодательство в области безопасности, охранительное воздействие которого обусловлено характером угрозы безопасности в сфере административно-правового регулирования, определяемым вредоносными факторами (проявлениями и действиями) природной среды и техногенной системы, а также их материальными носителями (источниками); 5) ситуационное административное законодательство в области безопасности, охранительное воздействие которого обусловлено юридическим содержанием угрозы безопасности в сфере административно-правового регулирования. Подводя итог изложенному, диссертант делает вывод о том, что сформировавшееся российское законодательство в области безопасности необходимо систематизировать при помощи специального кодифицированного нормативного правового акта, в котором целесообразно определить структуру административного законодательства в области безопасности и закрепить унифицированные понятия, раскрывающие административно-правовую природу и содержание безопасности.

В третьем параграфе «Административно-правовой режим безопасности» диссертант раскрывает понятие административно-правового режима безопасности как средства достижения безопасности в сфере административно-правового регулирования в зависимости от особенностей содержания общеобязательных условий и требований безопасности, адресованных физическим и юридическим лицам, а также в зависимости от специфики содержания целей, задач, функций и методов деятельности органов публичной власти по обеспечению исполнения физическими и юридическими лицами общеобязательных условий и требований безопасности. При таком подходе в результате анализа законодательства в области безопасности автор выделяет и раскрывает структуру субъектных, предметных, функциональных и ситуационных административно-правовых режимов безопасности.

Глава третья «Понятие, содержание и система административно-публичного обеспечения безопасности» состоит из четырех параграфов и посвящена исследованию взаимосвязи безопасности с механизмом Российского государства в сфере административно-правового регулирования.

В первом параграфе «Понятие, сущность и специфика содержания административно-публичного обеспечения безопасности» диссертант раскрывает юридическое содержание такой категории, как «обеспечение безопасности», и устанавливает связь безопасности с урегулированной административно-правовыми нормами внешневластной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, которая сопряжена с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно не подчиненных данным органам, и которая осуществляется в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, обусловленных административно-санкционируемыми действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства, на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов – техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов от административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды. Указанную внешневластную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления диссертант определяет как административно-публичное обеспечение безопасности и раскрывает ее характерные признаки, цель, законодательные принципы. В частности, автором выделяются следующие характерные, с его точки зрения, признаки административно-публичного обеспечения безопасности:

- административно-публичное обеспечение безопасности представляет собой административно-правовую форму внешневластной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, посредством которой реализуется обеспечение безопасности как основная функция Российского государства;

- административно-публичное обеспечение безопасности является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения физическими и юридическими лицами установленных или санкционированных государством общеобязательных условий и требований безопасности;

- административно-публичное обеспечение безопасности – специфическая внешневластная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, объектом которой являются урегулированные общеобязательными условиями и требованиями безопасности общественные отношения, складывающиеся с участием физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены данным органам, но наделяются административными правами и несут административные обязанности по оказанию содействия деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности;

- административно-публичное обеспечение безопасности есть деятельность специализированных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, наделяемых административными полномочиями по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности в подведомственной сфере общественных отношений, связанных с непосредственным вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, организационно не подчиненных данным органам;

загрузка...