Delist.ru

Разработка систем управления качеством подготовки специалистов (07.09.2007)

Автор: Сильченко Тамара Васильевна

По результатам анализа состояния деятельности вуза, программ развития Красноярского края, города и отдельных предприятий в частности, а также с учётом собственного опыта и опыта других, ведущих отечественных и зарубежных ВУЗов сформулированы миссия, видение, стратегические цели и политика в области качества.

Согласно разработанным СТП (см. раздел 3), отражающих все основные стороны деятельности вуза и организационные моменты, а также с учётом согласованных рекомендаций исполнителей всех уровней установлены сроки выполнения работ по разработке и введению в действие системы менеджмента качества каждого структурного подразделения и вуза в целом. Разработаны программы по обучению персонала всех уровней по вопросам, связанным с внедрением системы менеджмента качества.

По критериям, разработанным для конкурса Минобрнауки РФ «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» выполнен анализ исходного состояния системы менеджмента качества, на основе которого были приняты решения об аттестации вуза на очередной срок 2000г. и 2005г.

Применительно к конкретным условиям разработаны управляющие процессы, проведён их анализ, определены ключевые бизнес-процессы и установлен порядок их исполнения.

Создана система оценки удовлетворенности и обратных связей потребителей образовательных процессов и их исполнителей преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов, докторантов.

Для постоянного совершенствования деятельности вуза и системы менеджмента качества разработаны и утверждены программы по разработке проектов документации, положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, методические инструкции, проведение анализа, утверждение и внедрение документов, подготовку к проведению внутренних аудитов, подготовку внутренних аудиторов, разработку планов, программ, анкет и других документов для внутренних проверок.

В системе менеджмента качества применен процессно-ориентированный подход утверждающий, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами образовательной деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это привело к пересмотру всех процессов образования и целей образовательных процессов и как следствие корректировке назначений лиц, ответственных за эти процессы. ВУЗ рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а управление образованием осуществляется посредством управления этими процессами.

Преимущества процессного подхода заключается в том, что процессный подход: повышает ответственность руководителей процессов, ориентирует на запросы и интересы внутренних и внешних потребителей; обеспечивает прозрачность связей между процессами; видна роль каждого сотрудника в процессе; позволяет понять где, когда, на каком этапе производится конкретная образовательная услуга; систематизируется деятельность по улучшению.

Доказано, что образовательное учреждение, решившее внедрить у себя систему менеджмента качества, должно разработать, задокументировать, внедрить, улучшать её результативность и эффективность и постоянно поддерживать её в рабочем состоянии.

Образовательное учреждение должно определить виды своей деятельности, процессы их связи применение и перечень, последовательность и взаимодействие, классификацию и соподчиненность общий поток (сеть процессов) и их последовательность необходимые для создания системы менеджмента качества.

Для этого необходимо установить: кто является внутренними и внешними потребителями каждого процесса; требования внутренних и внешних потребителей по каждому процессу; владельца каждого процесса; характеристики намеренных и ненамеренных результатов процессов; входы и выходы по каждому процессу; управляющие воздействия; необходимые ресурсы.

В целом в системе менеджмента качества в образовательном учреждении могут применяться следующие формы управления: организационно-распорядительная; функциональная; процессная; проектная.

Обобщенная карта процессов и их взаимосвязей приведена на рисунке 5.

Идентифицированы процессы, необходимые для реализации системы менеджмента качества и их применения внутри организации. Установлено, что необходимо проверять, является ли какой-либо из этих процессов сторонним процессом. Провести классификацию и соподчиненность иерархических уровней процессов на гиперпроцесс СМК и макропроцессы, на ключевые и вспомогательные процессы, субпроцессы 1-ого, 2-ого уровней и т.д. Описаны гиперпроцесс СМК, макропроцессы (в «Руководстве по качеству» или, в случае необходимости, в отдельных СТП), ключевые и вспомогательные процессы, субпроцессы 1-ого, 2-ого уровней и т.д

Шестой раздел посвящён самооценке деятельности ВТУЗа. Для проведения анализа состояния системы менеджмента качества образования в университете и для образовательных процессов в частности были разработаны планы мероприятий, конкретные программы для каждого подразделения. Результаты проведенной самооценки обсуждались на ректоратах, ректорских советах. Решения принимались на Ученом совете университета. Разработаны планы корректирующих мероприятий, конкретные для ВУЗа и для каждого подразделения. Разработаны документированные процедуры всех необходимых мероприятий и действий, отражённые в соответствующих СТП. Анализ проводился по собственным критериям и критериям, разработанным для конкурса Минобрнауки РФ «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Модель самооценки показана на рисунке 6.

Процессы общего управления КГТУ

Бизнес - процессы ВПО

Рисунок 5– Обобщенная карта процессов КГТУ

Персонал

90 баллов

Удовлетворенность

персонала

90 баллов

Лидирующая роль

руководства

100 баллов

Политика и стратегия

организации в

области

качества

80 баллов

Процессы,

осуществляемые

организацией

140 баллов

Удовлетворенность

потребителей

качеством

продукции

или услуг

загрузка...